День республики № 47-48 от 04.04.2020

Успеть раздать при жизни

7 апреля в 13:35
4 просмотра

На одной из своих выставок, которая транслировалась по российскому телеканалу «Культура», отвечая на вопрос журналиста, известный ингушский художник Руслан Алимович Эльдиев отметил одну очень интересную деталь.

«Мне кажется, что художник – это человек, смотрящий далеко вперед и умеющий видеть то, что не способен разглядеть другой», – сказал он. Причем назвал художниками всех, кто занимается различными видами искусства.

«Мы многого просто не замечаем: имеем глаза, но не видим, имеем уши, но не слышим. Не можем отличить свет от тени, не замечаем цвета и оттенки, не различаем формы и, что самое обидное, не видим окружающую нас красоту, которую создал Бог. Вот тот человек, который имеет способности видеть всю эту красоту, и есть художник, даже если он совсем не умеет рисовать», – отметил Руслан.

После получения аттестата зрелости перед Русланом Эльдиевым были открыты многие возможности стать творческой личностью, но он выбрал живопись, так как любовь к рисованию проявилась у него еще в раннем детстве. Именно такая необузданная страсть к рисованию и определила его дальнейшую судьбу и выбор профессии.

Можно сказать, что творческая биография художника складывалась далеко не просто. Ещё в студенческие годы юного художника помимо живописи начинает интересовать деревянная скульптура, и он с большим увлечением находил новые решения в  этом виде искусства. При этом нужно отметить, что индивидуальное цветовое решение, интересные сюжеты, своеобразное восприятие выбранной темы – это, по высказываниям многих критиков, далеко не полный перечень отличительных черт творчества Руслана Эльдиева.

Став профессиональным художником, Руслан Эльдиев помимо своей творческой деятельности начал искать возможности передавать полученные знания и опыт более молодому поколению людей, интересующихся живописью. Таким образом, в 1977 году он становится директором самой первой детской художественной школы в Ингушетии, которая была открыта в Малгобеке благодаря упорству Руслана Алимовича и его желанию развивать в талантливых детях их скрытые возможности. Надо сказать, что за годы работы в этой школе Руслан Алимович воспитал не одно поколение художников.

Самая первая персональная выставка художника Эльдиева тоже состоялась во время его работы в Малгобекской художественной школе, и прошла она с большим успехом во Дворце культуры города воинской славы. Здесь были представлены произведения, выполненные в различных жанрах, – графические работы, пейзажи и сюжетно-тематические композиции, вызвавшие живой интерес у широкой зрительской аудитории.

Затем в творческой жизни художника произошел длительный перерыв, связанный с переездом в Тамбовскую, а затем в Орловскую области, где он с 1981 по 1990 год занимался различными видами деятельности. Работал художником-оформителем в различных государственных учреждениях, дизайнером садов, парков культуры и отдыха, словом, везде, где можно было применить незаурядный талант художника. Забегая немного вперед, надо отметить, что именно в то время у Руслана появилась любовь к садоводству, которым он и решил заняться уже будучи на пенсии.

Возвратившись на родину в 1990 году, Руслан Эльдиев пробует себя как художник и автор сатирических очерков и шаржей в печатных средствах массовой информации, подтвердив тем самым многогранность и разносторонность своего таланта. Но пик творческой зрелости мастера пришелся именно на те годы, когда печальные 90-е оказались для живописца наиболее плодотворными во всех отношениях. Его кисти того периода принадлежит большое количество работ, написанных в различных жанрах. Именно с этого времени у Руслана Эльдиева начинается активная работа над организацией и проведением массовых выставок, которые проходили в музеях родной Ингушетии, а также в Уфе, Ростове-на-Дону, и на юге России – в городах Краснодаре и Ставрополе.

Манера письма этого художника основывается на утонченной прозрачной палитре, в которой все краски находятся в умиротворенной гармонии. Но особенно это проявляется в таких работах, как «Пугой гIал», «Хамхи» и «Т1умхи», которые стали некой визитной карточкой автора. Художественные критики говорят, что эти картины проникнуты историческим настроением, где в задумчивых тонах воссоздается мир старых башен как символ мечты о свободе. Они, как молчаливые изваяния на холсте, наводят на философские размышления о бренности жизни всего живого на земле и дают возможность задуматься над многими серьезными вещами.

Знатоки живописи утверждают, что творчеству Эльдиева свойственны в первую очередь черты, характеризующие настоящего художника. Он умеет обобщать и выделять главное – нерушимую связь человека с родной землей. А это лишний раз говорит о том, что Руслан Алимович остается верным самому себе и своему искусству.

Необходимо отметить, что такие качества, как ясное восприятие окружающего мира и правильное представление художественного замысла, присущи всему творчеству Руслана Эльдиева. Особенно отчетливо это видно в его сюжетно-тематических произведениях. К примеру, такие работы, как «ЦIей. Праздник» и «Свадьба», на первый взгляд могут показаться какими-то шуточными и игровыми. Но при более внимательном рассмотрении картин даже неискушенному зрителю становится понятно, что это обманчивое впечатление. Как рассказал нам известный ингушский художник Муса Мартазанов, сюжет этих картин тщательно продуман автором, более того, в них нет элемента случайности.

«Главная идея работы «ЦIей. Праздник» – сплоченность сильных и свободных людей, – говорит Муса, – они полностью отдаются шумному веселью, но в минуту опасности грудью встанут плечом к плечу на защиту своей родины. Именно такая композиция и предстает перед нами на этом холсте».

Стоит заметить, что все работы Руслана Эльдиева, написанные на тему праздничного быта ингушей, отличаются особой яркостью и  многоцветием. Воспевая мужество и героизм наших предков и отцов, описывая быт и нравы ингушей, Руслан Алимович удивительным образом сочетает живопись с музыкой, поэтому говорят, что внимательный зритель, глядя на его работы, сможет не только лицезреть, но и услышать звуки ингушской мелодии.

Критики замечают, что немного по-иному относится художник к портретам, которые, к сожалению, не так широко представлены в его галерее. Но среди них хотелось бы отметить две работы: «Портрет отца» и «Портрет девочки», которые автор написал в самом начале своего творческого пути. Без слов понятно, что в этих работах Руслан Алимович с большой теплотой и любовью воплотил образы близких ему людей.

Все эти картины нашего героя участвовали в выставках ингушских художников «Мир Кавказу», а также на Днях культуры Республики Ингушетия в Москве и с большим восторгом были восприняты на юбилейной выставке в Санкт-Петербурге. После проведения академической передвижной выставки Союза художников России в Назрани в 2004 году творческие работы Эльдиева были с успехом выставлены на Всероссийском фестивале народного творчества «Салют Победы» в городе Новороссийске. И таких примеров можно привести множество, но главное в них было и остается то, что автор этих художественных произведений утверждает себя в искусстве через поиски и сомнения, а также посредством тщательно продуманных изобразительных механизмов.

Не удивительно, что работы Руслана Эльдиева хранятся во многих частных коллекциях в России и за рубежом и занимают свою нишу в Государственном музее изобразительных искусств Ингушетии.

Немногие, может, знают, что Руслан Эльдиев является автором Герба Республики Ингушетия, который был принят в 1994 году. В этой композиции, являющейся символом нашей республики, художник обозначил главные ценности своего народа, где центральное место занимает фигура орла с широко распростёртыми крыльями. А орел, как мы знаем, традиционно символизирует благородство, верность, мужество, силу и прозорливость государственной власти.

По высказываниям многих коллег нашего героя, член Союза художников Российской Федерации, народный художник Республики Ингушетия Руслан Эльдиев остается честным не только в искусстве, но и в жизни. Неподкупная чистая совесть, верность данному слову и сила воли сопровождают его и поныне, несмотря на то, что по состоянию здоровья он не может себе позволить быть таким же активным, как некоторое время назад. Безусловно, трудное детство и не менее тяжелая взрослая жизнь в некоторой степени подкосили здоровье Руслана Алимовича. Но наш герой, совсем недавно отметивший свое 68-летие, не из тех, кто привык сдаваться и сидеть сложа руки, и поэтому неиссякаемая любовь к жизни помогла ему найти себя в более приземленной иерархии, связанной с живой природой.

Дело в том, что в последние годы Руслан Алимович со всей серьезностью стал заниматься садоводством и цветоводством, и, судя по тому, как увлеченно он рассказывает про новые сорта цветов, плодов и ягод в своём саду, становится понятно, что это не менее интересное занятие приносит ему настоящую радость и успокаивает душу.

«У меня очень много друзей и знакомых, – говорит Руслан, – и проживают они в разных регионах России, откуда в виде привета присылают мне новые саженцы разных плодовых деревьев и цветов, которые я с удовольствием высаживаю и при возможности раздаю тем, кто тоже любит работать на земле. И при этом я должен сказать, что отдавать что-то мне нравится больше, чем получать. Поэтому надеюсь, что всё, что смогу успеть раздать при жизни, будет мне в память, когда меня не станет».

М. Оздоева.
Газета «Ингушетия».

М. ОЗДОЕВА
Поделиться
в соцсетях
Газета "Ингушетия" живопись искусство Кавказ - наш общий дом люди Республика Ингушетия Руслан Эльдиев судьба человека художник