День республики № 39-40 от 21.03.2020

Доля безналичных расчетов растет

24 марта в 10:19
9 просмотров

В Карачаево-Черкесии стали чаще пользоваться банковскими картами. Это один из промежуточных итогов реализации регионального проекта по повышению доступности финансовых услуг и увеличению доли безналичных платежей, в том числе в отдаленных, малонаселенных и труднодоступных населенных пунктах. Об основных этапах реализации «дорожной карты», о том, как удалось добиться роста безналичных операций в Карачаево-Черкесии, и о том, какие меры предпринимаются для того, чтобы сделать финансовые услуги более доступными для жителей нашего региона, расскажет управляющий Отделением-Национальным банком по Карачаево-Черкесской Республике Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации Дмитрий МЕЩЕРЯКОВ.

– Как часто жители Карачаево-Черкесии используют безналичные операции?

– За 9 месяцев 2019 года жители нашей республики воспользовались картами для безналичных операций более 11 млн раз. Если соотнести с аналогичным показателем 2018 года, то здесь очевиден прирост на 70%. Кроме того, доля безналичных платежей в общем числе операций с использованием платежных карт выросла по сравнению с аналогичным периодом 2018 года на 12,4 процентных пункта и достигла 66,8%. В то же время увеличилась общая сумма, потраченная на оплату товаров и услуг. Она составила 9,3 млрд рублей, что на 2,6 млрд рублей больше, чем в предыдущем периоде.

Положительной тенденцией является и то, что жители республики используют платежные карты именно для оплаты товаров и услуг. Это подтверждается данными по количеству операций по получению наличных денег, которые остались практически на уровне 9 месяцев 2018 года (более 5 млн операций).

Ключевую роль в развитии рынка платежных карт играет развитие инфраструктуры по их приему. Отделением совместно с банками на территории республики проводились мероприятия по расширению инфраструктуры, предназначенной для обслуживания платежных карт, в связи с чем их количество по состоянию на 01.10.2019 по сравнению с аналогичным показателем прошлого года увеличилось на 684 единицы, или на 21%, и составило 3922 ед. Другим положительным моментом по итогам 9 месяцев 2019 года является то, что Карачаево-Черкесия по обеспеченности эквайринговыми устройствами занимает 2 место в СКФО (8,4 устройства на 1 тыс. человек, против 6,9 устройства в 2018 году), уступая при этом только Ставропольскому краю.

Хочу сказать, что задача по повышению доступности финансовых услуг и увеличению доли безналичных платежей в регионах ЮФО и СКФО была поставлена перед нами ровно год назад. Мероприятия, которые прописаны в региональной «дорожной карте», реализуются совместными усилиями. В рабочую группу вошли сотрудники нашего отделения, филиалы кредитных организаций, провайдеры сотовой связи, органы исполнительной власти. В результате улучшение доступности финансовых услуг коснулось почти половины всех жителей республики, а это более 230 тысяч человек.

– Какие мероприятия «дорожной карты» уже реализованы в Карачаево-Черкесии?

– На первом этапе оценивалось состояние финансовой доступности в каждом населенном пункте Карачаево-Черкесии. Важно было определить наличие мест, где можно получить финансовую услугу, посмотреть на удаленность населенного пункта от такой ближайшей точки, ассортимент доступных услуг, наличие связи через сеть Интернет. По результатам исследования был сформирован перечень населенных пунктов республики, в которых в первую очередь требовалось организовать точки доступа к финансовым услугам.

Отдельный пункт «дорожной карты» – проведение на территории республики социологических исследований среди населения и субъектов МСП. По результатам анкетирования сформировалась общая картина того, насколько жители и бизнес удовлетворены услугами финансового рынка, на чем следует акцентировать внимание в ходе запланированных мероприятий по финансовой грамотности.

Приведу данные на 1 октября 2019 года. В рамках развития безналичных сервисов на рынке платежей ЖКХ были подписаны 33 договора на прием платежей с организациями тепло- и водоснабжения двумя банковскими учреждениями республики.

Всего филиалами кредитных организаций на территории региона установлено около 4 тысяч платежных устройств, в том числе в гостиницах Архыза и Домбая. В МФЦ, торговых центрах, на предприятиях, а также на пассажирском автотранспорте появились дополнительные электронные терминалы. Также в республике реализуется проект Cash out. Уже подключено 17 точек, в которых можно снять наличные деньги с платежной карты при покупке в магазине. Кроме того, в отделениях почтовой связи действует порядка 200 устройств, в которых доступно снятие и внесение наличных денежных средств.

– К сожалению, у жителей отдаленных горных поселений пока нет возможности пользоваться финансовыми услугами в полном объеме…

– Если посмотреть на рельеф Карачаево-Черкесии, сразу заметно, что большая часть республики находится в горной местности. А это дополнительный фактор, который осложняет, в том числе, и возможности получения дистанционных банковских услуг через сервисы, которые предоставляют кредитные организации в своих мобильных приложениях или на своих страницах в Интернете. Между тем получить базовые услуги, например открыть или закрыть вклады, отправить заявку на получение кредита или микрозайма, перевести деньги, приобрести полис ОСАГО, селяне могли бы дистанционно – через мобильный телефон и другие устройства. Но нестабильное и некачественное соединение сети Интернет порой лишает людей такой возможности.

Учитывая все эти факторы, Банк России составил тепловую карту, в которой все населенные пункты республики распределили по зонам – от зеленой с самым высоким уровнем финдоступности до красной, где ситуацию надо исправлять в первую очередь. Когда проект только стартовал, в красной зоне находились 23 поселения Карачаево-Черкесии, спустя полгода их количество уменьшилось до 9. Там проживают 13 тысяч человек, и у них нет возможности в полном объеме пользоваться финуслугами. Проект, который сейчас реализуется на территории республики, призван устранить такое неравенство.

Наша основная задача – предоставить качественный и равный доступ для всех жителей республики независимо от места их проживания. Возможность расплачиваться за покупки, осуществлять переводы, оплачивать жилищно- коммунальные услуги должна быть не только у горожан, но и у жителей отдаленных сел, хуторов, поселков.

Вместе с тем ведется работа по расширению платежной инфраструктуры, чтобы возможность снимать небольшие деньги была прямо на кассе в магазине. Но здесь важно, чтобы и интернет-соединение было более устойчивым, и тогда жители села смогут не только получить стандартные банковские услуги, но и проводить различные операции, не выезжая за пределы своего поселения. До конца 2020 года проект охватит территорию всей Карачаево-Черкесии.

– Почему Банк России уделяет такое пристальное внимание вопросам повышения финансовой грамотности?

– На мой взгляд, это две абсолютно сопряженные темы – вопросы финансовой доступности и финансовой грамотности, они идут рука об руку. К сожалению, охотники за чужими деньгами не дремлют и придумывают все новые технологии обмана. Чуть ли не каждый день в СМИ проходит информация о том, что кто-то стал очередной жертвой «черных» кредиторов или потерял круглую сумму из-за телефонного мошенничества. Современный мир с его новыми технологиями требует постоянного повышения уровня финансовых знаний. И этому вопросу Банк России уделяет большое внимание. Сотрудники отделения проводят лекции, презентации и другие мероприятия по повышению финансовой грамотности. Эта работа ориентирована не только на школьников, студентов, воспитанников социальных учреждений, но и на взрослое население, пенсионеров, работников учреждений и организаций, представителей бизнеса. Только за прошлый год мы провели около 40 подобных мероприятий, в которых приняли участие около тысячи человек.

Осенью прошлого года сотрудники Отделения-НБ Карачаево-Черкесская Республика совместно с администрацией Прикубанского муниципального района запустили пилотный проект – открыли два общедоступных пункта финансового просвещения: в селах Счастливом и Николаевском. Любой желающий напрямую в живой беседе мог задать вопросы из сферы финансов сотрудникам Отделения-НБ Карачаево-Черкесская Республика. Представители отделения выезжали в эти поселения, общались с жителями и затем анализировали поступившие вопросы. Больше всего селян интересовали темы, касающиеся расчетов платежей по кредиту, возможности получения дистанционных банковских услуг, страхования жизни при заключении кредитных договоров, по периоду «охлаждения» и др.

Кроме того, школьники и студенты активно участвуют в проекте Банка России «Онлайн-уроки финансовой грамотности». Занятия посвящены планированию личного бюджета, страхованию, выбору финансовых инструментов, защите от кибермошенничества и не только. По итогам осенней сессии 2019 года в республике было 18 тысяч просмотров, что практически в 2 раза превышает аналогичный показатель за 2018 год. Приглашаем и остальные учебные заведения Карачаево-Черкесии воспользоваться возможностью поучаствовать в проекте Банка России и повысить уровень финансовой грамотности. Весенняя сессия онлайн-уроков продлится до 24 апреля. Обучение бесплатное!

Армида КИШМАХОВА
Поделиться
в соцсетях
безналичный расчет интервью Отделение-Национального банка по КЧР понятная экономика финансовая грамотность финансовая доступность финансовое просвещение финансовые услуги