Александр Пушкин и Шора Ногмов: история одной картины

22 января в 08:10
55 просмотров

Несколько лет назад я писал очерк о Гашенаго Латоковой, которая долгое время руководила Карачаево-Черкесской областной, ныне республиканской, школой-интернатом.
Будучи в её доме, я обратил внимание на картину, висевшую на видном месте. Художник изобразил встречу великого русского поэта Александра Пушкина и адыгского просветителя, автора первой кабардинской грамматики Шоры Ногмова. На картине – комната. В окне видны заснеженные Кавказские горы. На вдохновенное лицо Ногмова падает солнечный свет. Высокий, стройный, подтянутый, он читает рукопись, а Пушкин, сидя в кресле, слушает адыгского просветителя. В глазах великого поэта – внимание и задумчивость.

Несколько лет назад я писал очерк о Гашенаго Латоковой, которая долгое время руководила Карачаево-Черкесской областной, ныне республиканской, школой-интернатом.
Будучи в её доме, я обратил внимание на картину, висевшую на видном месте. Художник изобразил встречу великого русского поэта Александра Пушкина и адыгского просветителя, автора первой кабардинской грамматики Шоры Ногмова. На картине – комната. В окне видны заснеженные Кавказские горы. На вдохновенное лицо Ногмова падает солнечный свет. Высокий, стройный, подтянутый, он читает рукопись, а Пушкин, сидя в кресле, слушает адыгского просветителя. В глазах великого поэта – внимание и задумчивость.
Сюжет картины толкал к размышлениям. Ногмов, действительно, жил в замечательную эпоху, которую по праву называют золотым веком русской литературы. Он был современником Пушкина и Лермонтова, в жизни которых Кавказ занимал важное место. Сам Шора Бекмурзович служил в Петербурге и был прекрасно знаком с русской литературой и со многими представителями русской культурной элиты. Так что вполне резонно предположить, что он действительно мог встречаться с Александром Сергеевичем. Но, если они встречались, где и когда произошла эта встреча? Неужели это просто плод фантазии художника или основой сюжета картины послужил реальный исторический факт? Кто, вообще, является автором этой картины? Вопросов много, а ответов было мало.
Появление картины в квартире педагога – отдельная история. Гашенаго Делюевна рассказывала, что впервые увидела ее в Кабардино-Балкарском государственном университете в Нальчике. Ее поразил сюжет, и она загорелась желанием иметь картину в своей многонациональной школе. Вернувшись домой, она попросила художницу Нину Непомнящую сделать копию понравившейся картины. Эта работа долгое время украшала стены школы, пока Гашенаго Делюевна работала там директором. Увы, после ее ухода на пенсию новое руководство не оценило художественной ценности картины. Как-то раз, навещая школу, Гашенаго Латокова увидела, что её любимая картина испорчена и валяется в пыльном углу…
Гашенаго Делюевна знала, что у художницы хранилась еще одна копия картины, однако семья Непомнящих давно жила в Куйбышеве… Она решила написать письмо. Ответил ей муж художницы, Пётр Панфилович. Он сообщил, что Нина Степановна умерла, а все картины подарила своей сестре, тоже художнице, которая жила в Москве.
По просьбе Гашенаго Латоковой Непомнящий обратился к сестре покойной супруги: «Очень прошу, чтобы ты вернула народу эту дорогую для него картину». На такую просьбу ответить отказом было невозможно.
В то время в Москве учился сын Гашенаго Делюевны Артур. Он и привёз матери эту реликвию…
Несколько лет назад, ещё при жизни Гашенаго Латоковой, обо всём этом я написал в газету и надеялся, что кто-то откликнется и ответит на вопросы, которые волновали меня много лет. Никто, к сожалению, не откликнулся. Но, как говорят, ищите и обрящете. Ответы я действительно нашел, причем совершенно случайно – в статье Фатимы Кадзоковой, опубликованной в кабардино-балкарском журнале «Нур». Ссылаясь на известного исследователя творчества Шоры Ногмова Л. Семенова, журналист рассказывала, что во время своего второго визита на Кавказ в 1829 году Пушкин посещал Пятигорск, где встретился с Шорой Ногмовым. Именно эту встречу, писала автор статьи, и воссоздал художник Иван Балицкий, который долгое время жил на Кавказе.
О встрече Пушкина с Ногмовым писал и известный публицист Илья Тресков в своей книге «Этюды о Шоре Ногмове». «Великий русский поэт А.С. Пушкин много внимания уделил Кавказу. Он приезжал сюда дважды, в 1820 и 1829 годах», – пишет он. «Встретиться они могли и в 1820-м, и в 1829 году», – развивал свою мысль дальше.
Так я убедился, что мысль об этой встрече завораживала не только меня, но и других исследователей и писателей. В свое время захватила она и Балицкого, который осуществил вот такую замечательную художественную реконструкцию события. Действительно, двум близким по духу людям наверняка было о чем поговорить, что сказать друг другу.
Чтобы быть до конца честным, нужно все же сделать оговорку: документов, подтверждающих факт этой встречи, обнаружить до сих пор не удалось. Единственным источником версии о контактах Пушкина и Ногмова являются слова биографа Шоры Ногмова, академика Адольфа Берже, который писал: «Некоторые кабардинцы, лично знавшие его, рассказывали, что он познакомился с Пушкиным во время бытности его в Пятигорске, что Ногмов содействовал поэту в собирании местных народных преданий, что поэт, в свою очередь, исправлял Ногмову перевод песен с адыгского на русский».
Возможно, дотошные исследователи скажут, что одного этого свидетельства недостаточно, чтобы с уверенностью говорить о встрече Пушкина и Ногмова. Возможно… Но лично для меня связь между великим русским поэтом и адыгским просветителем бесспорна. И если о физической встрече можно спорить, то духовное единство вряд ли у кого вызовет сомнения. Ведь на самом деле именно духовная связь, вера в одни и те же идеалы, приверженность чести объединяли этих двух великих деятелей той непростой эпохи. Именно это единство стало основой нерушимой дружбы русского и адыгского народов. Именно эта великая дружба, основанная на высших ценностях, изображена на бессмертной картине Ивана Балицкого.

А. ШОРОВ, писатель.
НА СНИМКЕ: А. ПУШКИН и Ш. НОГМОВ во время встречи. Художник И. БАЛИЦКИЙ.

Поделиться
в соцсетях