День республики № 43-44 от 28.03.2020

Здесь оттаивает сердце

31 марта в 13:04
80 просмотров
Источник — Фото автора

Прошло больше года, как в селе Учкекен был открыт новый историко-краеведческий музейный центр «Рум-къала». И мы решили узнать, как сегодня живет центр, как собирает и хранит предметы национальной материальной и духовной культуры, как занимается просветительской и популяризаторской деятельностью.

На холме в Камыш-Кулак, одном из районов Учкекена, высится современная трёхэтажная школа, открытая в 2016 году. Слева от новой школы стоит старое, но на вид крепкое здание. Это восьмилетняя школа 1926 года постройки, в которой дети учились до последнего времени. Вот это старое здание и было передано под музейный центр.

– Появлением этого центра мы обязаны главе региона Рашиду Темрезову, поскольку благодаря ему в кратчайшие сроки была построена новая школа № 11, и, таким образом, возникли предпосылки для создания музея. Педагоги и творческая интеллигенция района предложили отдать старое здание школы под музейный центр. Они хотели сохранить для потомков память о том, как зарождались школы в Малокарачаевском районе, в каких условиях десятилетиями самоотверженно работали учителя, которых отличали особая сила духа и безграничная преданность делу, – говорит глава администрации Малокарачаевского района Рамазан Байрамуков. – В районе эта инициатива была поддержана и одобрена. И за очень короткий срок старая школа стала уникальным, единственным в районе музейным центром, который назвали Рум-къала.

Здание старой школы из камня и красного кирпича покрыто новым профнастилом, по углам вниз сбегают аккуратные белоснежные водосточные трубы, к парадной двери ведут светлые ступени… – ремонт проводился силами неравнодушных предпринимателей района.

Директор историко-краеведческого музейного центра Али Хубиев всю свою жизнь посвятил культуре и истории района.

Источник — Фото автора

– Такой центр был необходим давно. В каждой общеобразовательной организации района есть музей, причём многие из них – краеведческие, этнографические – имеют большое количество экспонатов исторической значимости. Музей «Рум-къала» был создан с целью объединить все школьные музеи района, оказать каждому из этих 15 музеев методическую помощь. Это раз. Музейный центр также призван служить выставочным центром и главной картинной галереей района – то есть местом, где художники, скульпторы смогут в полной мере представить зрителям своё творчество. Это два. А в идеале мы хотим создать интересный для массового туриста объект, который воссоздаст исторические картинки народного быта и культуры, – рассказывает Али Баталбиевич. – Сегодня в центр «Рум-къала» районным отделом образования организовываются экскурсии для школьников. Более того, к нам начали приезжать посещающие Кавминводы туристы.

В музейном центре несколько залов, основной из которых – выставочный зал.

– Здесь проводились и будут проводиться мероприятия различной направленности. Например, была проведена персональная выставка народного художника КЧР Магомеда Хабичева. Теперь планируем выставку работ не менее известного живописца Халиса Атаева, – продолжает Али Хубиев. – В перспективе в этом зале мы хотим создать картинную галерею имени известного художника Мекера Чомаева.

Второй зал посвящён всем 15 школам района, их педагогическому составу, первым директорам школ, известным людям – выпускникам каждой школы. По мнению Али Хубиева, таким образом можно показать новейшую историю каждого населённого пункта.

Третий зал – исторический. В нем находятся экспозиционные стенды с уникальными артефактами, найденными на Римгорском городище. Древние, позеленевшие от окиси медные кувшины, копья, наконечники стрел, ножи… Собственно, Рим-гора – уникальный геологический объект, естественная крепость с неприступными стенами, и дала центру название, испокон бытующее в народе, – Рум-къала.

Ещё один зал посвящён трагическому этапу в истории карачаевского народа – депортации. Зал называется «История несломленного духа». Здесь собраны вещи, предметы быта и интерьера, которыми люди пользовались в ссылке. Также на стене висят несколько стендов с фотографиями людей, родившихся в годы изгнания и добившихся больших высот в разных сферах деятельности.

Источник — Фото автора

Но больше всего меня поразил зал этнографический, потому что множество собранных в нем экспонатов: бурдюки, маслобойки, деревянные корыта, медные тазы и чайники, деревянные чесалки шерсти, прялки, плоские деревянные подносы для вареного мяса, сепараторы – знакомы мне с детства и вызвали в душе невероятную бурю чувств.

А вот деревянную петлю на конце хозяйственного ремня, которая называется къытчас, я видела впервые. И деревянное седло – впервые. И старинную маслобойку в виде шарманки с ручкой – тоже. И сыбабха – деревянную форму для вырезания из кожи ремней, шнуров, длинных узких тесёмок для обшивания обуви. И…

Из этого зала уходить не хотелось. Я трогала, гладила, нюхала буквально каждый предмет, и они переворачивали мою душу, мою спящую генную память… Удивительным было то, что, несмотря на достаточное число этнографических музеев карачаевского народа, в каждом из них находятся уникальные вещи. И это при том, что и дома, и имущество, да и история народа были беспощадно разграблены. Но очень много всего было у народа – при всём желании не растаскать.

Особенной гордостью этого зала является уникальный экспонат – казан, которому около 400 лет. Этот казан музею передан семьёй Таукеновых. Многие предметы, например, лущилку кукурузных початков, большие деревянные ступы с деревянными же пестами для дробления зёрен вручную, люди приносят сами.

– Бывает, и сам хожу по друзьям и знакомым – прошу передать музею ту или иную вещь, – рассказывает сотрудник музея Хамит Гаппоев. – Честно скажу, никогда не было случая, чтобы отказали, наоборот – с радостью отдают. Некоторые предметы находились в нерабочем состоянии, приходилось чинить их самому.

Мой взгляд останавливается на филигранно выполненном в 1969 году макете, который называется «Сенокос на Ран-къол». Его сделал мастер Азрет Лепшоков. После его смерти дети передали макет музею. Миниатюрные косы, грабли, маслобойки, очаг, лестницы – просто работа лесковского Левши.

Что и говорить, пребывание в «Рум-къале» стало для меня одним из самых запоминающихся и дорогих моему сердцу. Такой музей нужен не только для связи времён и поколений. Здесь оттаивает сердце…

Шахриза БОГАТЫРЕВА
Поделиться
в соцсетях
"Рум-къала" курьер муз музейный центр Учкекен