Удивлять и доставлять радость

18 декабря в 06:31
2 просмотра

В уходящем году Детская художественная школа г. Карачаевска отметила свой полувековой юбилей
Школа была основана в далеком 1969 году, но с первого дня существования и по сей день это учебное заведение горожане называют «атмосферным домом», потому что в нем действительно особая атмосфера, такая возникает лишь там, по всей видимости, где постановка учебно-воспитательного процесса – симбиоз любви, уважения и творчества обеих сторон – педагогов и детей.
Первым директором «художки» стала Людмила Зуева. Первыми учителями были педагоги художественно-графического факультета КЧГПИ супруги Рындины, Владимир Пешков, Николай Белов…

В уходящем году Детская художественная школа г. Карачаевска отметила свой полувековой юбилей
Школа была основана в далеком 1969 году, но с первого дня существования и по сей день это учебное заведение горожане называют «атмосферным домом», потому что в нем действительно особая атмосфера, такая возникает лишь там, по всей видимости, где постановка учебно-воспитательного процесса – симбиоз любви, уважения и творчества обеих сторон – педагогов и детей.
Первым директором «художки» стала Людмила Зуева. Первыми учителями были педагоги художественно-графического факультета КЧГПИ супруги Рындины, Владимир Пешков, Николай Белов…
Казалось бы, где я, а где изобразительное искусство, но тем не менее «художка» мне знакома не понаслышке. Дело в том, что с того дня, как моя лучшая подруга и одноклассница Людмила Антонова, а ныне Синельникова, окончив наш худграф, стала преподавать в ДХШ, которая располагалась в двух шагах от моего дома, я стала в ней частым гостем. Первоначальный коллектив к тому времени – а это были 80-е – сменил другой, практически весь состоящий из выпускников худграфа, но это был удивительный коллектив – Людмила Зуева (по-прежнему в директорах), Кулина Данашева, Александр и Людмила Погонец, Люда Антонова, которые хотели, несмотря на тесноту и неприспособленность помещений в здании старого ДК, чтобы весь мир увидел картины их воспитанников, и адресовали их всем и каждому. Выставки картин учащихся ДХШ можно было увидеть в городе повсюду – в фойе Дома Советов, кинотеатра, в детском отделении городской больницы, в фойе самой школы. Помню, придя очередной раз в «художку», простояла в фойе школы почти полчаса, не в силах оторваться от картины под названием «В краю зеленых елей». Картина третьеклассницы (фамилии, конечно же, не вспомню за давностью лет) легко развертывалась в неспешный литературный рассказ о свободно, красиво растущих силах природы – зеленых елях, которые стеной стояли, плотно прижав друг к другу мохнатые лапы и опоясав кольцом склон популярной в городе Комсомольской горки.
С тех пор прошло немало лет, а костяк коллектива все тот же. Заслуженный работник культуры КЧР К. Данашева, преподаватели высшей категории Л. Синельникова, Л. Погонец, М. Сухина, есть и новые имена – Аслан Цопанов, Елена Батчаева.
В 2007 году директором школы стала Ася Цопанова, не только талантливый педагог, но и руководитель, умеющий и предвосхищать новые веяния в изобразительном искусстве, и воплощать их в жизнь. При ней школа была включена в национальный реестр «Ведущие учреждения культуры – 2011», но главное, при ней, как и раньше, в школе ничего формального, казенного, показушного, зато поощряется и культивируется все идущее от педагога, из глубины его ума и сердца, честных серьезных намерений и побуждений.
– Быть ближе к детям, глубже вникать в их внутренний мир, благотворно влиять на их чувства и характер – это девиз школы, которому следует педколлектив, а он очень сильный, – рассказывает Ася Асхатовна. – Каждый педагог – яркая творческая личность. Их неуемная фантазия не знает отдыха. К примеру, Кулина Данашева раскрывает возможности детей помимо всех традиционных техник – рисунок, живопись, композиция, ДПИ, скульптура (более названия традиционных техник в статье перечислять не буду, поскольку ими владеют в полной мере и преподают все педагоги ДХШ. – Авт.) – еще и путем точечной росписи.
– Это как?
– Это… Знаете, на днях по телевизору показывали мою любимую актрису Алису Фрейндлих. И она в интервью, приуроченном к ее юбилею, в присущей ей ироничной манере говорит: «Знаете, о чем категорически нельзя спрашивать художника? О чем его произведение». Так вот это надо видеть. Преподаватель Марина Сухина делает акцент в последнее время на аппликациях из ткани. Сухину и ее учеников невольно заслушаешься, когда они рассуждают об удивительных ассоциациях, которые рождаются при взгляде на тот или иной лоскут… Огромный вклад в творческое развитие детей, развитие интереса и любви к искусству и культуре, как мировой, так и отечественной, вносит Людмила Синельникова. Свойственен свежий, незашоренный взгляд на изобразительное искусство, способность, хотя бы шутя, сбросить иногда груз авторитетных мнений, молодому педагогу Аслану Цопанову, что вполне объяснимо, так как он преподает компьютерную графику, которая в системе художественного образования тесно связана с другим предметом – «Основы дизайн-проектирования» и дополняет другие учебные предметы: «Рисунок» и «Живопись», что способствует целостному восприятию дизайна. Щедро одаривает детей своей фантазией Елена Батчаева.
Важное направление в работе всех педагогов – сохранение и возрождение национальных традиций в изобразительном искусстве, изучение национального орнамента, возрождение старинных ремесел, таких как изготовление войлока, ткачество гобеленов, плетение, – словом, все то, что идет от старинного уклада народов, населяющих нашу республику. И вот благодаря этому, но в первую очередь, конечно же, сохранению культурного наследия академической школы художественного образования, наша «художка», можно сказать, стала школой передового опыта, на базе которой регулярно проводятся республиканские семинары-совещания.
Ася Асхатовна упомянула семинары, а я вспомнила один из ее открытых уроков, который назывался «Иллюстрации к сказкам Пушкина». Это было нечто! Класс был украшен портретом поэта кисти художника Тропинина, в старинных подсвечниках с богатой резьбой колебалось пламя свечей под тихую классическую музыку. Терпеливо дожидались детей мольберты, но прежде чем зазвучали в детских рисунках и живописи «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке», дети держали ответ на вопросы своеобразной викторины. Причем вопросы были настолько неожиданными, что многих присутствующих взрослых привели в замешательство. Например: «Какое стихотворение прочел в Царскосельском лицее в присутствии Державина Александр Пушкин?», «Кто из композиторов написал романс на знаменитое стихотворение Пушкина «Я помню чудное мгновенье»?», «Сюжет какой пьесы подсказал Пушкин Гоголю?» и другие. Но дети справились.
– Для чего это нам нужно? – переспрашивает Цопанова. – Наверное, потому что многое в нашей памяти о Пушкине существует в виде стереотипных представлений, которые не всегда соответствуют тому, как все было на самом деле.
Впрочем, в этой школе можно удивляться многому. Когда осенью отцветает большинство полевых и садовых цветов, дети на пленэрах, безо всякого преувеличения, с помощью Елены Батчаевой проходят курс ботаники. А ученики Людмилы Синельниковой, рассказывая об искусстве Ренессанса, могут запросто поведать о связи его расцвета с именем итальянской семьи Медичи, которая, собственно, и способствовала всемерно развитию культуры Возрождения… Дети смело берутся благодаря педагогам и за темы большой общественной значимости – это, конечно же, День Победы, депортация карачаевского народа. Отдельный стенд с рисунками появляется в фойе первого сентября, посвященный трагедии Беслана… Стоит ли в этой связи удивляться тому, что воспитанники школы участвуют во многих конкурсах и выставках, становясь лауреатами, призерами, дипломантами. Я не буду приводить весь наградной список, поверьте на слово, он весьма внушителен. Думаю, достаточно красноречивым будет всего один приведенный факт. В 2018 году на 14-м международном конкурсе детского рисунка «Пушкин глазами детей», который проводил Государственный историко-литературный музей-заповедник А. С. Пушкина (Захарово-Вяземы), 60 (!) работ учащихся ДХШ г. Карачаевска были удостоены дипломов, а педагогический коллектив школы получил благодарность от устроителей этого престижного конкурса за высокий уровень подготовки и профессиональные навыки талантливых детей.
– Ася Асхатовна, я слышала, что один из ваших учащихся сподобился взять мастер-класс и удостоиться невиданной похвалы у самого Церетели?
– Да, это Солтан Токов. Но должна заметить, что очень многие наши выпускники окончили весьма престижные профильные вузы: Московский художественный институт им. В. Сурикова, Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина и т.д. Многие наши выпускники продолжили образование на нашем знаменитом родном худграфе.
– Ася Асхатовна, сейчас помещение школы вызывает чувство хорошей зависти – во всех пяти просторных тематических классах сочетание строгости с уютом, динамичности с гармонией, есть библиотечный уголок, зона отдыха, сравнительно большая площадь остекления по сравнению с тем, что было раньше… Ремонт, если не сказать реконструкция, длился довольно долгое время, на которое вас охотно «приютил» КЧГУ. Соседство с худграфом пошло вам на пользу?
– И вы еще спрашиваете? Ребята познакомились с творчеством таких известных самобытных художников, как Магомед Бостанов, Руслан Маршанкулов, Бурхан Тамбиев, Виталий Огузов, Юсуф Алиев, они смогли прикоснуться к святая святых – тайне создания ими картин, смогли ознакомиться с техникой выполнения работ маститыми мэтрами, присутствовать на их лекциях и мастер-классах… Более того, ознакомившись с работами ребят, в частности Аиды Шаугеновой, Руслана Тлепсерукова, Станислава Дзамыхова, Арины Магкаевой, Айсель Гочияевой и многих других, педагоги с удивлением отметили, что при всей своей непосредственности все работы – живописные и графические, аппликации, «фантазийные» пейзажи – по-настоящему художественны, потому что выполнены с мастерством.
Что на это скажешь? Только одно. Удивлять и доставлять радость было и остается назначением Детской художественной школы г. Карачаевска. И не только. Нравственное состояние нашего общества нуждается в таких защитных механизмах, как суть и глубина детского изобразительного искусства, способных привести человека и окружающий его мир в некий гармонический лад.

НА СНИМКАХ: Будни и праздники «художки».
Фото из школьного архива.

Аминат ДЖАУБАЕВА
Поделиться
в соцсетях