Не учите фермера жить, поддержите материально…

7 августа в 09:24
 просмотров

Развитие агропромышленного комплекса является одним из важнейших направлений деятельности российского правительства. Как отметил Президент РФ Владимир Путин: «Сельское хозяйство – давно национальный проект, размеры поддержки измеряются сотнями миллиардов рублей». Действительно, в этом направлении делается много, однако есть и серьезные системные проблемы, которые снижают эффективность государственной помощи. Мы попытались разобраться, насколько доступна эта помощь труженикам АПК.

Развитие агропромышленного комплекса является одним из важнейших направлений деятельности российского правительства. Как отметил Президент РФ Владимир Путин: «Сельское хозяйство – давно национальный проект, размеры поддержки измеряются сотнями миллиардов рублей». Действительно, в этом направлении делается много, однако есть и серьезные системные проблемы, которые снижают эффективность государственной помощи. Мы попытались разобраться, насколько доступна эта помощь труженикам АПК.

Льготное кредитование
В конце 2016 года Правительством РФ был принят долгожданный для аграриев документ. Постановлением от 29 декабря 2016 года №1528 «О кредитовании сельскохозяйственных товаропроизводителей по льготной ставке» устанавливался новый механизм льготного кредитования, согласно которому сельхозтоваропроизводитель сразу получает кредит по низкой ставке, не отвлекая собственные средства на уплату процентов, возвращения которых нужно ждать, как это было ранее.
Итак, с начала 2017 года банки стали напрямую выдавать кредиты под 5% и ниже. Согласно новым правилам, желающие получить льготный кредит должны подать заявки в уполномоченные банки, которые потом формируют реестр потенциальных заемщиков и передают его на согласование в Минсельхоз РФ.
Новый механизм кредитования аграриев по льготной ставке от 2% до 5% – одна из главных тем в сельском хозяйстве в последние три года. Постановление было принято восторженно, но нотки скептицизма у некоторых все же присутствовали. В частности, многие говорили, что субсидий на всех может не хватить.  
Всего в 2017 году уполномоченными банками Карачаево-Черкесии было выдано краткосрочных и инвестиционных льготных кредитов в рамках программы, разработанной Минсельхозом РФ, на общую сумму более 1,5 миллиарда рублей.
Однако вопреки правительственным отчетам льготное кредитование в предыдущие годы оказалось сложно доступным для аграриев. Программа стартовала в начале февраля 2017-го, но когда крестьяне обратились в уполномоченные банки за оформлением кредитов, то 80% получили отказ с формулировкой «отсутствие бюджетных лимитов». Причина простая – крупные сельскохозяйственные холдинги, системообразующие для того или иного региона, в том числе и в Карачаево-Черкесии, в плане налоговых поступлений, выбрали все бюджетные лимиты льготного кредитования, не оставив мелким и средним хозяйствам возможности поучаствовать в этой программе.
В 2018 году правительство, вняв жалобам мелких и средних аграриев, внесло в программу изменения. В частности: введены лимит льготного кредита на одного заемщика; обязательный минимальный лимит льготного кредитования малых и средних форм хозяйствования – 20% всех льготных кредитов должны поступать мелким и средним аграриям.
В 2018 году сумма льготного кредитования превысила 2 миллиарда рублей. Фермеры, крупные сельхозпроизводители и банкиры уже успели оценить преимущества нового механизма – льготная ставка, позволяющая сделать заемные средства более доступными для сельхозтоваропроизводителей, привлекала дополнительные инвестиции в отрасль. Полученные средства предприниматели потратили на сезонно-полевые работы, на приобретение племенного скота, специализированной техники, оборудования, необходимых в сельском хозяйстве, и на текущие расходы.
2017-2018 годы названы правительством годами «кредитного бума» в сельском хозяйстве. Согласно официальным отчетам, было выдано почти 8000 льготных займов на сумму 650 млрд рублей, в 2019 году Минсельхоз объявил, что продолжит стимулирование отрасли.
Между тем, аграрии продолжают сетовать на недоступность льготного кредита. Фермеры отмечают проблемы, в частности, связанные с требованиями по соблюдению предельного уровня софинансирования.
Так, фермеры Карачаево-Черкесии весьма критично высказываются об условиях льготного кредитования, которые предъявляют уполномоченные банки.
Фермеры жалуются на недоступность льготных кредитов. К примеру, хозяйствующему более 20 лет предпринимателю отказали в выдаче льготного кредита под 2%-5%, но тут же одобрили потребительский кредит на коммерческих условиях от 17% годовых, признав тем самым его кредитоспособность. Есть и те, кто жалуется на несправедливое, по их мнению, условие для предоставления льготного кредита, выдвигаемое «Россельхозбанком», – наличие на счету 40% от запрашиваемой суммы. Ведь такое условие может выполнить только крупное успешное хозяйство. Получается, что на льготы могут рассчитывать те, у кого и так все хорошо, а тот, кому действительно нужна помощь, должен влезать в кредитную кабалу.
Кому же в действительности достаются льготные кредиты и какие проблемы сегодня стоят перед сельскохозяйственным сектором?  
Как показывает практика, на мелкие и средние хозяйства в 2017-2018 годах пришлось лишь 20% льготных кредитов. Однако если посмотреть на соотношение средних, мелких форм хозяйств и крупных агрохолдингов в структуре агропромышленного производства, то видно, что холдинги составляют менее 2% от общего числа всех сельхозпроизводителей.
Получается, что 80% всех льготных кредитов достаются агрохолдингам, которых менее 2% от общего числа всех аграриев, и это ключевая проблема сегодня.
Чтобы решить ее, необходимо скорректировать соотношение кредитных лимитов для крупного и среднего бизнеса в сфере сельского хозяйства, в противном случае ситуация прошлого года может повториться и в наступившем сезоне.

Кредиты на инвестпроекты
В начале февраля 2017 года стало известно, что правительство России намерено расширить господдержку за счет получателей коммерческих кредитов на инвестпроекты, в том числе за счет предоставления им льгот. Мера может быть действенной, учитывая, что рентабельность в замкнутом цикле производства готовой продукции очень хорошая, а для того, чтобы стимулировать различного рода инвестиционные проекты, необходимы дешевые кредиты на длительный срок. Однако трудность заключается в том, что сегодня отношения между крестьянином и переработчиком построены, по сути, так же, как между поставщиком и торговой сетью.
Инвестор, получающий льготный кредит на строительство завода по переработке зерна, начинает ставить свои условия крестьянам, у которых он это зерно закупает. В результате никакой поддержки аграрии не получают, и просто создается еще одна «торговая сеть». Проблема решится, если государство «отшлифует» данный механизм и сделает господдержку адресной, идущей именно сельхозпроизводителям.

Доярка – двигатель АПК
Господдержка в сельском хозяйстве – необходимость, и сегодня действует множество программ по стимулированию отрасли. Это и субсидии на растениеводство, животноводство, перевозку железнодорожным транспортом, льготное кредитование и т.д. Однако отсутствует главное – механизм стимулирования привлечения наемного труда в сельскохозяйственное производство.
Успех сельскохозяйственного предприятия сегодня зависит не от количества имеющихся тракторов и комбайнов, а от количества механизаторов, доярок и телятниц.
За последние три года банкам довелось работать более чем с сотней хозяйств, как крупных, так и небольших. При всем разнообразии их проблем основной остается кадровая. Средний возраст работников в сельском хозяйстве – 45-60 лет. А учитывая, что ежегодный набор в аграрные университеты критически сокращается, молодые специалисты в отрасли появятся не скоро. Причина банальна – низкий уровень заработных плат. Выходом могла бы стать программа достойного субсидирования на одного наемного сотрудника в сельском хозяйстве.
Еще одна точка роста – создание централизованного экспорта сельскохозяйственной продукции первичной переработки. Это помогло бы решить проблему низкой рентабельности отрасли и добиться стабильного ценообразования, не зависящего от вмешательства государства. Показательна в этом смысле ситуация 2017 года, когда в ответ на критическое падение цен на зерновые в результате внутреннего перепроизводства государство ввело закупочные интервенции. Однако с учетом того, что в интервенционный фонд закупается менее 1% валового сбора урожая, мера оказалась предсказуемо неэффективной и никак не повлияла на ценообразование.
Сельское хозяйство традиционно остается одной из самых сложных в плане привлекательности для вложения инвестиций отраслей, где от человеческого фактора зависит лишь 50% успеха. Остальные 50% приходятся на погоду и микроэкономические процессы.
К примеру, 2016 год был хорошим по урожайности, и цены на сельхозпродукцию держались на высоком уровне. Подогревала интерес к отрасли и санкционная политика в отношении импорта. Многие аграрии произвели глубокую модернизацию производства, увеличили производственные мощности. На этой волне в начале 2017 года участники рынка кратно увеличили долговую нагрузку своих хозяйств, рассчитывая, что цена на зерно останется на прежнем уровне или разумно снизится на 15-20% при достаточном урожае.
Падение цены на 60-70% стало неожиданностью. Вполне логичным шагом со стороны государства на этом фоне выглядела принятая программа субсидирования на перевозку сельхозпродукции железнодорожным транспортом: крестьянам было выгоднее потерять выращенный урожай на собственных складах, чем нести расходы на его погрузку и транспортировку, поскольку в момент пиковой отгрузки зерна в сентябре себестоимость начала превышать ценовые предложения по закупкам. При этом надо понимать, что себестоимость – это лишь текущие операционные расходы, не включая траты на погашение кредитов.
Прогнозируя развитие отрасли, можно с уверенностью сказать, что цена на сельхозпродукцию будет меняться. Однако как именно, предугадать невозможно. Идеальным вариантом для аграрного бизнеса станут показатели сбора урожая чуть ниже среднего. В этом случае спрос и предложение придут в равновесие.

Схема составлена автором.
При подготовке статьи были использованы материалы с

официальных сайтов Минсельхоза России, АО «Россельхозбанк».

Армида КИШМАХОВА
Поделиться
в соцсетях