День республики № 41 от 24.03.2020

Отделение – НБ КЧР: Горячая линия

25 марта в 12:06
4 просмотра

Сегодня кредиты не берет разве что ленивый. Однако человек может попасть в трудную ситуацию, испортить свою кредитную историю. Чтобы этого не случилось, в редакции работает горячая линия, на которую может позвонить каждый.

Сегодня на вопросы наших читателей отвечает заместитель управляющего Отделением-НБ Карачаево-Черкесская Республика Эльвера ТОТОРКУЛОВА.

Иван Николаевич, ст. Зеленчукская:

– Как узнать свою кредитную историю, могу ли я получить ее самостоятельно?

– Начнем с того, что же такое кредитная история? Это информация о кредитных обязательствах гражданина, в каких банках, микрофинансовых организациях (МФО) или кредитно-потребительских кооперативах (КПК) он брал кредит или заем, на какую сумму, исправно ли отдавал долг, случались ли задержки по платежам. Все эти данные аккумулируются в специальных организациях – бюро кредитных историй (БКИ). Их несколько, и банки, МФО или КПК самостоятельно определяют, в какие БКИ направлять сведения о своих заемщиках.

Чтобы узнать, в каких именно бюро хранится ваша история, нужно отправить запрос в Центральный каталог кредитных историй. Проще всего сделать это онлайн:

  • через Единый портал государственных и муниципальных услуг. Для этого нужно зайти по адресу www.gosuslugi.ru в раздел Каталога услуг «Налоги и финансы» и далее в подраздел «Сведения о бюро кредитных историй». В ответ Банк России пришлет вам в Личный кабинет на портале госуслуг список всех БКИ, в которых хранится ваша кредитная история. Информация будет включать название, адрес и номер телефона бюро;
  • на сайте Банка России. Для этого понадобится код субъекта кредитной истории (комбинация букв и цифр). Этот код есть у каждого, кто брал кредит или заем хоть раз в жизни. И найти его можно в кредитном договоре либо уточнить в банке или МФО, в которые гражданин обращался за кредитом. Этот код надо будет указать в запросе, который нужно создать на сайте Банка России. Не позднее следующего рабочего дня придет ответное письмо с названиями всех бюро, где хранится ваша история;
  • можно направить запрос в Центральный каталог кредитных историй. Ответ с информацией о том, в каких бюро хранится ваша кредитная история, придет в течение трех дней на указанный в письме электронный адрес. Когда вы узнаете список бюро, нужно в каждом из них запросить свою кредитную историю.

По закону эту информацию можно получить два раза в год бесплатно в каждом из бюро. Если же кредитная история нужна срочно или чаще, чем дважды в год, это можно сделать за дополнительную плату.

Зульфия Назировна, г. Карачаевск:

– Я никогда не брала кредит, но сейчас возникла такая необходимость. Соседка сказала, что в банке мне могут отказать. Неужели это правда, ведь как мне кажется, у меня идеальная кредитная история?

– Получается, что вы никогда не обращались в банк, МФО или КПК за заемными средствами. А значит, нет четкой картины, какой вы заемщик и будете ли исправно вносить ежемесячные платежи в счет погашения долга. Между тем в хорошей кредитной истории должны быть кредиты (займы), которые вы периодически берете и аккуратно гасите. Для банка это лучший признак, чем полное отсутствие кредитов за последние годы. Самое важное для кредитной истории – когда нет систематических просрочек платежа в течение длительного времени.

Бывают и обратные ситуации. Когда, например, гражданин уверен, что полностью погасил прежний кредит, ведь он аккуратно, без просрочек вносил полагающиеся платежи. Но когда пришел в банк за следующим кредитом, то получил отказ. Оказалось, что осталась маленькая непогашенная сумма, и в итоге в кредитной истории числится просрочка. Отсюда и отказ в новом кредите. Что можно сделать в этом случае?

Гражданин может подать в бюро заявление о внесении изменений или дополнений в свою кредитную историю. В течение 30 дней со дня получения заявления бюро обязано провести проверку. Для этого оно запрашивает информацию у банка, МФО или КПК, которые передали спорные данные. Кредитор обязан подтвердить прежнюю информацию, либо прислать новые сведения.

Ибрагим, с. Учкекен:

– Так получилось, что при уплате кредита я несколько раз задерживал платеж. Боюсь, что это отразится на моей кредитной истории. Как я могу ее улучшить?

– Так как удалить что-либо из кредитной истории нельзя, можно предпринять меры и постараться перейти в категорию надежных клиентов.

Улучшить свою кредитную историю можно следующим образом: брать небольшие кредиты или займы и дисциплинированно вносить ежемесячные платежи. Можно также купить в кредит бытовую технику либо оформить кредитную карту. Таким образом, за несколько лет сформируется новая история взаимоотношений с банками, МФО, КПК, которые уже охотнее будут идти вам навстречу в случае, если вы к ним обратитесь.

Армида КИШМАХОВА
Поделиться
в соцсетях
горячая линия кредит кредитная история Отделение-Национального банка по КЧР понятная экономика финансовые услуги финансы