Прославивший республику
Эпитет «первый» часто напрашивается для характеристики фактов его биографии: один из первых докторов наук в Карачаево-Черкесии (1970), один из первых профессоров единственного на то время вуза Карачаево-Черкесии – Государственного педагогического института (1971). В 72 года он также был впереди, став учредителем и главным редактором важного не только для нашей республики, но и для всего Северного Кавказа просветительского проекта – ежеквартального литературно-художественного журнала «Черкесия» и еженедельной информационно-аналитической газеты «Кавказские новости».
Х. Хапсироков любил часто повторять древнегреческую пословицу: «И боги не могут сделать бывшее небывшим». Говоря о научном творчестве Хизира Хаджибекировича, следует упомянуть, что он является автором более 100 научных работ. В его научно-критическом творчестве были представлены традиционные жанры литературоведения и литературной критики: монографии, рецензии, статьи. Такая жанрово-видовая система придает его творчеству масштабность и значительность. Несмотря на то, что Хизир Хаджибекирович писал в советский период и не мог уйти от господствующих в то время идеологем, это не умаляет высокий научный уровень его работ и позволяет сегодня современным литературоведам писать о нем как о крупном исследователе теории и истории новописьменных литератур.
Кандидатская диссертация Хизира Хаджибекировича, успешно защищенная им после окончания аспирантуры Института мировой литературы им. А. М. Горького АН СССР в Москве, стала известна читательской публике как монография «Некоторые вопросы развития адыгских литератур» (1964), получившая немало положительных отзывов. Видный дагестанский литературный критик Камал Абуков отмечал труд Х. Хапсирокова как исключительный в плане его типологического подхода, направленного на исследование «сразу трех литератур, взятых в художественно-эстетическом единстве, – адыгейской, кабардинской, черкесской». Позднее этот подход будет назван «комплексным», и лишь по прошествии 30 лет, в условиях, когда в литературоведении станет доминировать стремление к анализу литературного процесса на основе принципов осознания национальной самобытности, воскрешения и укрепления национального самосознания, станет очевидным, что это и есть тот единственный верный взгляд на литературный процесс разделенного на многие части некогда единого черкесского народа. К. Абуков также отмечал плодотворность апелляции автора к литературному материалу других народов Кавказа, сопоставления его с черкесским литературным процессом. Лишь по прошествии многих лет эти методологические ракурсы стали привычными для большинства литературоведов.
Значительной вехой в научном творчестве ученого стало написание и защита докторской диссертации «От фольклора к литературе: своеобразие становления и пути развития младописьменных литератур», которая была успешно защищена в 1970 г. в Институте литературы им. А. М. Горького. В ней нашли развернутый анализ многие проблемы, поставленные Хапсироковым десятилетием ранее в кандидатской диссертации, прежде всего проблема возникновения и становления младописьменных (новописьменных) литератур. Как стало возможным, что в течение нескольких лет северокавказские народы не только обрели свою письменность, но и провели огромную работу по нормализации родного языка, создали профессиональную художественную литературу и поэзию? Как случилось, что за 5-10 лет, как и предполагал А. М. Горький, многие прозаики и поэты стали блестящими стилистами? В описываемую эпоху ответ на этот вопрос не был однозначен. Х. Хапсироков же отвечал на него предельно ясно: успех профессиональной культуры народов Северного Кавказа был обусловлен не только эффективностью советской системы просвещения, но и богатым культурным наследием, доставшимся народам Кавказа от их предков. Он писал: «От устного народного творчества к романам и драматургическим произведениям, от народных песен к сложным музыкальным формам, от различных обрядов полумифологического характера к современному театру – таков путь культурного возрождения, пройденный народами Северного Кавказа». В этом же – в формировании первых литераторов на основе художественных традиций родного фольклора и под влиянием традиций русской классической литературы – состояло, как справедливо полагал Х. Хапсироков, и своеобразие новописьменных литератур Северного Кавказа.
Обозначенный им ранее подход к изучению адыгейской, кабардинской и черкесской литератур как к граням единого литературного процесса был развит в его монографиях «Пути развития адыгских литератур» (1968) и «Истоки черкесской литературы» (1973). В них показано, что эти литературы, создающиеся на одном языке (хотя и при наличии двух его литературных версий), имеют один исток – устнопоэтическое творчество некогда единого и многочисленного народа и общую для всех адыгов-черкесов, где бы они ни проживали, ментальность. Ему удалось показать, что черкесский фольклор – «и поэзия, и спрессованный столетиями народный опыт, горская мораль и народная педагогика» – не только являются истоками литературы, но и питают «национальное сознание, духовную культуру народа в целом и каждого отдельного человека». Богатый адыгский фольклор обозначен Х. Хапсироковым не только как важный фактор возникновения, но и как необходимое условие дальнейшего развития национальной литературы «на всем ее пути»: знание героического эпоса «Нартхэр», адыгской народной поэзии, творчества адыгских гегуако не только формирует эмоциональный мир писателей и поэтов, но и питает их литературное творчество своими чудодейственными поэтическими родниковыми струями. Художники, достигшие вершин литературного мастерства, не только с детства жили в мире черкесских сказок, сказаний и песен, но и в зрелые годы продолжали их сбор и изучение.
Другой предтечей профессиональной черкесской литературы XX в. Х. Хапсироков считал творчество адыгских писателей-просветителей – Ш. Ногмова, С. Хан-Гирея, С. Кази-Гирея, К. Атажукина, С. Адыль-Гирея, Каламбия (А.-Г. Кешева), Л. Кодзокова, У. Берсея, Т. Кашежева, П. Тамбиева. Просветительское движение адыгов он разделял на два периода (40-е гг. XIX в. и вторая половина XIX в.) и полагал, что без изучения этого наследия невозможно понять «характер художественного мышления, нравов и обычаев, уровня духовной и материальной жизни и общественного строя» черкесов.
Х. Хапсироков первым поставил вопрос о закономерностях развития адыгской-черкесской литературы в советскую эпоху. Известный литературовед доктор филологических наук, профессор Кабардино-Балкарского государственного университета И. Тресков писал, что «в результате изучения большого фактического материала, в том числе и малоизвестного и впервые вводимого в научный оборот… автор приходит к интересным теоретическим обобщениям, представляющим значительную научную ценность». К числу таких значимых достижений следует отнести при наличии определенных недочетов и периодизацию истории советской черкесской литературы 1920-1960-х гг. В первый этап выделен период ее становления, когда влияние фольклорных традиций на творчество писателей было особенно сильно – первые из них были нередко народными певцами, как, например, Бекмурза Пачев в Кабарде, Цуг Теучеж в Адыгее, Сагид Мижаев в Черкесии. Второй этап, названный Хизиром Хаджибекировичем «патетическим», отличали, прежде всего, противопоставление дореволюционной и послереволюционной действительности, поиски ответа на вопрос: как сохранить себя и микрокосмос своего народа в потоке стремительных революционных перемен? К нему он относит раннее творчество Т. Керашева, Х. Теунова, И. Амирокова, А. Шогенцукова и др.
Важной в научном творчестве Х. Хапсирокова была и тема становления литератур не только у родного ему черкесского народа, но и у других народов Карачаево-Черкесии путем развития литературоведения и становления литературной критики. В серии статей по анализу литературного процесса и литературной критики в Карачаево-Черкесии он высказывает мысль, что литературная критика имеет потенциал силы, способной направить литературный процесс. Многие высказанные им идеи в статьях «Карачаево-Черкесия и ее литература» (1972), «О национальном и интернациональном в литературе» (1973), «Состояние литературно-художественной критики в литературе народов Карачаево-Черкесии» (1974), «Великая Отечественная война в литературе народов Карачаево-Черкесии» (1986), «О национальном и интернациональном» (1989) даже более актуальны ныне, чем тогда, когда статьи были написаны. Хизир Хаджибекирович отмечал необходимость для развития литературной критики учреждения в Карачаево-Черкесии литературного журнала или хотя бы альманаха, публиковавшего бы литературоведческие и критические статьи.
Хизир Хаджибекирович посвятил отдельные статьи типологическому анализу литератур народов Северного Кавказа. В них он предстает как интернационалист в подлинном смысле этого слова. Важен его вывод о том, что младописьменные литературы не являлись литературами лишь воспринимающими, но многие произведения северокавказских авторов не только могут быть интересны всесоюзному читателю, но и способны получить мировое признание.
Х. Хапсироков, глубоко и долго занимавшийся исследованием истории просветительства в русской и черкесской культурах, был ревностным сторонником его идей. Еще в советский период он долгие десятилетия активно поддерживал деятельность Карачаево-Черкесского отделения всесоюзного просветительского общества «Знание». Уже в постсоветский период, в 2002 г., он принял решение об издании ежеквартального литературно-художественного журнала «Черкесия» и еженедельной информационно-аналитической газеты «Кавказские новости», которые на протяжении более десяти лет были для жителей нашей республики источником высокопрофессионально подготовленной информации.
На страницах журнала публиковались лучшие произведения черкесских писателей и поэтов, талантливые, глубоко научные труды по истории черкесского народа, литературоведению, культуре и искусству, были представлены критика и библиография. В журнале кроме арабоязычных, англоязычных и тюркоязычных писателей-черкесов читатели знакомились с западноевропейской и русской классикой. Приоритетным направлением издания провозглашалась пропаганда «прогрессивных нравственно-этических норм, унаследованных от далеких предков, отмеченных печатью вечности, не умирающих и не стареющих, сконцентрированных в кодексе чести «Адыгэ хабзэ», «Адыгэ нэмыс».
Все, что делал Х. Хапсироков, было, несомненно, связано с его интересом и любовью к Человеку, Слову и Творчеству. Символично, что последняя его работа называлась «Пушкин и Черкесия». В ней ярко проступает творческое и жизненное кредо Хизира Хаджибекировича: через литературное творчество постичь сущность своей родины. И неслучайно именно А. С. Пушкин – гений, обладавший, по мнению многих, пророческим даром, творчество которого стало фундаментом и вершиной русской литературы, стал его главным проводником в эту страну рыцарственного духа. Именно образ Черкесии, запечатленный классической русской литературой, был мил и близок его сердцу. И именно к нему на склоне жизни и творчества он вновь решил обратить наш взор и оставить ностальгию по нему нам и потомкам.
Ф. ОЗОВА,
доктор исторических наук, заведующая отделом истории Карачаево-Черкесского института гуманитарных исследований.
{{commentsCount}}
Комментариев нет