Делим зоны ответственности, или Кто заплатит за туриста?
Участники заседания тематической площадки «Экология» в региональном отделении ОНФ в КЧР обсудили, как реализуется в республике реформа отрасли обращения с твердыми коммунальными отходами в КЧР.
Встретившись на тематической площадке, представители органов исполнительной власти, контрольно-надзорных органов, муниципалитетов и общественники в рабочей обстановке обменялись мнениями и выработали основные подходы к решению обсуждаемых вопросов, первым из которых стала проблематика реализации реформы ТКО в туристических и курортных зонах республики. В частности, речь шла об установке и обслуживании мусорных контейнеров в курортных зонах Карачаево-Черкесии, в первую очередь – в Архызском поселке Буково и в районе Софийской поляны, где ежегодно бывает…
Участники заседания тематической площадки «Экология» в региональном отделении ОНФ в КЧР обсудили, как реализуется в республике реформа отрасли обращения с твердыми коммунальными отходами в КЧР.
Встретившись на тематической площадке, представители органов исполнительной власти, контрольно-надзорных органов, муниципалитетов и общественники в рабочей обстановке обменялись мнениями и выработали основные подходы к решению обсуждаемых вопросов, первым из которых стала проблематика реализации реформы ТКО в туристических и курортных зонах республики. В частности, речь шла об установке и обслуживании мусорных контейнеров в курортных зонах Карачаево-Черкесии, в первую очередь – в Архызском поселке Буково и в районе Софийской поляны, где ежегодно бывает большое количество туристов, а значит, и проблема утилизации отходов стоит наиболее остро.
Участники заседания сошлись во мнениях, что данный вопрос является ключевым, поскольку касается не только урегулирования платы за услугу по вывозу и захоронению ТКО (которая с 2019 года существенно возросла), но и сохранения уникальных природных богатств республики.
Координатор проекта «Генеральная уборка» в КЧР Азамат Ужахов рассказал, что по результатам мониторинга на сегодняшний день в КЧР почти повсеместно наблюдается несвоевременный вывоз мусора и замусоренные контейнеры, отказ заключать договора с региональным оператором по вывозу ТКО. Также он отметил слишком низкие штрафы за нарушение законодательства в этом вопросе, саботаж заключения договоров с регоператором в силу недостаточной осознанности населением этой необходимости.
– Да, тарифы должны быть разумными и обоснованными. Но и люди должны думать о том, что стихийные свалки и саботаж программы по сбору и утилизации ТКО на территории региона – не самый лучший выход из положения, особенно, когда речь идет о таких «жемчужинах» природы, как Домбай, Теберда, Архыз и других мест, ставших лицом Карачаево-Черкесии, – добавил Ужахов.
Небольшая презентация от РО ОНФ хорошо проиллюстировала сказанное. На слайдах были показаны места в туристических зонах – в Зеленчукском и Карачаевском районах, поселке Курджиново и т. д., – где силами активистов Народного фронта, регоператора и работников САХ были убраны скопления ТКО.
Руководитель исполкома РО ОНФ в КЧР Людмила Каппушева, в свою очередь, указала на главную, по ее мнению, причину сложившейся ситуации -отсутствие сознательности населения, его слабую просвещенность в этом вопросе. При этом она заметила, что выработанные ранее предложения общественников на эту тему были еще в марте текущего года направлены в минстрой республики, но до сих пор оттуда нет даже формального ответа. Обратила она внимание присутствующих и на то, что даже если оборудовать мусорными бункерами наиболее проблемные места скопления мусора на курортах и организовать оттуда его регулярный вывоз, неизбежно всплывает вопрос: кто будет за это платить?
Начальник отдела ЖКХ Минстроя КЧР Аубекир Лайпанов отметил, что нужно разделить зоны ответственности. Практически везде есть предприниматели, которые осуществляют свою деятельность в курортных местах, а значит, пусть тоже активно участвуют в решении вопроса, поскольку основной приток туристов -на арендованных землях.
– Опять же установка контейнеров и создание площадки гораздо дешевле уборки уже скопившихся стихийных свалок, – добавил он.
Да, туристического сбора в регионе нет, а жители этих районов не готовы за кого-то отдавать свои деньги. Они и за себя-то порой не желают это делать. Кто же будет платить за туристов? Полемика была весьма горячей, и каждое из прозвучавших мнений было в чем-то справедливо. Заместитель главы администрации Зеленчукского района Петр Вильхов отметил, что данная проблема – это головная боль не только районных администраций:
– В Буково и на Софийской поляне все земли, кроме непосредственно поселковых, – территория Гослесфонда. От моста перед поляной Таулу 29 тыс. гектаров – особая экономическая зона, 180 га из них поделены на участки и сданы арендаторам не меньше, чем на 49 лет. Почему на этих землях процветает коммерция, а мусор должны убирать муниципалы? Не нужно все переваливать на плечи района!
Он добавил, что на Лике Христа возле Буково предприниматели сами платят за вывоз мусора, в Романтике – тоже заключают договора. Почему в других местах нельзя?
– В одно время поставили 5 контейнеров на Софийской поляне, которые были переполнены за 15 минут, но организовать регулярный вывоз не вышло. Пытались в Нижней Ермоловке поставить пост и брать курортный сбор – тоже не получилось из-за несогласованности этих действий с существующим законодательством.
Но к этому можно вернуться, если изменить закон, отметили участники заседания.
– Если все предприниматели будут платить за мусор, они будут требовать его забрать и вывезти, что мы и будем делать, сказал юрист ООО УК «Глобус» Магомет Айбазов.- Отсюда только выгода – чистота вокруг…
Вместе с тем, он указал на ряд проблемных моментов, не позволяющих ему на сегодняшний день полноценно и качественно оказывать услугу гражданам. По его словам, малый и средний бизнес в регионе уклоняется от заключения договоров на вывоз и захоронение ТКО, пользуясь услугами так называемых «черных мусоровозов».
– Этот факт свидетельствует не только о непонимании сути «мусорной реформы» на уровне отдельных лиц, но и планомерно ведет к уничтожению наших драгоценных природных ресурсов, – сказал Айбазов.
Положительный пример привел заместитель начальника УЭБ и ПК МВД по КЧР Сергей Коробкин, рассказав, как добиваются чистоты в одном из наиболее удаленных мест массового посещения туристов – Пхие, где по договоренности предпринимателей мусор стабильно вывозится.
Участники заседания обсудили формы и методы повышения эффективности реализации реформы ТКО в республике. Было отмечено, что, несмотря на ужесточение ответственности за неправильное обращение с ТКО, в 2018 году не было составлено ни одного протокола участковыми уполномоченными полиции. Участники горячо обсудили необходимость вводить в региональное законодательство дополнительную статью, предусматривающую ответственность – за охрану природы, благоустройство и т.д. Наказания должны быть весомыми, а закон – с конкретикой, без обтекаемых фраз, иначе проблема не сдвинется с места.
Указывалось и на пробелы в работе органов местного самоуправления. При этом начальник отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по КЧР Руслан Аджиев сообщил, что официально ни одна действующая площадка для сбора мусора в республике до сих пор не оформлена.
– С главами поселений надо серьезно говорить, – считает и заместитель руководителя Управления Рос-природнадзора Даниял Коркмазов. – Законом определено, что органы местного самоуправления обязаны работать с народом, объяснять, а не бездействовать. А они даже штрафовать порой не хотят, говорят – не можем, это же наш «электорат»!
Людмила Каппушева по этому поводу высказалась достаточно резко:
– Там, где глава имеет вес, то даже среди электората он сможет сказать веское слово, к которому прислушаются, а если глава – пустая фигура, конечно, никто его слушать не будет!
Одно совершенно понятно – схема вывоза и сбора мусора должна быть в каждом муниципальном образовании согласована и утверждена, и уже на этом надо строить общую территориальную схему. Между тем, по свидетельству Руслана Аджиева, «на сегодня ни одного заявления от главы сельского поселения не поступило, хотя этим может заняться любое ООО или ИП».
– А зачем нам территориальная схема, которая не работает толком, а мы за нее платим? Нужно менять правила! – высказала свое мнение Каппушева.
По итогам заседания было выработано сразу несколько конкретных предложений. В их числе – обратиться к контрольным и надзорным органам с просьбой усилить контроль с их стороны за нарушением экологических требований. Внести изменения в Закон КЧР от 11.04. 2005 г. №40-РЗ «Об административных правонарушениях», расширив административную ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с ТКО и отходами производства и потребления, за отсутствие договоров на оказание услуг по обращению с ТКО.
Кроме того, считают общественники, необходимо создать условия для внедрения в муниципалитетах КЧР практики раздельного сбора мусора, а процент с доходов направлять в местный бюджет. Причем обязательно размещать на контейнерах для сбора пластика информацию о том, какой именно пластик можно выбрасывать в данные контейнеры.
{{commentsCount}}
Комментариев нет