Квалификация кадров – залог качества реформы ЖКХ

18 июня в 07:05
2 просмотра

Обеспечение потребителя качественными жилищно-коммунальными услугами невозможно без реформирования. Но успех любой реформы напрямую зависит от людей. Между тем кадровый голод в сфере ЖКХ сегодня ощущается острее, чем в любой другой экономической отрасли страны. Эта тема горячо обсуждалась на заседании круглого стола в Общественной палате КЧР.
Вопросы реализации программы реформирования ЖКХ в Карачаево-Черкесии рассматриваются в Общественной палате КЧР регулярно. И каждый раз принимаются соответствующие резолюции, даются рекомендации по улучшению работы и устранению озвученных проблем.

Обеспечение потребителя качественными жилищно-коммунальными услугами невозможно без реформирования. Но успех любой реформы напрямую зависит от людей. Между тем кадровый голод в сфере ЖКХ сегодня ощущается острее, чем в любой другой экономической отрасли страны. Эта тема горячо обсуждалась на заседании круглого стола в Общественной палате КЧР.
Вопросы реализации программы реформирования ЖКХ в Карачаево-Черкесии рассматриваются в Общественной палате КЧР регулярно. И каждый раз принимаются соответствующие резолюции, даются рекомендации по улучшению работы и устранению озвученных проблем. Но проходит время, и на очередном собрании общественников, чиновников и собственников жилья вновь звучат все те же плачевные «песни».
– К сожалению, не всегда выданные нами рекомендации оперативно выполняются органами исполнительной власти и муниципальными объединениями, – открывая заседание, сказал руководитель регионального Центра контроля и просвещения в сфере ЖКХ Анатолий Барков, отметив, что порой даже Общественная палата не получает никакой реакции от указанных структур на обозначенные проблемы, несмотря на неоднократные напоминания.
По его словам, предприятия ЖКХ КЧР давно и остро нуждаются в высококвалифицированных специалистах высшего и среднего звена, не говоря уже о кадрах рабочих профессий.
– Сегодня в отрасли работает большое количество людей, получивших профессиональное образование по самым разным направлениям и специальностям, однако они далеки от понимания целей и принципов функционирования жилищного хозяйства и коммунальной инфраструктуры, – выразил свое мнение Барков.
Полностью согласилась со сказанным председатель ТСЖ «Химик» Екатерина Терехова, заметив, что объем работы в ЖКХ – огромный, а работают здесь люди предпенсионного и пенсионного возраста. Молодежь не идет работать в эту сферу, а большинство рабочих принимаются на работу учениками, без опыта.
– В той же жилищной инспекции не хватает простых специалистов, не говоря уже о профессионалах, – удрученно констатировала повидавшая разных «спецов» Екатерина Михайловна.
Свои возражения на этот счет высказал региональный оператор «Фонда обеспечения и организации капитального ремонта КЧР» Керим Дураев, заметив, что кадры нужны, но даже любая УК – это частная компания, и заставить ее поменять своих сотрудников никто не имеет права.
– Да, в жилинспекции тоже не все специалисты, но не мы их брали на работу, – подытожил Дураев, резонно заметив, что обучать можно всех, но это стоит немалых денег.
Между тем новые федеральные государственные образовательные стандарты подготовки специалистов для ЖКХ были разработаны и утверждены в стране еще в 2013 году. Они предусматривают подготовку кадров для среднего профессионального образования по специальности «Управление, эксплуатация и обслуживание МКД», а также высшего образования по специальности «Жилищное хозяйство и коллективная инфраструктура». Но лишь в немногих субъектах РФ что-то делается в этом направлении, как и в КЧР. Об этом рассказал участникам круглого стола начальник отдела профобразования и науки регионального Минобраза Али Меремкулов:
– В 2016/17 учебном году мы набрали 25 человек на обучение в группу по специальности «мастер ЖКХ». В июне они уже заканчивают обучение, получают рабочую профессию многофункциональных специалистов. Мониторинг нами ведется постоянно – кому и какие кадры нужны. В прошлом году мы пробовали создать еще одну группу из 20 человек, но не смогли набрать молодежь – пришел лишь один человек.
На вопрос Анатолия Баркова о том, будут ли готовиться кадры по специальности «управление, эксплуатация и обслуживание МКД», Али Меремкулов пояснил, что официальных запросов у них нет и в ближайшее время пока не предусмотрено обучение в этом направлении. Глубокое разочарование присутствующих данным фактом было очевидно.
Так же единодушно участники заседания отметили, что основная проблема кадрового обеспечения сферы ЖКХ состоит в том, что нет слаженной системы подготовки профессиональных специалистов, что резко ухудшает результативность проводимых в отрасли преобразований. Более того, стали дефицитом многие рабочие профессии: сварщики, слесари АВР и сантехники, бульдозеристы и экскаваторщики, кровельщики и каменщики, электромеханики и пр. А высокая отраслевая «текучесть» кадров – привычное явление. Барков заверил присутствующих, что в ближайшее время эта проблема будет отдельно рассмотрена на очередном заседании круглого стола в ОП КЧР.
Кроме всестороннего разбора кадрового вопроса за круглым столом состоялся предметный разговор о проблемах с РСО, РО капремонта и РО ТКО. Анатолий Барков задал вопрос конкретно: «У кого какие проблемы с обеспечением услугами ЖКХ?» И здесь тоже не обошлось без острых углов и спорных моментов.
Так, одна из наиболее активных общественных контролеров, Александра Селина, поделилась своими соображениями о работе мастеров АДС, которые за короткий срок произвели в их доме рядовую работу на 12000 (!) рублей.
– Откуда такие расценки? Пока все, что нужно, делали, я буквально над ними стояла. Причем к рабочим претензий нет, они записывают в акт то, что делают, а уже в бухгалтерии появляются документы, не согласованные со старшей по дому. Я бы поставила ребром вопрос о помощи государства службе АДС, потому что нет у нас этой службы, – резюмировала женщина.
Другой общественный контролер, Валерий Супрунов, высказался по этому поводу так:
– Раз есть у нас теперь коммерция, значит, надо обязывать коммунальные службы, чтобы все было четко по актам, с чеками по всем конкретным материалам и фиксированным приемом работ.
Несмотря на имеющиеся положительные примеры добросовестной службы ресурсоснабжающих организаций, жалобы на низкое качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг сыпались как из рога изобилия.
– У фонда капремонта нет ремонтной базы, инженерного сопровождения. Четыре  месяца бригада работала, и ни один представитель инженерного направления не пришел и не посмотрел, как идут дела, – звучало от представителей ТСЖ.
– А хороших специалистов у нас еще десяток лет не будет. Виной тому низкооплачиваемая работа, на которую никто не хочет идти. Тем не менее  мы отвечаем за свою работу, у нас все всегда проходит по экспертизе. А вы, если выбрали такой способ управления, руководите сами своими домами. Вы же хотели быть отдельно, – парировал Дураев.
В конце концов в дебаты вмешалась Вера Молдованова, которая  заметила, что обсуждением частных вопросов за круглым столом крупных проблем не решить. «Нам нужно решать глобальные вопросы, чтобы был ощутимый результат», – заявила председатель ОП КЧР.
По итогам заседания была принята резолюция и выданы очередные рекомендации общественников Министерству образования и науки КЧР, Управлению государственного жилищного надзора КЧР и региональному Министерству строительства и ЖКХ. Причем последнему, кроме прочего, было рекомендовано  проанализировать уровень профессиональной подготовки кадров предприятий сферы ЖКХ во всех муниципальных образованиях, а также усилить контроль подготовки и проверки знаний в специализированных учебных заведениях.

Лариса НИКОЛАЕВА
Поделиться
в соцсетях