Водитель рулит, диспетчер разруливает
Здесь же с незапамятных времен базируется и касса, где можно приобрести билеты на них и получить любую интересующую вас информацию.
У Райхан Букуловой не только высокородное, нетипичное даже для Кавказа имя, но и такая же восточная внешность – иссиня-черные волосы, миндалевидные глаза, тонкие запястья, украшенные браслетами…
Отец у Райхан был метис – наполовину узбек, наполовину казах, мама – карачаевка, муж – осетин, сын женился на русской девушке, дочь вышла замуж за парня, у которого мама осетинка, а папа карачаевец… Вавилон, да и только. Но обо всем по порядку…
Понятное дело, что Райхан родилась в Средней Азии, куда ее маму Байдымат, урожденную Хубиеву, сослали в 1943 году. Когда возвращались на родину спустя долгих 14 лет, Келемет – отец Райхан – не решился ехать на Кавказ, и о его существовании дочери потом напоминали лишь регулярные письма да регулярно высылаемые денежные суммы.
Когда Райхан окончила школу, родственники не раз пытались засватать видную девушку за состоятельных людей своих хороших знакомых. Но она или вовсе отказывалась знакомиться с протеже родни или симпатией к очередному претенденту не проникалась. Потому что планировала учиться дальше, что и сделала, уехав со своей закадычной подружкой – осетинкой во Владикавказ, где и поступила сразу и легко в сельскохозяйственный институт.
Там, тогда еще в Орджоникидзе, познакомилась и вышла замуж за Добая Букулова. Это известие произвело удручающее впечатление на родню. Хор возмущения усилился в разы, когда узнали, что Добай – осетин.
– Райхан, а не боялась противоречий на почве разницы в национальных традициях?
– Мне нечего было бояться. Семьи восточные. Традиции очень близкие, потому как семья Сергея – так звали Добая родные – принадлежала к мусульманской ветви осетинского народа.
У молодых сложился счастливый брак, в котором родились двое детей – Аслан и Фатима. Но счастье, как говорится, длилось недолго. Когда муж умер, а он долго болел, наступили трудные времена, и несмотря на все уговоры родственников мужа, Райхан, забрав малолетних детей, вернулась к матери, в родной поселок Орджоникидзевский и пошла работать контролером на завод конденсаторных изделий. Через полгода женщина вынуждена была уволиться из-за аллергии на специфические запахи, витавшие в цехах… А еще через некоторое время она с матерью поехала в Америку повидаться с ее родной старшей сестрой и братом, которые проживали в США и не виделись с родными более шестидесяти лет…
Байдымат, конечно, Америки, как таковой, не видела, потому что ее практически носили на руках из одного дома в другой в Патерсоне, где живет самая многочисленная карачаевская диаспора; Райхан же довелось побывать во многих местах – на Ниагарских водопадах, в Голливуде, Лас-Вегасе и Сан-Франциско, удалось проехаться по мосту «Золотые ворота» в Сан-Франциско, лицезреть Гранд-Каньон, но как только срок визы стал истекать, а родственники засуетились с желанием продлить ее как можно дольше, мать с дочерью тут же засобирались в обратную дорогу.
– Даже не столько мама, сколько я хотела как можно быстрее вернуться домой, увидеть детей, наш старенький, уютный домик, соседей, друзей, – смеется Райхан. – Как только вернулась, сразу же устроилась диспетчером на вокзал в Карачаевске.
Это были 80-е годы. Новый вокзал был построен на окраине и просто притягивал к себе взоры проезжающих. Огромное бетонное здание, где стены – сплошь панорамные окна, за такими же окнами, но чуть поменьше – кассиры, диспетчеры, вокруг здания платформы, от которых отходят автобусы на Ставрополь, Пятигорск, Невинномысск, Грозный, Нальчик, Краснодар, Кисловодск… Очереди в кассы невообразимые. Как и очереди к диспетчеру, которому каждый норовит задать интересующие его вопросы, поскольку справочной службы на вокзале нет. Перед Букуловой, как и перед всеми другими диспетчерами, лежит расписание, но она, говорят бывшие коллеги Райхан – Надя Карпедченко и Галина Миносянц, никогда в него не заглядывала, потому что всегда знала, во сколько и куда какой автобус отправляется, всегда готова была помочь и разрешить любую проблему пассажира. Рассказывают, для нее ничего не стоило, если в гостинице не было свободных мест, забрать какую-нибудь старушку или женщину с ребенком к себе домой на ночь, а наутро позвонить на вокзал и попросить заранее забронировать билеты для ее «постояльцев» и забрать их с трассы, то есть прямо со ступенек ее дома…
Новый вокзал продержался недолго, грянули перестроечные времена, надолго воцарился «мертвый сезон» в Теберде, Домбае и Архызе, многие маршруты позакрывались молниеносно, другие «отмирали» постепенно…
Райхан начинает работать кассиром-диспетчером в ОАО «Чарх». Рабочий «кабинет», как я уже сказала выше, – маленькая касса на остановке «Горянка» в Карачаевске.
Для непосвященного: именно в этом месте расположены СОШ №1 и №6, детский сад «Вики», торговые ряды в два ряда, тут же круговой перекресток улиц Ленина и Мира, увенчанный статуей «Горянка», ну и добавьте сюда интенсивный поток транспорта, получится «картина маслом», как говорил знаменитый Давид Гоцман из фильма «Ликвидация». Тем не менее на остановке, где работает Букулова, один микроавтобус идет за другим с той размеренностью и плавностью, с какими движется хорошо отрегулированный конвейер.
– А все потому, что водитель рулит, а диспетчер разруливает, – шутят водители, кивая в сторону Райхан, которая о чем-то беседует с водителем микроавтобуса Аликом Токовым, обслуживающим маршрут «Карачаевск – Правокубанский».
– Без очереди встал на отправку? – спрашиваю у Райхан Келеметовны.
– Что вы! Алик – один из самых выдержанных, доброжелательных, я бы даже сказала, добрых, всегда готовых предложить свою помощь пассажирам водителей.
– На этой остановке бывает очень много подвыпивших людей, не раз доводилось видеть нелицеприятные «разборки» водителей, истерики людей, у которых только что отошел автобус на Учкулан, а следующий будет, скажем, через три часа. Сторонитесь таких вещей или?..
– Диспетчер встречается со множеством людей, и от того, как он с ними общается, зависит и его настроение, настроение водителя и многих других, как любит говорить наш генеральный директор Барадин Болатчиев. Стараюсь погасить конфликт, если он вдруг возникает. С плохим настроением с работы не иду, потому что дома меня ждут внуки и правнук.
{{commentsCount}}
Комментариев нет