Обсуждаем поправки к Конституции РФ
Член Карачаево-Черкесского регионального отделения «Ассоциации юристов России» Р. Джанкёзов:
“16 марта 2020 года Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Президента Российской Федерации дал своё заключение на Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти».
Хотя действующая Конституция не предусматривает участия Конституционного Суда в процедуре внесения изменений в Конституцию, судебный конституционный контроль таких изменений является гарантией неизменности положений об основах конституционного строя России, о фундаментальных правах и свободах человека и гражданина в системе конституционных норм, гарантией отсутствия противоречий в тексте Конституции.
В связи с этим рассмотрение вносимых в Конституцию поправок именно Конституционным судом является важной юридической процедурой.
Вносимые поправки были оценены Конституционным судом на соответствие главам 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации, посвященным основам конституционного строя России, правам и свободам человека и гражданина, порядку внесения конституционных поправок.
Следует отметить, что Конституционный Суд Российской Федерации решал исключительно вопросы права и, следовательно, не рассматривал вопрос о целесообразности и предпочтительности тех или иных поправок, поскольку это не относится к его полномочиям.
Также была дана оценка и порядку принятия Закона о поправке к Конституции Российской Федерации. Как указал Конституционный суд, общероссийское голосование, имеет особую юридическую природу. Оно представляет собой форму непосредственного народного волеизъявления. Относительно права лица, занимавшего и (или) занимающего должность Президента Российской Федерации на момент вступления поправок в силу, участвовать в качестве кандидата на выборах Президента Российской Федерации, Конституционный Суд обозначил, что конституционный принцип народовластия подразумевает возможность реализации народом права избрать на свободных выборах то лицо, которое он посчитает наиболее достойным должности главы государства. При этом могут учитываться и конкретно-исторические факторы принятия соответствующего решения, в том числе степень угроз для государства и общества, состояние политической и экономической систем и т.п.
Таким образом, поправки к Конституции Российской Федерации вступят в силу, только если получат поддержку в результате волеизъявления народа Российской Федерации”.
{{commentsCount}}
Комментариев нет