День республики № 45 от 31.03.2020

«Корабли» Лины Багдасарян

1 апреля в 14:50
220 просмотров
Источник — Фото В. КАРТАВЕНКО

В ее семье никогда не было педагогов. Да и сама она не собиралась стать учителем. После школы Лина Багдасарян, обожавшая физику (спасибо за это замечательному учителю Петру Федоровичу Хмырову), решила поступать в технический вуз. А потому рванула из Черкесска в Ленинград и подала документы в… кораблестроительный институт. Строить корабли – это же так… необычно и интересно, наверное…

«Слава богу, – говорит сегодня с улыбкой Лина Григорьевна, – я не поступила. И корабли бороздят моря без моего женского ума…»

А ее «женский ум» оказался востребованным совсем в другой сфере. Более тридцати пяти лет Лина Григорьевна преподает русский язык и литературу в гимназии № 9 г. Черкесска, и ее учеников всегда отличает хорошее знание этих предметов. Заслуженный учитель КЧР, ветеран труда… Лину Багдасарян высоко ценят коллеги, искренне любят дети и уважают их родители, которые считают, что попасть в класс Лины Григорьевны – большая удача. К слову, именно родители и попросили нас написать об этом замечательном педагоге…

 «Вернувшись домой из Ленинграда, – вспоминает Лина Григорьевна, – я серьезно проанализировала, что на самом деле лучше всего знаю и чем могла бы заниматься». И в итоге через год она поступила на филологический факультет Северо-Осетинского государственного университета им. Коста Хетагурова. А по завершении вуза в 1983-м без раздумий направилась в свою любимую школу № 9, где училась с четвертого класса, с того самого момента, как ее семья переехала в Черкесск из Северной Осетии. И Василий Тихонович Батраков, только недавно пришедший в эту десятилетку директором, выслушав мнение о Багдасарян ее бывшей классной руководительницы Тамары Григорьевны Воейковой, взял молодого специалиста на работу и ни разу об этом не пожалел. Дисциплинированная, организованная, за какое бы дело она ни бралась, она делала его хорошо, с душой. И какие замечательные уроки она проводила! Чего стоят уроки – пресс-конференции по литературе. Скажем, изучают дети «Преступление и наказание» Федора Достоевского, вот вам, пожалуйста, и «карты в руки»: кто-то из ребят выступает в роли Раскольникова, кто-то – в роли обвинителя, кто-то – адвоката… Попробуйте организовать такое занятие, если дети не в теме…

Она и сегодня проводит уроки мастерски. И даже если у параллельных классов нынче одна и та же тема, поверьте, уроки Багдасарян будут абсолютно разные. Для этого у Лины Григорьевны предостаточно средств и приемов. Кстати, знаете, как она решила со своими учениками проблему списывания сочинений из Интернета? Заранее дает ребятам тему сочинения, а перед написанием работы всегда проводит… практикум. И сразу становится ясно, читал ли ученик произведение, насколько глубоко вник в его суть…

– Лина Григорьевна, а что самое сложное в вашей работе?

– Самое сложное – пожалуй, найти время на каждого ребенка. Каждому ученику хочется тепла, внимания, каждый хочет чувствовать, что его любят. Очень трудно найти золотую середину между строгостью, требовательностью, которые нужны при обучении, и мягкостью, которая, в представлении детей, сопровождает любовь. Тут очень важно быть справедливым, объективным. Только тогда, когда ученик понимает, что ты справедлив, он не заподозрит тебя в нелюбви к себе. Помню, как я боялась быть необъективной, когда учила собственную дочь. Для нее я в школе была исключительно Линой Григорьевной. Я сознательно не взяла над ее классом классное руководство, вела только уроки русского и литературы. Никогда Аня заранее не знала, когда у них будет контрольная работа по моим предметам, а уж задания ей были неизвестны тем более. Спрашивала с нее без всяких поблажек… Собственно, так было по всем предметам. В итоге Аня получила хорошее образование, работает финансистом…

– А чему вас научили за эти годы ученики?

– Пониманию того, что ты учитель не только в школе. Ты везде должен быть образцом. И не только внешне, но и внутренне. В этом плане учителям литературы особенно трудно. Русская классическая литература гуманна и высоконравственна. И когда ты на уроках вдохновенно говоришь детям о высоких идеалах, то и вне уроков они ждут от тебя соответствующего поведения…

– Да, прививать высокие идеалы детям в современной жизни очень сложно… И учить невероятно трудно, особенно, если у ребенка в семье уверены, что «купить нынче можно все»…

– Купить все – путь в никуда. Ценность знаний неоспорима.

– К слову о купить… Многие родители считают, что успешно сдать ЕГЭ без платных дополнительных занятий просто нереально…

– Если ребенок хорошо учился с пятого класса, если он действительно занимался, то легко сдаст ЕГЭ по русскому языку без дополнительных индивидуальных занятий не меньше чем на восемьдесят баллов. Сейчас масса возможностей для самостоятельных занятий, в школах проводятся элективные курсы, которые также помогают подготовиться к сдаче ЕГЭ… Важно просто понимать, что в школе надо учиться! Что же касается «натаскивания на ЕГЭ», то поверьте, никакое натаскивание не поможет, если нет базовых знаний…

– Вы вообще положительно относитесь к ЕГЭ?

– На мой взгляд, ЕГЭ по русскому языку – это совершенно не показатель общей грамотности ученика, владения им языком. Взять, к примеру, сочинение в ЕГЭ. Объем – не менее 150 слов. Разве сочинение в 150 слов, написанное по шаблону, показательно? Вот, к примеру, у меня в десятом классе девочка пишет сочинения в стихотворной форме. Раскрыть образ Печорина в стихах – я думала, это невозможно. Оказывается, вполне. И вот это – уровень владения языком… Очень жаль, что в десятом и одиннадцатом классах на русский язык в школе отводится всего по часу в неделе. Это крайне мало и удивительно, ведь важность владения языком осознана нашим обществом и результаты ЕГЭ по русскому языку учитываются при поступлении и в гуманитарные, и в технические вузы…

– Лина Григорьевна, вот мы заговорили об уровне владения языком… Скажите, пожалуйста, как, на ваш взгляд, привить детям трепетное отношение к языку, понимание того, что это не просто школьный предмет, который взрослые заставляют учить, а наше богатство…

– В первую очередь, языком должен в полной мере владеть учитель. Если ученик слышит от учителя правильную, богатую речь, слышит слова с правильным ударением, то он невольно начинает сравнивать все это с речью окружающих, исправлять ошибки, которые слышит, ему это нравится… Так появляется вкус к языку.

Кроме того, важно внимание к языку писателей. А оно будет, если заинтересовать детей личностью писателя. Например, в десятом классе изучение творчества Толстого мы начинаем с чтения дневников Льва Николаевича. Взять, к примеру, 1847-й год… Это же потрясающе – человек за год сделал столько, сколько другие не успевают и за всю жизнь…

А пример отношения к русскому языку Александра Исаевича Солженицына! Оказавшись вынужденно в эмиграции, он сделал все, чтобы его дети прекрасно владели родным языком. Они учили язык по словарям…

Все-таки любовь к языку, любовь к чтению закладывается с детства, с семьи. Знаете, как я сама полюбила книгу? Наша семья жила в одном подъезде с семьей моей одноклассницы и подруги Марины Алейниковой. Ее отец работал директором типографии. И у них дома была богатейшая библиотека – книги занимали полки во всю стену от пола до потолка. Здесь можно было найти даже то, чего не было в библиотеках города. Относились к книгам в этой семье очень бережно. И это отношение передалось нам, детям, которые брали эти книги почитать…

– Лина Григорьевна, а как вам удается, помимо всего прочего, быть еще и классным руководителем сразу у двух классов?

– Родители уговорили. Это мой первый опыт и, думаю, последний, потому что быть классным руководителем сразу у двух классов (а у меня сейчас девятый (32 человека) и одиннадцатый (28 человек), оба выпускные) очень сложно. Если бы не поддержка родителей, честно признаюсь, не потянула бы, ведь классное руководство – это каждодневный труд. Мы, учителя, так много можем и должны сделать с душой ребенка… Помню, первое время ходила по школе с глазами кролика – не высыпалась хронически. Но дети достались хорошие, родители – мотивирующие ребят на учебу… Поэтому справляюсь.

Она действительно справляется. И справляется отлично, правда, на вопрос о хобби пожимает плечами. Ну, какое тут хобби, когда школа и до обеда, и после, и вечерами детвора названивает: кто-то с заданием не разобрался, у кого-то возник неотложный вопрос?

Зато она всегда находит время на общение с друзьями («Мне по жизни всегда везло с друзьями: и в школе, и во время учебы в вузе, и после. Это не просто хорошие, но и близкие мне по духу люди»), с выпускниками («Расставаться с выпускниками не так тяжело, как может показаться на первый взгляд, ведь они не исчезают из твоей жизни – ты знаешь, как складывается их дальнейшая жизнь, они звонят, приходят…»). С ней очень интересно общаться – она всегда так уместно может привести примеры из классики, легко процитировать любимого Михаила Булкагова… А сколько школьных историй она может рассказать! И вот ведь что удивительно: она помнит всех своих учеников, даже тех, у кого не была классным. Помнит не только по именам, фамилиям, но и кто где сидел… Не потому ли, что в каждого старается вложить частицу своей души, своего «женского ума», чтобы в будущем им было легче «бороздить жизненный океан»?

Татьяна ИВАНОВА
Поделиться
в соцсетях
Газета "День республики" Кунацкая Лина Багдасарян люди педагог русского языка и литературы педагоги судьба человека