Хотела быть медиком, а стала энергетиком

13 ноября в 13:51
6 просмотров
Фатима АЛИЕВА
Фатима АЛИЕВА

Диспетчерская служба – это сердце любой энергокомпании. Для четкой и слаженной работы этого важного органа необходим грамотный профессиональный коллектив диспетчеров, готовых моментально отреагировать на любую нештатную ситуацию.
Людям, не имеющим отношения к энергетике, кажется, что диспетчер – это тот человек, который сидит в кабинете, и в случае отключений электроэнергии отвечает на телефонные звонки потребителей.
Но не все так просто!
При ликвидации аварийных ситуаций диспетчер является практически главным звеном: именно он руководит переключениями – переводит нагрузку с отключенной линии на резервную. При этом специалист должен успеть обеспечить допуск бригады к работе, ответить на телефонные звонки, доложить о происшествии в ситуационный центр – и все это в очень сжатые сроки. Для выполнения всех этих действий необходимы поистине стальные нервы, железная выдержка, терпение и собранность.
Именно такой коллектив много лет назад сплотила вокруг себя начальник диспетчерской службы Центра управления сетями филиала «Россети Северный Кавказ» – «Карачаево-Черкесскэнерго» Фатима Алиева.
Фатима Ибрагимовна начала свою трудовую деятельность в 1982 году в тогда еще Карачаево-Черкесских электрических сетях сразу после окончания Ставропольского политехнического института, где получила специальность инженера-электрика. За 36 лет работы в отрасли она прошла путь от молодого специалиста до начальника самой сложной и ответственной службы.
«После школы я мечтала поступить в медицинский институт, но родители отговорили. А моя подруга очень хотела поступить в политехнический, она предложила вместе с ней сдать документы в Ставропольский политехнический институт. Родители, конечно, были очень удивлены моему решению», – вспоминает Фатима Ибрагимовна.
«Когда я оканчивала вуз, казалось, что знаю всё. Увы, как показали первые месяцы работы в службе, на самом деле не знала ничего», – с улыбкой говорит Фатима Ибрагимовна и с теплотой вспоминает своего первого наставника, диспетчера подстанции «Кубанская» Любовь Удовицкую.
А потом были еще другие опытные коллеги, которые научили тонкостям профессии, подсказали, как реагировать в той или иной нештатной ситуации.
«В одно время наша диспетчерская служба располагалась на подстанции «Карачаевск», и именно там мы прошли курс «молодого бойца», потому что через этот питающий центр тогда проходили не только наши линии 35-110 кВ, но и линия электропередачи 500 кВ. Такая нагрузка не только налагала на диспетчеров большую ответственность, но и позволяла набраться опыта», – рассказывает Фатима Алиева.  За прошедшие годы Фатима Ибрагимовна досконально изучила всю схему электроснабжения региона, знает каждую подстанцию, каждую линию электропередачи.
Застала она и тяжелые для энергетической отрасли времена. «Было время, когда я уезжала с работы в 11 часов и возвращалась обратно в 2 часа ночи. Это был период веерных ограничений и отключений электроэнергии, когда перед нашим зданием собирались десятки недовольных людей, готовых разгромить офис. Но коллектив выдержал и это испытание», – вспоминает она.
В течение 17 лет, а именно столько Фатима Ибрагимовна руководит диспетчерской службой, благодаря ее активной деятельности был разработан проект, а затем установлен центральный диспетчерский щит филиала, на котором отображаются все аварийные и плановые отключения в распределительных сетях 35-110 кВ. Были внедрены программы по расчету режимов, плавки гололеда, потерь электроэнергии, введена в работу обучающая и тренировочная программа «Феникс» для подготовки персонала.  С ее участием также был разработан проект по модернизации системы сбора и передачи информации, который в настоящее время успешно реализуется на энергообъектах филиала.
«Конечно, за эти годы в наших схемах, в оборудовании и в программном обеспечении произошло много изменений, и сейчас моя мечта – обновить наш центральный диспетчерский щит, чтобы на нем отображались все линии и подстанции, построенные филиалом в последние годы, – говорит Фатима Ибрагимовна, – это значительно облегчило бы труд моих ребят, которые в день отрабатывают до 25-30 заявок, особенно в сезон активных ремонтных работ».
Предмет ее особой гордости – это, конечно же, коллектив диспетчерской службы. За время работы начальником ею подготовлено более 25 специалистов, многие из которых сейчас успешно трудятся как в подразделении, так и в энергосистемах соседних регионов – в филиале «Ставропольэнерго», в «Кубаньэнерго», в ОДУ Юга.
Многолетний труд Фатимы Алиевой не раз оценивался по достоинству, она награждалась ведомственными и правительственными наградами. В 2017 году Указом Главы Карачаево-Черкесской Республики ей присвоено почетное звание «Заслуженный энергетик Карачаево-Черкесской Республики».

Н. АЛАКАЕВА
ведущий специалист отдела по работе со СМИ Департамента по взаимодействию со СМИ ПАО «Россети Северный Кавказ»
Поделиться
в соцсетях