Романтика берет своё!

17 января в 07:58
 просмотров

Очень часто на региональных шахматных ристалищах можно наблюдать, как игрок, явно не обладающий глубокими теоретическими познаниями в шахматной сфере, выстраивает на доске интересные нестандартные комбинации, которые ставят в тупик более подкованных соперников. И надо признать, что подобные «авантюры», не прописанные в шахматных учебниках, порой приводят к победному результату.
В литературе такой стиль игры называют романтическо-атакующим. Этот термин часто используют, когда говорят о наследии шахматных мастеров XIX века.
На самом деле ничего постыдного в таком «непрофессиональном» стиле нет. Многие запоминающиеся шедевры были созданы великими шахматистами прошлого именно благодаря такому «романтическому» (на самом деле – весьма прагматичному) подходу к оценке позиции и лихому развитию сюжета шахматных партий.

Очень часто на региональных шахматных ристалищах можно наблюдать, как игрок, явно не обладающий глубокими теоретическими познаниями в шахматной сфере, выстраивает на доске интересные нестандартные комбинации, которые ставят в тупик более подкованных соперников. И надо признать, что подобные «авантюры», не прописанные в шахматных учебниках, порой приводят к победному результату.
В литературе такой стиль игры называют романтическо-атакующим. Этот термин часто используют, когда говорят о наследии шахматных мастеров XIX века.
На самом деле ничего постыдного в таком «непрофессиональном» стиле нет. Многие запоминающиеся шедевры были созданы великими шахматистами прошлого именно благодаря такому «романтическому» (на самом деле – весьма прагматичному) подходу к оценке позиции и лихому развитию сюжета шахматных партий.
Мастером такого стиля был, например, один из сильнейших шахматистов России середины XIX века Илья Шумов. В «Шахматном листке» за 1859 год о нем писали так: «…полагаясь на тонкость своего соображения и врожденный талант к игре, он мало изучал ее теорию. Но зато в том периоде партии, который называется серединой игры, он превосходит всех шахматистов. Чем труднее положение, чем сложнее комбинация, тем лучше играет Шумов».
В качестве примера романтическо-атакующего стиля можно привести его партию, сыгранную в 1859 году со своим учителем – одним из сильнейших шахматистов того времени Карлом Янишем.

Шумов – Яниш, Петербург, 1859 год

(комментарии М. Жарова)

1.e4 e5 2.Kf3 Kf6 3. Ke5 d6 4. Kf3 Ke4 5. d3 Kf6 6.Ce2 d5 7. 0 – 0 Cd6 8. c4 0 – 0 9. Ce3 c5 10. d4 Фb6 11. Кс3 Фb2 (?! – рискованно-опрометчиво взятие этой пешки, но… «романтика берёт своё»!
12.Ка4 Фа3 13. dc Cd7 14. Kb6, чтобы создать дефекты в пешечной структуре черных) ab 15. cd Фd6 16. Фb3 Ce6 17. Лfd1 Kbd7 18. cd Cd5 19. Cc4 Cc4 20. Фс4 Фс6 21. Фh4! (серьезные планы на атаку позиции черного короля!) Ла4 22. Лd4 Лfa8 23. Лс1 (ключевое для судьбы партии подключение белой ладьи на открытую линию) Лd4 24. Kd4 Фd5 25. Фg3 Ла2 (словно не замечая всех угроз) 26. Сh6 Kh5 27. Ф g4 Ла4 28. Kf5! Фе4 29. Сg7 h6 30. Лс8 – и мат на поле h8 неизбежен.
Заговорив о наследии Ильи Шумова, нельзя не вспомнить сочиненную им интересную миниатюру, посвященную героическому событию Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. – переходу через Балканы 165-тысячной русской армии, совершенному в декабре 1877 года, который завершился сокрушительным разгромом турок.
Особенность этой задачи – активная роль короля, который превращается из важной, но обычно пассивной фигуры в действующего игрока, который определяет исход сражения.

М. ЖАРОВ. #CHESSinCHE.
НА СНИМКАХ: Илья Степанович ШУМОВ; Мат в 8 ходов.

Поделиться
в соцсетях