Будет ли когда-нибудь коррупционеру стыдно?

25 декабря в 10:48
 просмотров

Если взять за основу, к примеру, цифру в пять миллионов (некоторые аналитики называют цифру в семь миллионов), то, исходя из количества регионов в стране, а также городов-миллионников, на каждый из них в среднем приходится по 50 тысяч таких деяний. В данном случае это все равно, что измерять среднюю температуру по больнице. Разные регионы, разное количество населения и проч., а посему применительно к нашей республике цифра в разы меньше. К примеру, около десяти тысяч. А что на самом деле? Сколько официально выявляется таких преступных деяний в год, сколько входят в разряд латентных?

Если взять за основу, к примеру, цифру в пять миллионов (некоторые аналитики называют цифру в семь миллионов), то, исходя из количества регионов в стране, а также городов-миллионников, на каждый из них в среднем приходится по 50 тысяч таких деяний. В данном случае это все равно, что измерять среднюю температуру по больнице. Разные регионы, разное количество населения и проч., а посему применительно к нашей республике цифра в разы меньше. К примеру, около десяти тысяч. А что на самом деле? Сколько официально выявляется таких преступных деяний в год, сколько входят в разряд латентных? Какова эффективность борьбы с коррупцией, на достаточно ли высоком уровне проводится профилактическая работа по данному виду преступлений – об этом шел разговор на форуме, который проводится в республике уже в четвертый раз.
Открыл его и.о. прокурора республики Михаил Шабунин, который призвал участников встречи к открытому и честному диалогу на самую злободневную тему, которая волнует каждого гражданина Российской Федерации, ибо коррупция не только подрывает экономику страны, она угрожает ее безопасности.
Но обратимся к цифрам. Их на форуме озвучили представители прокуратуры КЧР, СУ СК РФ по КЧР, УЭБ и ПК МВД по КЧР.
Как отметил старший помощник прокурора республики по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Радмир Боташев, в целом органами прокуратуры при осуществлении надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции выявлено 3950 нарушений, в целях устранения которых внесено 1520 актов прокурорского реагирования. К дисциплинарной и административной ответственности привлечено 566 лиц, возбуждено 26 уголовных дел. В числе характерных нарушений антикоррупционного законодательства Радмир Казбекович назвал предоставление недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, неурегулированность конфликта интересов.
Такие нарушения в этом году были допущены в деятельности ряда министерств и ведомств, органов исполнительной власти и местного самоуправления, законодательном органе. Например, один из депутатов не указал, что является индивидуальным предпринимателем, занизил сумму полученного за прошлый год дохода, не указал, что владеет акциями пяти фирм. Другой не только «позабыл» о том, что у него имеются в наличии три земельных участка, но и то, что занимается предпринимательской деятельностью.
В ходе проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции в Управлении лесами КЧР установлено, что начальник одного из отделов курировала подконтрольное управлению учреждение, где руководителем был ее отец. В Министерстве образования и науки КЧР начальник отдела проводила проверки управления образования, начальником которого является ее мать. Аналогичные факты были выявлены в ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения МВД по КЧР», Главном управлении по тарифам и ценам.
Остановился докладчик и на антикоррупционной экспертизе проектов и законодательных актов. Выявлено 62 нормативных правовых акта, содержащих коррупциогенные факторы, что на 40 процентов выше показателей аналогичного периода прошлого года. По выявленным нарушениям принесено 62 протеста, которые рассмотрены и удовлетворены.
За одиннадцать месяцев текущего года, продолжал Боташев, правоохранительными органами выявлено 142 преступления коррупционной направленности, по которым возбуждены уголовные дела, из них по фактам взяточничества – 20. Структура коррупционной преступности выглядит следующим образом: 42 преступления касались хищения бюджетных средств должностными лицами путем обмана или злоупотребления доверием, 5 – хищения бюджетных денежных средств должностными лицами путем присвоения или растраты вверенного имущества, 21 – превышение должностных полномочий, 5 – получения должностным лицом взятки (для сведения: средний размер взятки в республике – 12 тысяч рублей. – От авт.), 11 – дачи должностным лицам взяток, 5 – дачи должностным лицам мелких сумм взяток, 3 – коммерческих подкупов, 50 – служебных подлогов.

<< —————————————————————————————————————

«Уровень латентности коррупционных преступлений, по мнению разных специалистов, колеблется от 90-98 процентов до 99,9 процента. То есть реально в стране ежегодно совершается несколько миллионов коррупционных деяний».
(Из выступления на IV открытом форуме прокуратуры республики «Борьба с коррупционными правонарушениями и преступлениями в Карачаево-Черкесии», который прошел в Черкесске в минувший вторник, главного федерального инспектора по КЧР Игоря Дральщикова).

————————————————————————————————————— >>

Более 36 уголовных дел окончены с направлением в суд. Судами республики осуждено 32 лица. Осужденным назначены следующие наказания: 1 – лишение свободы, 18 – лишение свободы условно, 2 – исправительные работы, 1 – исправительные работы условно, 10 – штраф, в отношении 8 лиц назначено дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
– Если исходить из смысла и содержания понятия уголовного наказания, – говорил Р. Боташев, – то следует понимать, что это не только назначение наказания за содеянное, но и возмещение ущерба, причиненного преступным деянием.
Так вот, ущерб, причиненный обществу и государству по оконченным преступлениям, составил свыше 317 миллионов рублей (!). В ходе предварительного расследования наложен арест на имущество на сумму около 3 миллионов рублей. По всем уголовным делам, направленным в суд, заявлены соответствующие иски. Насколько они будут исполнены, покажет время. В текущем году добровольно возмещен ущерб в сумме чуть более миллиона рублей.
О профилактической работе по противодействию коррупционным правонарушениям рассказал начальник отдела профилактики коррупционных и иных правонарушений Управления Главы КЧР по вопросам противодействия коррупции Абрек Аджиев.
Свою точку зрения на эту проблему высказала Уполномоченный по правам человека в КЧР Зарема Умалатова, которая накануне в числе омбудсменов всех регионов РФ была на встрече с Президентом России Владимиром Путиным.
– Как отметил Владимир Владимирович, – сказала она, – каждый из нас должен работать настойчиво, бесстрастно и с результатом. Считаю, что результаты у нас уже есть – например, в нынешнем году в республике значительно снизилось количество жалоб и обращений на работу правоохранительных органов.
На форуме также выступили руководитель СУ СК РФ по КЧР Николай Щепкин, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в КЧР Сергей Рощенко, руководитель контрольно-следственного отдела СУ СК РФ по КЧР Мурат Китоков, заместитель начальника УЭБ и ПК МВД по КЧР Сергей Коробкин.
В качестве экспертов на форуме были председатель Общественной палаты КЧР Вера Молдованова и главный правовой инспектор республиканского объединения организаций профсоюзов Азамат Ужахов, который является активистом ОНФ в республике.
– Коррупция, как ржа, проела все структуры нашего государства, – сказала Вера Михайловна. – И руководство страны в борьбе с этим злом большие надежды возлагает на наши общественные институты. Наступательно работает Народный фронт, актуальные темы поднимаются на заседаниях Общественной палаты республики. Практически при каждом ведомстве созданы Общественные советы, но, согласитесь, многие из них функционируют чисто номинально, их не допускают к разработке тех или иных программ, с ними не прорабатываются темы, их исполнение. Закрытость электронных площадок позволяет некоторым нечистым на руку гражданам запускать руку в карман государства.
Огромной проблемой назвала Вера Михайловна и колоссальное расслоение в обществе.
– Наши республиканские и муниципальные государственные служащие получают самую маленькую зарплату в СКФО. Это тоже может подтолкнуть человека к нарушению закона, – продолжала она.
– Только тогда разрушится стена недоверия наших граждан к представителям органов власти, правоохранительных органов, – отметил А. Ужахов, – когда люди будут видеть реальный результат борьбы с коррупцией. Вполне очевидно, что одних законодательных запретов на пути противодействия коррупции недостаточно. Необходимо выработать в обществе нетерпимость к коррупционному поведению, к коррупции в целом.
– Понятно, что процесс этот долгий, но он уже идет. Надо добиться того, чтобы коррупционером быть было стыдно. А для этого нужно наладить серьезный контроль за каждым направлением, надо исключить факторы, которые бы мог использовать недобросовестный сотрудник в своих интересах. Когда в каждом ведомстве будет налажен такой контроль, поверьте, эффективность работы в данном направлении будет очень высокой, – сказал в заключение и.о. прокурора республики Михаил Шабунин.
Дело, как говорится, за малым. А нам остается только ждать, когда наступят времена, когда коррупционером быть будет стыдно.

Полина СЕМЕНЧЕНКО
Поделиться
в соцсетях