Любимый учитель
Валерий Булатов появился на свет в Сыктывкаре в Коми АССР в 1941 году, за два месяца до начала войны. Отца своего, погибшего на фронте в тот же год, он никогда не видел. В конце войны семья Булатовых: мать, сестра и брат Валерия, а также сам Валерий – перебралась к родне в Черкесск, где было чуть сытнее и теплее, чем на прежнем месте жительства. Мать рассказывала, что поводом, заставившим ее сорваться с места, была голодная крыса, которую она обнаружила ночью сидящей на спящем младшем сыне.
Валерий пошел в Черкесскую школу № 1 в 1948 году. Мать спустя несколько лет просила у него прощение за то, что одевала их бедно: дети ходили в штанах с заплатками.
Валерий Булатов появился на свет в Сыктывкаре в Коми АССР в 1941 году, за два месяца до начала войны. Отца своего, погибшего на фронте в тот же год, он никогда не видел. В конце войны семья Булатовых: мать, сестра и брат Валерия, а также сам Валерий – перебралась к родне в Черкесск, где было чуть сытнее и теплее, чем на прежнем месте жительства. Мать рассказывала, что поводом, заставившим ее сорваться с места, была голодная крыса, которую она обнаружила ночью сидящей на спящем младшем сыне.
Валерий пошел в Черкесскую школу № 1 в 1948 году. Мать спустя несколько лет просила у него прощение за то, что одевала их бедно: дети ходили в штанах с заплатками. «А я этого и не помнил», – говорит Валерий Викторович. Подвижный и жизнерадостный мальчишка посвящал время друзьям, учебе и приключениям, и никакие невзгоды не способны были поколебать его оптимизм и энтузиазм.
В старших классах Валерий очень любил литературу и с теплотой сегодня вспоминает Алексея Гриценко, предрекавшего ему карьеру журналиста. Но в 10 классе Иван Васильевич Борисенко увлек его математикой. Точные науки, несмотря на художественные задатки в мальчике, оказались Валерию ближе. Впрочем, все в школе знали: за что бы он ни взялся, достигнет вершин благодаря способности концентрироваться и направлять усилия в нужное русло. Практичность и деловитость, завидная настойчивость, умение организовать себя и других всегда были сильными сторонами Валерия.
В 1958 году Валерий поступил на физмат Ростовского государственного университета. Студенческие годы запомнились прекрасными преподавателями, увы, не очень сытой жизнью, которая компенсировалась веселыми встречами с друзьями. Валерий, кстати, всегда имел надежных друзей и был искренне привязан к ним. Его друзьями становились те, кто разделял его интересы и увлечения, был духовно близок, умел не ставить жестких рамок дружбе и уважал его неординарную натуру.
И вот однажды, учась уже на четвертом курсе, Булатов встретил в центре Ростова своих друзей из пединститута Александра и Эльвиру. Друзья неожиданно рассказали ему о том, что они перешли на заочное отделение и сейчас работают учителями в одной из школ города Азова, где есть вакансия и учителя математики. Валерий из интереса поехал разузнать что и как. Друг представил его директору школы как «зубра», однако тому он показался «теленком». Но студента он на работу принял.
В этой школе Валерий проработал семь лет и в это же время встретил любовь всей своей жизни. Дело в том, что квартирная хозяйка в Азове после его вселения часто приводила в дом нескольких женщин средних лет. Валерий заметил, что его с интересом разглядывают, а после Нина Ивановна стала приставать к нему с предложением познакомить его с хорошей девушкой Галиной. Валерий упрямо отказывался. «Я привык сам знакомиться», – говорил он.
Однако однажды зимним вечером Нине Ивановне удалось добиться своего, и она потащила его в дом своей подруги. Шли по гололеду сквозь вьюгу. Нина Ивановна хромала, а Валерий шатался после операции по удалению аппендицита.
В доме их встретил накрытый стол, в хозяйке дома он узнал подругу Нины Ивановны, что столь внимательно разглядывала его. А вот девушка, с которой его хотели познакомить, сбежала в Ростов на электричке. Она, как и он, не любила, когда ее знакомили невесть с кем. В десять часов вечера незадачливая сваха с несостоявшимся женихом собрались уходить. И тут вернулась Галина, уверенная, что сваты давно ушли. Увидев румяную с мороза красавицу, Валерий не стал спешить с уходом, заметив, что девушке он тоже понравился.
В 1965 году, повстречавшись пару лет, молодые поженились. В 1969 году молодая семья вернулась в Черкесск уже с маленьким сыном Игорем. Валерий к тому времени нашел работу в филиале Ставропольского политехнического института. Вскоре на свет появился сын Юрий.
Валерий Викторович оказался прекрасным педагогом. Он с большим энтузиазмом воспринимал новые идеи, любил нетрадиционные подходы. Убежденный реформатор, понимающий необходимость постоянного обновления, а иногда и революционер, готовый одним махом разрушить поднадоевшее, за что бы он ни взялся, старался сделать все на свой лад, игнорируя инструкции и предписания. Но он всегда был ответственным и рассудительным, и работодатели доверяли ему. Дела его всегда были налажены, все шло по плану, иначе он не мог.
На его лекциях аудитория всегда была заполнена до отказа, но это, что не удивительно, не очень нравилось коллегам, чьи аудитории во время лекций пустовали. Булатов не любил подковерные интриги, не спешил высказать свое мнение, избегал конфронтаций и выяснения отношений и предпочел перейти в автодорожный техникум. И с тех пор преподавал там математику, выпустив несколько поколений прекрасных студентов. «Ученики – мои боги, – говорит Булатов, – я за них молюсь, считаю, что должен выложиться по полной, работать с огоньком».
Таким образом, работа оказалась для Валерия Викторовича любимым хобби.
Главнейшая обязанность наставника – научить думать, и эта обязанность важнее, нежели передача самого предмета. Не начав с пробуждения у ученика желания учиться и любви к предмету, куешь холодное железо. Но нельзя научить любить то, чего не любишь сам. Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь. Булатову нравилось учить и было легко с детьми – и потому всё получалось. Его не привлекали карьерный рост и возможность занять влиятельное положение, он, как это ни странно прозвучит, работал во имя прогресса, будущего страны.
Валерий Викторович знал только две оценки – «два» и «пять». «Два» получали те, кто ничего не знал, однако на уроках Булатова ничего не знать было трудно. Он так подавал материал, что тот прочно оседал даже в самой ленивой голове. Да, не каждому повезло изучать сложный предмет математики на одном дыхании. Ученикам Булатова это удалось. С первых уроков было видно, что Валерий Викторович учитель от Бога. Уроки отличались высокой плотностью, строгой дисциплиной, кропотливой работой над разгадкой самой трудной задачки.
Администрация поручала ему не самые простые группы, потому что никто не сомневался, что он непременно справится. И ребята знали: учитель никому не даст их в обиду, всегда поможет, но в то же время спросит по всей строгости. Любимчиков у него не было. Однажды в ответ на вздорную жалобу ученика, что ему поставили двойку, Булатов кивнул и поставил в журнал пятерку. Ученик ошеломленно спросил: «За что?» «Ну, ты же недоволен, что я поставил два. Вот тебе пять». Наглеца, как ни странно, поставленная пятерка за невыученный урок разозлила куда больше двойки, и с тех пор он делал все, чтобы не допускать в классе подобных инцидентов.
Булатов мог найти общий язык с любым учеником, каким бы сложным он ни был. Сколько душевных сил и энергии отдал он своим ученикам, научив их правильно и просто разбираться не только в математических законах, но и в законах жизни. Он всегда и везде был с ними: и на полевых работах, и на спортивных турнирах.
Бытует мнение, что математики-«сухари», что ничего не замечают кругом, кроме своих цифр. Это не про Булатова. Свет в кабинете математики можно было увидеть и поздним вечером, и в выходные дни, потому что профессия учителя не имеет временных рамок – это образ жизни. Булатов никогда не отказывал студентам в помощи. Был случай, когда девочка перед контрольной попросила дополнительно позаниматься у него. В конце занятия ей позвонили, после чего, вскрикнув, девушка сломя голову убежала. Оказалось, в доме взорвался газ, отец, мать и брат сильно пострадали. Но девочка благодаря занятиям оказалась жива.
Его выпускники сегодня успешно работают в самых разных сферах деятельности, но всех их объединяет одно – чувство благодарности любимому учителю. «Он – самый лучший учитель», – эта фраза десятки раз повторялась в воспоминаниях его учеников. Для многих выпускников знания, полученные на уроках педагога, стали настоящим ориентиром в выборе дальнейшего пути: многие выбрали научную стезю, работают не только в России, но и в Германии, Чехии, Китае и десятках других стран.
За свой труд педагог отмечен грамотами, благодарственными письмами, грамотой Министерства образования и науки КЧР и званием «Почетный работник среднего профессионального образования РФ».
Фото из семейного архива.
{{commentsCount}}
Комментариев нет