День республики № 50 от 09.04.2020

Графика – вне времени

10 апреля в 13:25
3 просмотра

Если вы думаете, что лучшие картины уже написаны, то ошибаетесь, шедевры, достойные стать экспонатами Лувра, создаются сегодня и нашими современниками.

Так создаются графические произведения

Вооружившись папкой и карандашами, художник ближе к полудню направился в горы. Желание запечатлеть красивую панораму села Кубачи привело Андрея Гончара (на снимке) к роднику. В тот день он заметно обгорел: зонт с собой не взял, а укрыться в тени не представлялось возможным – удачный ракурс, как назло, был только на солнцепёке. Но это того стоило.

Присев на камень неподалеку, он осмотрелся. Внимание привлекла пожилая кубачинка. Выносливая, сильная женщина шла с канистрой. Идти в гору с таким грузом изо дня в день по нескольку раз – задача не из лёгких, отметил он для себя.

Горянка, между тем, так спешила, что художнику удалось сделать лишь скорый набросок на маленьком листке бумаги. В дальнейшем он включил его в панораму села. В рисунке Андрей хотел было заменить канистру на более традиционный кубачинский сосуд – мучал, но в итоге решил сохранить в памяти все таким, как увидел.

– «Кубачинка», – поясняет Андрей, заметив мой интерес. – Рисунок выполнил во время пленэра, это один из многих листов, сделанных в прошлом году. Люблю посещать родину златокузнецов, рисовать старые узкие улочки, скромных кубачинок-рукодельниц, олицетворяющих образ жительниц гор.

Эту свою работу художник представил на недавно завершившейся выставке работ дагестанских художников «Многообразие красок Кавказа», организованной Музеем-заповедником – этнографическим комплексом «Дагестанский аул» совместно с Союзом художников РД. Авторы данного выставочно-просветительского проекта ставили цель – показать наиболее яркие срезы современной дагестанской художественной культуры в ее развитии и преемственности, что и определило особое отличие профессиональных художников, чьи картины были представлены на выставке. Всех их объединяло чувство любви к родной земле, к ее прошлому, настоящему и будущему.

Несмотря на молодость, Андрей Гончар – участник уже более 60 выставок разного уровня, в том числе международных. Его работы хранятся в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН в Санкт-Петербурге, Дагестанском музее изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой, Доме графики, Музее Д.А. Ровинского (Москва), Картинной галерее им. А. Кадырова (Грозный), Томском областном художественном музее, Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан, частных коллекциях…

– По мышлению и своим ощущениям я не совсем городской человек: не люблю суету, большого скопления людей. Возможно, это и повлияло на мой художественный вкус, – рассказывает Андрей. – Центральная тема моего творчества – горный архитектурный пейзаж, культура и быт народов Дагестана. А все начиналось с села Мукар Лакского района – с поездки в гости на родину моего друга в высокогорный Дагестан. Очарование окружающей природы сразу меня пленило. Уже тогда пытался поймать и сохранить то, что так стремительно и безвозвратно уходит от нас, старался превратить свой графический лист в окно, через которое наши дети смогут заглянуть в прошлое и задуматься о сохранении настоящего. Для меня это представляется очень важным. Я до сих пор помню дом в селе Гамсутль – там мне довелось быть в 2014 году. Тогда после утомительного восхождения в горы мы устроили привал, а спустя пять лет здесь туристов вместо оригинального строения встречала груда камней…

И действительно, если задуматься, всё в нашей жизни меняется с огромной скоростью. Всё чаще в сёлах мы видим на месте интересного старого дома новый, с элементами современной архитектуры. Разумеется, каждому хочется жить в уютных жилищах со всеми бытовыми условиями, но из-за этого, к сожалению, теряется аутентичность наших сел, что вызывает горечь и тревогу у художника.

Сам А. Гончар в своих работах, будто нарочно, игнорирует, не замечает электрических опор, проводов, спутниковых антенн, оцинкованных крыш. К примеру, графическое произведение «Детские забавы». Здесь внимание привлекают просторы природы, и ты вместе с автором как бы уносишься мысленно в детство, где игры были настоящими, а друзьям уделялось больше внимания, чем гаджетам. И если бы не знание того, что художник, нарисовавший эту картину, – коренной житель города, то можно было бы предположить, что это воспоминание сельского паренька. Или вот вслед за автором работ вглядываешься в эпизоды из его пленэрных наблюдений: играющие у мотоцикла дети, ветхое здание, козочка, которая могла пастись где-то рядом. В них художник хочет сохранить этнографическую составляющую, запечатлеть её для истории.

– Огромную работу в этом направлении проводят этнографы, в частности сотрудник Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН в Санкт-Петербурге Екатерина Капустина, с ней у нас сложились дружеские отношения. Собранный ею и ее коллегами в многочисленных походах в горы богатый фольклорный материал сопровождается нашими гравюрами. Работа с исследователями вылилась в книгу «Агульские пословицы и поговорки». Над ней я работал вместе с друзьями-коллегами Этери Мусаевой и Джамилей Шахбановой, мы придумывали иллюстрации на основе толкования смысла пословицы, – рассказывает Андрей.

Отрадно отметить, что в последнее время заметно возрос интерес дагестанцев к выставкам и изобразительному искусству в целом. Благодаря возможностям Интернета появилось множество площадок для демонстрации новых работ. Этому способствует и Союз художников, он регулярно привлекает молодых авторов к участию в выставках как в республике, так и за ее пределами. В отборе работ на выставки активно участвуют художники, представляющие разные творческие секции. Так, уже четвертый год за раздел графики отвечает Андрей Гончар. Это еще один штрих к его портрету, а также показатель доверия к его художественному мастерству.

Часто в своих картинах художники изображают близких людей, членов семьи, друзей. Андрей Гончар – не исключение. Отцовской любовью, нежностью и теплом наполнены портреты детей, их у него двое. На картине «Кудесница», продолжающей ряд работ на тему сельской жизни, запечатлена знакомая художника. В этом собирательном образе горянки руки девушки умышленно сделаны грубее, тем самым подчеркивается, что это руки, привыкшие к тяжёлому труду.

Выбора не было

У каждого художника свой путь в искусстве. Порой он бывает сложным, трудным. Андрею повезло, он не терзался выбором будущей профессии.

– С самого детства я много рисовал, даже разрисовывал парты, за которыми сидел, любой листок бумаги, попадавшийся под руку, – улыбается он.

И, конечно, видя такое непреодолимое творческое желание, родители отправили сына учиться в художественную школу, по окончании которой судьба привела его в Дагестанское художественное училище им. М.-А. Джемала. В дипломной работе «Музыка гор» А. Гончар – художник по дереву по первому образованию – изобразил на панно зурнача на фоне условного горного пейзажа.

Интерес к прикладному искусству повлиял на дальнейший выбор: он поступил на отделение графики художественно-графического факультета ДГПУ и окончил его с отличием.

Не заставлять, а направлять

Андрей Гончар преподает в своей изостудии, обучает всех желающих. Картины его, выполненные в различных графических техниках, для учеников являются методическим пособием и наглядным примером.

– Не бояться экспериментировать и фантазировать – этому я учу своих учеников. Не всем им суждено стать известными художниками, но сложно переоценить влияние изобразительного искусства на человека, тем более на ребенка. Очень надеюсь, что нынешнее поколение будет стремиться к созиданию, а не к разрушению нашего хрупкого мира, – завершает беседу Андрей Гончар.

Х. Меджидова,
сетевое издание «Дагестанская правда».

Х. МЕДЖИДОВА
Поделиться
в соцсетях
Андрей Гончар графика искусство Кавказ - наш общий дом картины Республика Дагестан Сетевое издание «Дагестанская правда» художник