Несущая свет
«Хороший учитель – как свеча. Он растворяет себя для того, чтобы дать другим свет», – эти случайно попавшие мне на глаза строки неизвестного автора в полной мере применимы к учителю русского языка и литературы СОШ с. Коста Хетагурова Карачаевского района Аклиме Рамазановне Аджиевой.
Педагог высшей категории А. Аджиева преподает в школе уже более тридцати лет. О том, что она будет учителем, Аклима Рамазановна знала с детства. Никогда ни одна другая профессия не привлекала ее так, как педагогическая.
Бесспорно, это интересная личность, яркая индивидуальность, сочетающая в себе высокие педагогические и человеческие качества. Восхищает ее удивительно трепетное отношение к школе, своей работе, без которой она не мыслит жизни.
Обладая глубокими знаниями по своему предмету, она всегда творчески подходит к процессу обучения. Уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-зачеты, деловые игры, уроки-исследования – она находчива и изобретательна, чтобы детям было интересно учиться. Главная цель работы учителя-словесника, считает А. Аджиева, – развить интерес к предмету на основе организации познавательной деятельности учащихся. Многие из ее уроков начинаются интригой.
«Хороший учитель – как свеча. Он растворяет себя для того, чтобы дать другим свет», – эти случайно попавшие мне на глаза строки неизвестного автора в полной мере применимы к учителю русского языка и литературы СОШ с. Коста Хетагурова Карачаевского района Аклиме Рамазановне Аджиевой.
Педагог высшей категории А. Аджиева преподает в школе уже более тридцати лет. О том, что она будет учителем, Аклима Рамазановна знала с детства. Никогда ни одна другая профессия не привлекала ее так, как педагогическая.
Бесспорно, это интересная личность, яркая индивидуальность, сочетающая в себе высокие педагогические и человеческие качества. Восхищает ее удивительно трепетное отношение к школе, своей работе, без которой она не мыслит жизни.
Обладая глубокими знаниями по своему предмету, она всегда творчески подходит к процессу обучения. Уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-зачеты, деловые игры, уроки-исследования – она находчива и изобретательна, чтобы детям было интересно учиться. Главная цель работы учителя-словесника, считает А. Аджиева, – развить интерес к предмету на основе организации познавательной деятельности учащихся. Многие из ее уроков начинаются интригой. Афоризм, стихи, высказывание, страница книги – все может стать интересной интригой. И любой из уроков Аклимы Рамазановны становится праздником, на котором царит вдохновение.
– Помочь ученикам увидеть бездонность и глубину художественного произведения, вовлечь их в творческий процесс постановки и решения разнообразных и сложных проблем, открыть перспективу для будущего самостоятельного осмысления – только на этой основе возможно глубокое изучение литературы, действительное сотрудничество и сотворчество учителя и ученика, – говорит Аджиева.
Она обладает редким умением чувствовать учеников, замечать их индивидуальные возможности и особенности. Заботясь о всестороннем развитии детей, она стремится привить им вкус к творчеству, любовь к прекрасному, дает возможность выразить себя.
С первых дней работы по профессии Аклима Рамазановна убедилась, что улыбка сильнее, чем возмущение и раздражение. Она справедливо считает, что все свои неурядицы надо оставлять за дверью школы. Ее отличает мягкий, но настойчивый стиль работы. «Очень требовательная, но очень добрая и справедливая», – говорят про нее дети, с которыми у нее всегда прекрасные отношения, полное взаимопонимание и уважение.
Тем, кому посчастливилось побывать хотя бы на одном из ее уроков, отмечают то, как она умеет зацепить внимание учащихся и удерживать его на протяжении всех 45 минут.
Русский язык очень трудный, поэтому Аклима Рамазановна прилагает все усилия для того, чтобы дети хорошо усвоили материал. Например, часто, помимо всего прочего, она использует на уроках элементы игры, например так называемые задания-пазлы. В таких совместных играх, конкурсах укрепляются школьная дружба и духовная связь учителя с учениками. Когда все вовлечены в процесс, никто в классе не чувствует себя одиноким, никто не остается в стороне. Ребята получают необходимые навыки общения, преодолевают робость и, играя, учатся новому, учатся свободно и грамотно излагать свои мысли. Когда дети станут выпускниками, пойдут учиться дальше, они уже не смогут забыть эти чудесные школьные годы, как не забывают их ее выпускники прежних лет.
Для Аклимы Рамазановны нет понятия «бывший ученик». По сей день ее выпускники и пишут ей, и звонят, и приходят в гости. Поэтому она в основном всегда в курсе того, что с ними происходит. Она для каждого в трудную минуту найдет утешение, поддержит, вселит уверенность и надежду. Она обязательно посетит того, кто в этом нуждается, и в чем-то посодействует. К ней многие из ее выпускников до сих пор идут за советом, она подобна горящему очагу, вокруг которого тепло и уютно.
Выбрав себе профессию, Аклима Рамазановна на всю жизнь осталась ей верной. Посвятив себя педагогической деятельности, она всегда чувствовала высокую ответственность за свой выбор. Она перфекционист и всегда нацелена на максимальный результат. Своим самым большим достижением и гордостью считает то, что все ее ученики успешно сдают ЕГЭ, при этом ни один ребенок никогда не шел после ее школьных занятий к репетитору.
В школе до сих пор помнят случай, когда два года назад Аджиевой дали 11-й класс, успеваемость которого по русскому языку оставляла желать много лучшего. На трех учеников уже махнули рукой – «двойки» по ЕГЭ им обеспечены, директор просила поработать с остальными, чтобы хоть они успешно сдали экзамен. Аклима Рамазановна села и задумалась: как же должно быть неприятно и обидно ребятам ходить одиннадцать лет в школу и остаться без аттестата. Смириться с этим она не могла. Уж не знаю, какие она нашла слова и доводы, но сумела задеть тонкие струны души, пробудила в ребятах самолюбие и уверенность в своих силах. В это трудно поверить, но эти ребята начали учиться. Вместе они проделали огромную работу, и результат пришел. Когда стали известны результаты ЕГЭ, в два часа ночи спящую Аклиму разбудил телефонный звонок. Звонила классный руководитель ребят сообщить, что мальчишки успешно выдержали экзамен!
В жизни Аклимы Рамазановны было много интересных событий, ярких дат, светлых и радостных мгновений. После двухчасовой беседы с ней вполне могу утверждать, что она – счастливый человек. И это она сама хорошо понимает и не скрывает.
На вопрос «Что для вас счастье?» она отвечает: «Счастье – это, прежде всего, моя семья. Это всегда моя поддержка и опора». И трудно поверить, глядя на эту жизнерадостную, позитивную женщину, что далеко не все в ее судьбе было просто и гладко. Именно семья: мама, две сестры и старший брат Алхаз Чагаров – стали для нее опорой в самый трудный момент ее жизни, когда в результате несчастного случая она потеряла мужа и осталась одна с двумя маленькими детьми на руках. Благодаря родным она смогла пережить эту трагедию и выстоять. Старшему сыну на тот момент было всего девять лет.
Тогда Аклима Рамазановна поняла, что должна стать для своих мальчиков не только матерью, но и отцом. Она не любит жаловаться, не любит просить. Для себя она решила, что ее дети не должны и не будут ни в чем нуждаться. Окружила их вниманием и заботой. Самым ценным и необходимым для детей, решила она, должны быть не какие-то материальные блага, а хорошее образование. Тогда они смогут найти свое место в жизни.
Это у нее получилось. Оба успешно окончили среднюю школу и получили блестящее высшее образование. Старший сын с отличием окончил медицинскую академию и ординатуру, работает одним из ведущих специалистов в Краснодарском филиале МНТК «Микрохирургия глаза» им. академика С. Н. Федорова. Совсем недавно у него появилась уже своя семья. Младший также с красным дипломом окончил Московский горный университет, является генеральным директором строительной фирмы и по совместительству приглашен на работу в КЧГУ.
«Я выросла в семье, где было четверо детей, и родители сделали все для того, чтобы мы получили хорошее образование и стали достойными людьми. У нас был добрый, теплый и гостеприимный дом. Такой же я постаралась создать и для своей семьи», – рассказывает Аклима Рамазановна…
О человеке судят по его делам. Многолетний труд А. Аджиевой отмечен многочисленными почетными грамотами и дипломами. Она – постоянный участник и многократный победитель международного онлайн-конкурса по русскому языку «Живая грамматика». Аклима Рамазановна является руководителем школьного методобъединения, членом экспертной комиссии по проверке экзаменационных работ, автором методической разработки по подготовке к ЕГЭ и многих научных работ. А еще из-под ее пера вышло много замечательных стихов и рассказов…
Перед началом этого учебного года Аклиме Аджиевой было присвоено почетное звание «Заслуженный учитель КЧР». Но для самой Аклимы Рамазановны главная награда – это, конечно же, любовь и уважение учеников, в душе которых она оставляет яркий след. Самая большая радость учителя – успехи его учеников. В числе учеников Аджиевой – победители республиканских и районных олимпиад по русскому языку и литературе, дипломанты Всероссийского конкурса сочинений…
А. ДИНАЕВ.
{{commentsCount}}
Комментариев нет