Талант учителя

3 октября в 07:50
6 просмотров

На днях я перелистывал сборник стихотворений молодого талантливого поэта Шамиля Узденова. Книга называется «Ант» (в переводе с карачаевского языка «Клятва»). И там я прочитал такое душевное стихотворение «Первому учителю», что невольно захотелось познакомиться с педагогом, которому оно посвящено. И вот я разговариваю со Светланой Владимировной Распертовой…
– Светлана Владимировна, скажите, пожалуйста, как вы считаете, что побудило вашего ученика, который стал известной в нашей республике личностью, написать такие душевные строки?
– Я тридцать пять лет работаю в гимназии № 5 г. Черкесска. Шамиль был одним из примерных учеников в нашем классе. Отлично учился, активно участвовал во всех школьных мероприятиях. Проявлял себя только с хорошей стороны.
У него замечательные родители, которые всегда поддерживали классного руководителя. Каждый раз помогали нам проводить интересные праздники. Например, когда мы готовили праздник карачаевского народа, чтобы познакомить ребят с традициями этого народа, они приносили вкусные национальные блюда, пели песни.

На днях я перелистывал сборник стихотворений молодого талантливого поэта Шамиля Узденова. Книга называется «Ант» (в переводе с карачаевского языка «Клятва»). И там я прочитал такое душевное стихотворение «Первому учителю», что невольно захотелось познакомиться с педагогом, которому оно посвящено. И вот я разговариваю со Светланой Владимировной Распертовой…
– Светлана Владимировна, скажите, пожалуйста, как вы считаете, что побудило вашего ученика, который стал известной в нашей республике личностью, написать такие душевные строки?
– Я тридцать пять лет работаю в гимназии № 5 г. Черкесска. Шамиль был одним из примерных учеников в нашем классе. Отлично учился, активно участвовал во всех школьных мероприятиях. Проявлял себя только с хорошей стороны.
У него замечательные родители, которые всегда поддерживали классного руководителя. Каждый раз помогали нам проводить интересные праздники. Например, когда мы готовили праздник карачаевского народа, чтобы познакомить ребят с традициями этого народа, они приносили вкусные национальные блюда, пели песни.
Стоит отметить, что и родители других учеников отзывались на такие предложения. А потому у нас очень интересно проходили праздники и других народов, представители которых учились в нашем классе: абазинского, ногайского, армянского… И все с радостью принимали участие в таких мероприятиях.
У нас был очень дружный класс. Поэтому, я думаю, Шамиль и захотел что-нибудь хорошее сказать своему учителю.
– А как вы стали учителем?
– С детства, наверное, со второго класса, я мечтала быть похожей на свою первую учительницу Александру Михайловну. Это было в Краснодарском крае – я там родилась. Она была чудесным человеком.
Мне вообще по жизни везло с учителями. В школе с нами работали замечательные педагоги. Мы готовили прекрасные инсценировки песен, сказок, участвовали во всех мероприятиях, которые проводились у нас в школе. Были самым активным классом, поэтому всё, что я получила в детстве, я стараюсь воплотить уже в своих классах с детьми. Мы путешествуем, выезжаем на природу, проводим в классе всевозможные мероприятия. Сейчас вот готовим осеннее дефиле к Дню учителя. Дети стараются делать очень интересные костюмы…
С большой теплотой я вспоминаю и педагогов Черкесского педагогического училища, которое окончила в 1984 году. Потом училась в Ставропольском пединституте…
– Волнуетесь ли вы перед первой встречей с классом? О чём думаете, идя на первый урок?
– Естественно, первый класс – это всегда волнительно. Первый раз дети идут в школу, и нужно показать себя с такой стороны, чтобы ребёнок захотел ко мне прийти 2-го сентября. Я люблю детей и думаю, что они тоже меня любят.
Идя на первый урок, я думаю о том, чтобы ребята не просто вынесли какие-то знания с этого урока, а чтобы они стали немножко добрее. Стараюсь всю свою работу связывать с добротой. Мы с детьми посещаем детский дом. Ходим к старикам не только по праздникам, а в течение года, помогаем ветеранам. В классе стараемся с детьми тоже вести такую работу, от которой, наверное, веет теплом и душевностью.
А еще, идя в школу, я всегда думаю о том, чему научат меня мои дети. Каждый день они преподносят какие-то сюрпризы, чем-то удивляют. Знаете, когда ребёнок бежит в школу, хочет учиться, у тебя появляется еще больший стимул работать…
– Вы – учитель высшей категории, у вас интересные проектные программы. В 2013-2015 годах ваше имя было включено в сборник «Ими гордится Россия»… Ваши дети участвуют в различных олимпиадах, конкурсах…
– И добиваются успеха. Причем как на городском, так и на республиканском, и даже на российском уровне. Очень радует, что наши дети не только стараются учиться, но и дополнительно занимаются танцами, изучают шахматы…
А еще важно, чтобы они росли хорошими людьми. Вот почему мы учим их вежливости, доброте и отзывчивости. В нашей работе самое главное, наверное, это творчество, инициатива, и те учителя, которые работают много лет, конечно, отдают себя школе.
– А чем любит заниматься учитель Распертова дома в свободное время?
– Времени этого очень мало. И, конечно, всегда есть на что его потратить. Очень люблю что-то творить. Кстати, когда была моложе, писала стихи… Люблю готовить. Особенно, когда домой приезжают мои дети. Сын работает в Москве, дочь – в Санкт-Петербурге. Естественно, когда собираемся вместе, хочется порадовать их чем-нибудь вкусненьким.
– Ни для кого не секрет, что, работая в многонациональном коллективе, наши учителя часто сталкиваются со специфическими вопросами, возможно, незнакомыми педагогам центральной России. Как вы считаете, должны ли дети изучать свой родной язык?
– Я считаю, что дети обязательно должны изучать свой родной язык, причем не только в школе, но и дома. Сейчас некоторые родители, бабушки и дедушки немного разговаривают дома на родном языке. Считаю, что эти корни терять нельзя. Важно, чтобы ребёнок ощущал себя маленькой частичкой своего народа и той страны, в которой он живёт.
– И в конце нашей беседы хотелось бы узнать ваши пожелания всем детям и их родителям…
– Хочу пожелать всем детям и их родителям прежде всего здоровья. Это самое главное. А еще чтобы знания давались детям легко. Чтобы они выросли добрыми и отзывчивыми людьми. Доброта спасёт мир.

Х. ЛЕПШОКОВ,
член Союзов писателей и журналистов РФ, народный поэт КЧР.

Поделиться
в соцсетях