Контрактная система станет проще

Вчера в 12:09
 просмотров

В начале II квартала 2019 года власти РФ анонсировали поэтапную реформу системы госзакупок, планирующую упрощение порядка проведения торгов. Необходимые пояснения по этому поводу нам дала заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы РФ по КЧР Галина АВРАХОВА:
– Галина Павловна, если говорить о регулярном проведении руководимым вами отделом контроля закупок плановых и внеплановых контрольных мероприятий, а также рассмотрении поступающих в отдел жалоб, что можно сказать о статистических данных в динамике?
– Плановые контрольные мероприятия проводятся нами исключительно в отношении фед. заказчиков в соответствии с планом контрольных мероприятий на очередной год.

В начале II квартала 2019 года власти РФ анонсировали поэтапную реформу системы госзакупок, планирующую упрощение порядка проведения торгов. Необходимые пояснения по этому поводу нам дала заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы РФ по КЧР Галина АВРАХОВА:
– Галина Павловна, если говорить о регулярном проведении руководимым вами отделом контроля закупок плановых и внеплановых контрольных мероприятий, а также рассмотрении поступающих в отдел жалоб, что можно сказать о статистических данных в динамике?
– Плановые контрольные мероприятия проводятся нами исключительно в отношении федеральных заказчиков в соответствии с планом контрольных мероприятий на очередной год. В их числе плановые проверки составляют незначительный процент, гораздо больше проводится внеплановых проверок – по письмам городской и республиканской прокуратуры, по обращениям Главного государственного инспектора по КЧР, иных контрольных органов. При этом статистика по итогам работы в 2018 году и в 1 квартале 2019 года неумолимо свидетельствует, что количество нарушений возросло. Так, по 144 жалобам в 2018 году было выявлено 262 нарушения, а по 20 жалобам а этом году – уже 149 нарушений.
– Как получается, что контрактная система развивается, а число ошибок не уменьшается, а растет?
– При анализе данного факта напрашивается вывод о том, что специалисты контрактных служб, занимающиеся размещением закупок, где-то не дорабатывают, при том, что нагрузки у них высокие. То есть не всегда есть возможность изучить тот или иной вопрос, являющийся предметом закупки, в полном объеме и просмотреть складывающуюся практику как контрольного органа, так и судебную. И поскольку такая практика не всегда однообразна, принимаются неверные решения при проведении торгов, что рождает жалобы на действия проводящих закупки. Обычно УФАС по КЧР проводит внеплановые проверки всего размещенного заказа, а не только рассматривает доводы, изложенные в жалобах.
– Какие еще надзорные органы осуществляют контроль за соблюдением закона о контрактной системе и что можно сказать о количестве нарушений по результатам их работы?
– Судите сами, сумма нарушений, которые выявила Счетная палата при анализе данных госзакупок по итогам 2018 года, в 5,5 раза превышает показатель за 2016 год. Объем нарушений в сфере госзакупок в 2018 году составил в денежном выражении 294,6 млрд руб. При этом в 2017 году было выявлено нарушений на 118,3 млрд руб., в 2016 году – на 53,05 млрд руб. Количество выявленных нарушений практически не изменилось, но значительно возросла их сумма. И почти 40% нарушений связаны с необоснованным увеличением стоимости контрактов. Еще 20% приходится на нарушения, связанные с приемкой и оплатой невыполненных работ. А вот Генеральной прокуратурой за 2018 год выявлено 150000 нарушений в сфере закупок, при этом 6% из них имели коррупционную составляющую. По итогам проверок ведомства возбуждено 275 уголовных дел, 2500 лиц привлекли к дисциплинарной и уголовной ответственности. Как видите, количество нарушений огромно, и, видимо, назрел вопрос о внесении изменений в действующую редакцию закона о контрактной системе и иные подзаконные акты.
– В одной из программ Первого канала российского телевидения премьер РФ Дмитрий Медведев отметил, что нынешнее законодательство о контрактной системе очень громоздко и требует упрощения. Что под этим подразумевалось?
– С начала 2019 года контрактная система перешла к новому этапу своего развития. При этом все закупки были переведены в электронную форму, обеспечивающую их открытость и прозрачность. Кроме того, предусмотрены дифференцированный размер обеспечения заявок и возможность предоставления банковской гарантии в электронной форме, а также размещение средств, вносимых в качестве обеспечения заявки на участие в закупке на специальных счетах участника закупок в банках. Введена стандартизация информации о закупках с помощью применения описания каталога товаров, работ, услуг. Однако все новые необходимые поправки планируется принимать отдельными пакетами в течение всего 2019 года.
– Что же ждет всех участников закупочного процесса в недалеком будущем?
– Прежде всего, с 1 июля 2019 года планируются поправки, направленные на повышение эффективности системы за счет сокращения сроков закупочных процедур и ликвидации дополнительной бумажной работы. Далее, осенью 2019 года планируется переход на использование типовой документации и интеграции Единой информационной системы в сфере закупок с другими системами.
– Какой «выхлоп» ожидается от этих перемен?
– Принимаемые государством меры, безусловно, направлены на качественное улучшение действующего закона № 44-ФЗ о контрактной системе и оптимизацию всего закупочного процесса, достижение экономии выделяемых бюджетных средств и, в конечном счете, на уменьшение нарушений при их проведении. Ждут положительных результатов от планируемых изменений и все заказчики с участниками, рассчитывая на упрощение действующих процедур и снижение штрафных санкций за их нарушение.

Беседу вела Лариса НИКОЛАЕВА.

Лариса НИКОЛАЕВА
Поделиться
в соцсетях