«…И золотой свирелью зазвучали его стихи, волнуя нам сердца»
В год 160-летия со дня рождения основоположника современной балкарской литературы Кязима Мечиева Министерством просвещения, науки и по делам молодёжи КБР проведён творческий конкурс «Золотая свирель», посвящённый этой дате.
Конкурс организован с целью поддержки творческого литературного начала учащихся и педагогов, приобщения их к духовно-нравственным ценностям и популяризации творчества Кязима Мечиева. Он прошёл в три этапа (школьный, муниципальный и республиканский) в двух номинациях – «Проза» и «Поэзия» – на трёх государственных языках КБР. В нём приняли участие более 25 тысяч человек. Лучшие работы детей отмечены грамотами Минпроса КБР, правления Союза писателей КБР и Фонда культуры имени К. Мечиева. Лучшие творческие работы будут опубликованы в одноимённом сборнике «Золотая свирель». Эта идея была поддержана культурным фондом имени Кязима Мечиева, предложившим спонсорскую помощь, редакторская поддержка осуществлена издательством «Эльбрус».
Сборник будет состоять из четырёх разделов, включающих поэзию, прозу, сочинения, эссе, басни, рисунки, выполненные школьниками республики, а также педагогами и работниками системы образования КБР. Традиционно лучшие работы по итогам подобных творческих конкурсов печатаются в периодических журналах республики – таких, как «Литературная Кабардино-Балкария», «Ошхамахо», «Минги Тау», «Нюр». Более двадцати работ победителей литературного конкурса «Белые журавли России» изданы в российском сборнике «Дружба народов – величие России», а лучшие литературные произведения, посвящённые 100-летию со дня рождения Кайсына Кулиева, изданы отдельным сборником «Слово твоё идёт по миру и учит мир радости».
– Хочу отметить, что дети раскрыли книги великого мыслителя и наряду с удивительно богатым, художественно уникальным миром поэта соприкоснулись с бытом, историей, культурой, жизнью балкарского народа, – отметил и.о. министра просвещения, науки и по делам молодёжи КБР Ауес Кумыков. – Поэтический талант Кязима зажёг огонь творческого начала у детей, заставляя их души работать и раскрыться навстречу поэзии. Между эпохой Кязима и жизнью современной молодёжи пролегает огромное временное пространство. Однако в представленных работах детей прослеживается духовная связь поколений. Я рад, что слово Кязима через время вызвало живой отклик, понимание и интерес у подрастающего поколения, и связующая нить времён и поколений продолжается в творчестве школьников КБР. Я горд тем, что наши дети проносят общечеловеческую культуру дальше. Этот сборник – своеобразный подарок и скромный вклад системы образования республики в празднование юбилея патриарха балкарской литературы. Я искренне поздравляю всех любителей поэзии с 160-летием со дня рождения великого Кязима, а участникам конкурса, чьи работы вошли в этот сборник, желаю творческих вершин и успешного будущего.
Среди конкурсных работ есть стихи собственного сочинения, посвящённые Кязиму Мечиеву, Алиму Кешокову, Кайсыну Кулиеву, Али Шогенцукову, Фаусат Балкаровой, Танзиле Зумакуловой, эссе, раскрывающие любовь к родному языку и малой родине, и многое другое.
Работы на балкарском языке написаны многими учащимися в разнообразных жанрах. Шестиклассник Ислам Гусейнов из с. Жанхотеко написал эссе «Как было стыдно» и «Поручение птички». В последнем мальчик рассказывает, как его каждое утро будил птичий голос, а ему вовсе не хотелось просыпаться рано, пока птичка не защебетала по-особому, предлагая обратить внимание на красоту царящего за окном утра. Выйдя на улицу, мальчик увидел на ветке дерева необыкновенную птицу, которая, как бы стесняясь, то смотрела в его сторону, то отворачивалась. Последовав за ней, он спустился к реке, на берегу которой росла красивая ива. Птица долго молча сидела на её ветке, и тут мальчик неожиданно вспомнил стихотворение Кязима об одинокой иве и задумался. «Может, – рассуждает школьник, – птичка приглашала меня стать другом этой ивы, чтобы ей не было одиноко?» С тех пор он стал часто ходить на берег. И кто знает, в пении птицы дело или в стихах Кязима, но теперь каждый день школьнику хочется увидеть его ивушку, с которой они стали самыми близкими друзьями.
Миналдан Теппеева, девятиклассница школы с. Кёнделен, написала интересную работу в форме дневниковых записей. Аминат Мирзантова, ученица школы №3 Нальчика, сочинила проникновенное стихотворение «Кязим аппа», воспринимая его как близкого родственника. Ученица школы № 1 с. Верхняя Балкария Самира Османова назвала Кязима в своём стихотворении «Главный дедушка балкарского народа», слово которого – лекарство и бальзам для людей. Амирхан Аттоев и Жулдус Джаппуева представили очень интересные, образные стихотворения о Кязиме.
Много ярких работ на кабардинском языке написано школьниками из селений Старый Урух (преподаватель Мафура Бижоева), Верхний Куркужин (преподаватель Мадина Кочесокова), Сармаково (преподаватель Асият Машукова), а также воспитанниками детской академии творчества «Солнечный город». Даяна Шогенова из Сармаково сочинила стихотворение о Кязиме, для неё он – звезда балкарского народа. Учащиеся ДАТ под руководством преподавателя Аминат Шогеновой написали на родном языке письма в будущее. Алина Ворокова интересуется у сверстников, какой стала жизнь после нас, её волнуют вопросы сохранения родного языка и состояние экологии. Рената Люева тоже интересует жизнь людей будущего, с которыми он общается на страницах своей работы. Прежде чем написать эссе о Кязиме, школьники изучали его биографию, читали произведения, погружались в тему.
Немало работ написано конкурсантами на русском языке. Среди них стихотворение десятиклассницы школы №1 с. Сармаково Аси Баловой, которое хочется процитировать полностью:
Свеча горела в сакле у Кязима
Кузнец стихи писал, смотрел на огонёк.
Не знал тогда Кязим, что для России
Огонь поэзии балкарской он зажёг.
Тебе, Балкария, спасибо за поэта.
Он дорог всем, он стал звездой для нас.
Его стихи о родине, о горцах
С волнением читает весь Кавказ.
Мне очень жаль, что в горький час изгнанья
Звезда погасла там, в чужом краю.
В степи ковыльной наш Кязим остался,
Но душу родине оставил он свою.
И золотой свирелью зазвучали
Его стихи, волнуя нам сердца.
Нет дома, где б Кязима не читали,
И нет его бессмертию конца.
Необычен рассказ о Кязиме, написанный четвероклассницей школы № 9 Нальчика Джамилей Афашоковой, «Волшебный лес». О своей безграничной любви к поэзии Мечиева говорит и десятиклассница школы № 6 Баксана Лорианна Зеушева. Рассказ ученика 10-го класса хуштосыртской школы Магомеда Жансуева побуждает нас к глубокому раздумью. Школьник, сидя возле памятника Мечиеву, ведёт с ним неторопливую беседу, прикасаясь к благородным чертам, благодарит Аллаха, подарившего его народу такого мудрого и талантливого человека. До глубины души трогают слова восьмиклассницы школы № 14 Нальчика Амины Мечиевой, которая гордится своим гениальным родственником Кязимом, бесконечно благодарна людям за то, что они помнят и чтят его. Ученица 11-го класса школы № 4 Баксана Лина Айганова в поисках себя и смысла жизни пишет: «Мечом духовным скверну отсекая, ты помогаешь нам, Кязим, найти себя…». Конкурсный рассказ ученицы четвёртого класса прогимназии № 34 Нальчика Мариям Созаевой удивляет оригинальным решением: она открывает для себя мир Кязима через своего дедушку, писателя Ахмата Созаева.
Консультант сектора национального образования Министерства просвещения, науки и по делам молодёжи, руководитель проекта Лариса Ахаева подчеркнула, что детское восприятие и мироощущение побудило читателя, познакомившегося с детскими работами, к размышлению, сопереживанию, новому взгляду на творчество поэта, философа и мыслителя.
– Творчество детей – явление удивительное, – отметила Лариса Рамазановна. – На наших глазах происходило взаимопроникновение и взаимообогащение культур народов Кабардино-Балкарии через творчество Кязима Мечиева. Его самобытный язык, мудрое слово и поэтический талант затронули детские души. Знакомясь с творческими работами детей, мы заметили, что у каждого из них свой Кязим, порой даже неизвестный нам. Конкурсанты включили его имя в список самых любимых писателей. Ни одного читателя, знакомящегося с конкурсными работами, не оставили равнодушным их духовно-нравственное, интернациональное воспитание, человеколюбие и стремление передать общечеловеческую культуру дальше. Чувство гордости охватывает нас, когда мы соприкасаемся с творчеством детей, мастерски владеющих словом и умеющих донести его до читателя. В такие минуты будущее рисуется прекрасным.
М. БИДЕНКО.
Газета «Кабардино-Балкарская правда».
{{commentsCount}}
Комментариев нет