Без времени и границ

13 ноября в 13:03
9 просмотров

В Картинной галерее республиканского музея-заповедника состоялось торжественное открытие выставки войлочных изделий заслуженного художника Карачаево-Черкесии Амина Узденова и его семьи – супруги Марины Аслановны, члена Союза художников России, и их троих детей – Алхаза, Руслана и Адели.
На вернисаж собрались председатель Союза художников России, главный редактор журнала «Художник», член-корреспондент Российской академии художеств и Международной академии культуры и искусства, кандидат искусствоведения Александр Греков, председатель Союза художников Чечни Ваха Умарсултанов, художники, творческая и научная интеллигенция Карачаево-Черкесии и Кисловодска, многочисленные гости.

В Картинной галерее республиканского музея-заповедника состоялось торжественное открытие выставки войлочных изделий заслуженного художника Карачаево-Черкесии Амина Узденова и его семьи – супруги Марины Аслановны, члена Союза художников России, и их троих детей – Алхаза, Руслана и Адели.
На вернисаж собрались председатель Союза художников России, главный редактор журнала «Художник», член-корреспондент Российской академии художеств и Международной академии культуры и искусства, кандидат искусствоведения Александр Греков, председатель Союза художников Чечни Ваха Умарсултанов, художники, творческая и научная интеллигенция Карачаево-Черкесии и Кисловодска, многочисленные гости.
Выставка открылась виртуозным исполнением гармонистом Русланом Катчиевым старинных карачаевских мелодий, и это придало мероприятию особый этнический колорит.
В своем приветственном слове Александр Греков отметил, что очень впечатлен увиденным.
– Это та многовековая культура, через которую просвечиваются столетия. Многим этносам надо поучиться так тщательно сберегать свои традиции, – подчеркнул он. – Мы приехали на это мероприятие с подарком – секретариат Союза художников России принял решение наградить Амина и Марину Узденовых медалями «Традиции. Духовность. Мастерство».
Что ж, хорошее дополнение к объявленной Амину Узденову в 2017 году министром культуры России В. Мединским благодарности с формулировкой «За большой вклад в развитие культуры и многолетнюю плодотворную работу».
Перед собравшимися выступил доктор педагогических наук, профессор Бурхан Тамбиев, которого Амин Узденов называл своим учителем и вдохновителем.
– Не отходя от вековых традиций, Амин Узденов вдохнул в искусство войлоковаляния новое дыхание. Амин – целеустремленный и последовательный художник, который постоянно ищет новые формы и экспериментирует, – сказал профессор Тамбиев. – Диапазон интересов в искусстве у него всегда был широк: он увлекается керамикой и фарфором, создает прекрасные сувениры, а сейчас в совершенстве освоил трудное искусство войлоковаляния. Например, искусство плетения бахромы к кийизам он изучал многие годы, а когда наконец освоил его, говорил, что испытал такую радость, словно создал вечный двигатель.
– Особенность этой выставки «Искусство без времени и границ» в том, что семья Узденовых продолжает традиционные промыслы своего народа, сохраняя, популяризируя и приумножая их. Благодаря таким людям и осуществляется преемственность поколений, – подчеркнул директор музея-заповедника Хаджи-Мурат Эльканов.
Высоко оценили труд семьи Узденовых многие художники республики.
– Амин – один из ведущих прикладников на Северном Кавказе, – заявил председатель Союза художников КЧР Халис Атаев, – и каждая его новая работа – тому подтверждение.
– Это первая столь масштабная в республике выставка декоративно-прикладного искусства семьи Узденовых, но я уверен – далеко не последняя, – говорит заслуженный художник КЧР Руслан Маршанкулов.
Мадине Каракетовой, журналисту ГТРК КЧР, по долгу работы приходилось не раз бывать на всевозможных выставках. Но нынешняя её впечатлила особенно.
– Меня покорила аура этой выставки – от нее исходят тепло, уют, чувство дома. Эти кийизы, уверена, оживляют в каждом из нас картины детства, сразу вспоминаются бабушки, прабабушки, – поделилась Мадина своими впечатлениями. – Шерсть сама по себе теплый материал, но Узденовым удалось обогатить его смелыми цветовыми и орнаментальными решениями. И теперь это уже картины в войлоке, наш быт, наша летопись: горы, крепости, природа…
Сегодня кийизы утрачивают свое бытовое предназначение, и семья Узденовых показывает новые возможности войлока. Характерный для карачаевцев животный и геометрический орнамент в изделиях Узденовых обогащен растительным и ландшафтным узором.
Добавлю, что около 100 изделий из войлока представлены на этой выставке, которая продлится до 23 ноября.
Сам Амин Узденов в личной беседе поведал, что вместе с супругой Мариной провел громадную работу, в течение почти четырех лет изучая и восстанавливая утерянную технологию самого сложного карачаево-балкарского кийиза – «джыйгъыч кийиз».
Джыйгъыч кийиз (ковер-занавес) – хозяйственный, с бахромой внизу. Им закрывали полки с посудой или с одеждой. Узоры на этом кийизе делали в виде аппликации, а орнамент выполнялся в виде бараньих рогов и трилистника. И такой вот удивительной красоты джыйгъыч кийиз «Послание из прошлого» представила на выставке Марина Узденова.
– Сложность заключалась в том, чтобы сплести на специальных дощечках бахрому и тесьму. Почти четыре года мы искали, под микроскопом изучали старинные кийизы. Станок, на котором все это изготавливали, мы также смастерили сами по старинным образцам, – рассказывает Амин. – Ведь сохранились старинные фотографии, как и на чем работали женщины, изготавливающие эти изделия.
Добавим, что работы семьи Узденовых не только выставлялись на разных выставках, но и были высоко оценены. Так, Алхаз и Руслан Узденовы не раз были удостоены дипломов и благодарственных писем за участие в многочисленных фестивалях народного творчества.
Девятилетняя Аделя Узденова учится в третьем классе.
– Уже с четырех лет я имела представление, что такое войлок и как его валяют, – не по годам серьезно говорит девочка. – А сама заниматься им начала где-то с шести лет. Я знаю, какую шерсть надо брать за основу, какую класть вторым слоем, как делать рисунок…
Устами этого ребенка глаголет многовековая истина: долг каждого человека знать, сохранить и передать поколениям культурное, бытовое, духовное богатство своего народа. А иначе – зачем мы называемся народом?

Шахриза БОГАТЫРЕВА
Поделиться
в соцсетях