«Я нужен своей республике!»
Дело не в слове, а в содержании его
Дом № 4 на улице Магомедова в г. Карачаевске – дом-ветеран, от которого так и веет духом истории, поскольку он практически ровесник города. Переехать из него в новые комфортабельные дома мало кто спешит, потому что стоит дом прямо в историческом центре города. Все рядом – в шаговой, в буквальном смысле этого слова, доступности – Дом Советов, больница, поликлиника, спорткомплекс, культурный центр имени Кулиева, площадка, от которой отходят Газели, три школы… Сквозь дымку изумрудной майской зелени при желании можно даже рассмотреть с балкона, как город празднует День Победы, как это последние годы делает участник Великой Отечественной войны Александр Иванович Гаранжа… Дело в том, что Александру Ивановичу хорошо за 90, он плохо видит, с трудом ходит, зато, смею заверить, крайне легок на подъем, когда к нему приходят гости…
– Накануне 23 февраля в квартире было просто столпотворение, – рассказывает падчерица Гаранжи Лиана Епхиева, – группы учеников из одной школы спешили сменить ребята из другой… Александр Иванович охотно делился с детьми самыми сильными впечатлениями, вынесенными из фронтовой жизни, и его рассказ вызвал такой отклик у детей, что просто не передать словами. Налицо была не только дань уважения, но и невероятный душевный порыв. Каждый хотел обнять Александра Ивановича, каждый хотел с ним сфотографироваться на память… Вот только через день дедушка попал в больницу, более того, в реанимационное отделение… Правда, в больнице он надолго не задержался благодаря врачебной интуиции, мастерству и целительным рукам заведующего реанимационным отделением Карачаевской ЦРБ Серика Караходжаева и конгломерата его единомышленников – врачей, медсестер, санитарочек… Впрочем, больница не про него.
Даже на фронте, а воевал на Закавказском фронте, будучи не раз отмеченным вражеской пулей или осколком, Александр Иванович умудрялся залечить в обход лазаретов раны и снова – в строй. Не прошел такой номер лишь на Дальневосточном фронте, куда он был направлен в 1944 году. После тяжелейшего ранения и серьезной контузии в бою с частями Квантунской армии под Шэньяном дед попал в госпиталь г. Хабаровска, где его и комиссовали.
Попав в мирные будни после фронта, потребовавшего предела сил, солдат долго не мог привыкнуть к мирной жизни, мучило чувство вины, дескать, ребята воюют, победа не за горами, а я баклуши бью… После долгих раздумий приехал в наши края, стал работать в шахте маркшейдером (горный инженер, несущий ответственность за то, чтобы добыча ископаемых велась продуктивно и безопасно). Предельная аккуратность, грамотность молодого специалиста настолько пришлись ко двору в шахтоуправлении, что, когда Александр решил рассчитаться и поехать в родную станицу на Ставрополье, его упросили остаться еще на год. И тут ему встретилась Римма Федоровна…
– Наша мама также работала в шахте, – рассказывает Лиана, – там они и познакомились. Поженились, и Александр Иванович стал отцом для троих ее детей, своих детей у него не было. Он был очень хорошим отцом. Когда мамы не стало десять лет тому назад, Александра Ивановича забрала к себе моя старшая сестра Лаура, по-хорошему, как это принято у осетин, он должен был жить с сыном, но Тимур на тот момент служил капитаном дальнего плавания на Дальнем Востоке. Два года назад ушла из жизни и Лаура… Теперь за своим дедушкой ухаживает ее сын Владимир. Я приезжаю каждый день из Коста Хетагурова – готовлю мужчинам, прибираюсь, стираю. Александр Иванович очень непритязательный в быту, но очень чистоплотный человек, несмотря на то, что бытовых трудностей хватает…
– Дед очень гостеприимный, очень грамотный, – подключается к разговору Владимир, сын Лауры, – мы постоянно удивляемся тому, как ему, девяностопятилетнему старику, удается удержать в памяти мельчайшие детали той далекой войны. К примеру, о Баку я знаю все от деда, потому что первым делом в 1943 году он попал на Кавказский фронт в войска ПВО, о Дальнем Востоке, Маньчжурии, Китае, истории Квантунской армии, которая совершила за годы войны почти тысячу вылазок против нашей страны – также от него. Скажу честно, поначалу, когда дедушка слег, я пытался оградить его от визита детей в преддверии армейских праздников, на что он сказал: «Не вздумай. Я как-то прочитал воспоминания одного одинокого фронтовика, который написал: «А что дети на земле существуют – это я знаю только по крикам под окном…», так они у меня из головы не идут по сей день… Вот подаришь мне правнуков, тогда, может, и ограничим посиделки с ребятами…»
Сам Александр Иванович очень признателен Главе республики Рашиду Темрезову за то, что он высоко поднял авторитет участников войны.
– Прежде чем нам прибили табличку на дверь «Спасибо за Победу!», я долго держал ее в руках, как и юбилейную медаль «75 лет Великой Победы». Очень обрадовался визиту заслуженного тренера России, депутата нашего округа Алхаза Чотчаева и начальника управления архитектуры и градостроительства города Казбека Джашаккуева. Очень благодарен властям республики и города, которые оказали внушительную денежную помощь мне, – сказал он.
Признаться, так хотелось на этой благодарной, теплой ноте закончить материал, но не получается, особенно, когда узнала о том, что буквально перед моим приходом в гостях у ветерана побывали Алхаз Чотчаев и Казбек Джашаккуев. С последним не имею чести быть знакомой, лишь наслышана о его высоком профессионализме, а вот Алхаз – человек, перед которым преклоняются наверняка все жители Карачаевского городского округа. Это человек абсолютно не умеющий складно соединять пустые, ничего не значащие слова и однажды заметивший по этому поводу: «Дело не в слове, а в содержании его», не умеющий творить добродушие, а только жизненное конкретное воплощение добра. И если он вместе с начальником управления архитектуры и градостроительства, земельных и имущественных отношений КГО Джашаккуевым увидели то же самое в доме, где живет Гаранжа, что и я, а именно: отсутствие природного газа в квартире, горячей воды (кстати, трехэтажный дом по улице Мира №4 – единственный в городе не подключен к природному газу по каким-то техническим причинам, и жильцы вынуждены готовить на электроплитах, поскольку газовые баллоны централизованно никто не заправляет, отказываются заправлять их и на автозаправочных станциях, а воду люди нагревают бойлерами, в итоге счет за электроэнергию возрастает в разы), протекающую крышу в подъезде, окна без стекол, а самое главное, гирлянды многочисленных электрических проводов, идущие крест накрест и низко провисающие в пространстве на всех этажах (и что бы это значило в свете того, что весь первый этаж занят сомнительными магазинами, мини-кафешками, другими постоянно закрытыми конторами?), то – мне очень хочется верить – эти два неравнодушных человека задумаются и найдут решение, как помочь ветерану в столь преклонном возрасте справиться с суетой «благополучного бытия»…
{{commentsCount}}
Комментариев нет