«Все, что может быть сыграно, не должно быть сказано…»
Как становятся актерами, режиссерами? Не знаю, но убеждена: главное здесь не в привлекательной внешности, красивом, поставленном голосе или умении хорошо декламировать стихи, а в особом таланте быть человеком. Человеком с большой буквы, каким был наш земляк – заслуженный работник культуры РФ Билял Мекеров. С болью и горечью пишу «был», потому что его жизнь оборвалась два года тому назад. Приморский край, который стал для Мекерова второй малой родиной, успел воздать ему должное при жизни, удостоив звания «Почетный гражданин Октябрьского района Приморского края» и занеся его имя в энциклопедию «Сто выдающихся граждан Приморья»…
Билял Мекеров родился в а. Карт-Джурт, и первые отчетливые воспоминания, которые он вынес из детства, это как он сидит на завалинке со стариками, которые читают письма его отца Тинибека с фронта. Кстати, на фронт ушел не только Тинибек, но и все его двенадцать братьев, вернулись только трое…
Отец вернулся весной 1943 года. Тинибека комиссовали вследствие многочисленных тяжелых ранений, настолько тяжелых, что мужчина не успел толком оправиться даже к осени, а тут другая беда – ссылка в Азию. Семья Мекеровых попала в одно из отделений хлопководческого совхоза, где особо изгалялась комендатура, и потому спуску не было никому – ни старому, ни больному, ни малому, только план каждому по отдельности: взрослым – 20 килограммов сырца собрать в день, детям – от пяти и больше, и так далее…
После восьмого класса Билял бросил учебу и стал работать, где придется и кем придется – шофером, трактористом, каменщиком, чабаном… Все ради того, чтобы помочь израненному отцу поднять на ноги большую семью – пять дочерей и двух сыновей…
Служить Билялу, ничего по большому счету, кроме пыльной жаркой Азии, не видевшему в своей жизни, довелось в Ленинграде. А тут Петергоф, Царское село, музеи, театр. Понятное дело, в театр по собственной инициативе юноша никогда бы не пошел, насильно затащили сослуживцы, потому что разглядели в нем искру божью – когда Билял начинал петь в казарме на своем родном языке и его серебряный тенор взвивался кверху, казалось, будто кто-то схватил всех рукой за сердце.
И вот уже дембель. Надо собираться домой, а Мекеров медлит. Потом не выдержал и говорит товарищам: «Все. Еду поступать в Москву во ВГИК. Как вы думаете, поступлю?» В ответ хохот: «Снег зимой – вот это новость! Это же твое, как снег для зимы!». Мекеров поехал в первопрестольную, но потерпел фиаско. Делать было нечего, он едет домой, на Кавказ, потому как, пока он служил, народ вернулся на родину.
Конечно, это было потрясение, это было время, когда много говорилось и мало слушалось, потому что люди не могли выговориться от счастья.
А через месяц Мекеров был зачислен в карачаевскую труппу только что открытого облдрамтеатра. Вскоре его, как подающего большие надежды молодого актера, направили на учебу в Тбилисский театральный институт. Тбилиси – это всегда потрясение, и позже Билял скажет: «Я имел счастье не только наслаждаться там, в Тбилиси, этим чудным городом, но и искусством грузинских актеров, мне повезло стать учеником великих Закариадзе, Туманишвили, Хоравы – людей, давших мне понять, что все, что может быть сыграно, не должно быть сказано…»
Мекерова ждали на родине, пристальный интерес к горцу стал проявлять Тбилисский театр имени Шота Руставели, но тут Билял уезжает в Приморский край, село Покровка.
Приехал. Март. Все в туманах, в которых даже сопки смотрятся как двугорбые верблюды. По селу плывет запах селедки, трески и терпкий, острый аромат приморского засола, но Билял Тинибекович счастлив, и у него на то есть веские причины.
В Тбилиси, как и на родине, тем временем пытаются понять, какие практические соображения могли сыграть такую роль, что актер от Бога отказывается от заманчивых предложений и уезжает в глухую дальневосточную провинцию, где искусства, как такового, в особенности театрального, и в помине по идее быть не должно. Разумеется, родные хотели как можно побыстрее женить сына и невесту ему приглядели юную, красивую из родного аула, но человек, как известно, предполагает, а судьба располагает…
В 1977 году Билял отдыхал в санатории в Кисловодске. Отдыхающих было мало – межсезонье, оттого за обеденными столиками сидели по одному. Каждый – за конкретно отведенным ему согласно диете. И вдруг в столовую зашла красивая женщина, и, оглядевшись вокруг, направилась именно к столику Биляла.
Эта встреча могла бы остаться просто мимолетным мгновением, могла бы никак не изменить жизнь нашего земляка, потому что на следующий день Билял должен был уезжать в Черкесск, но нет, эта встреча стала знаковой и определила всю дальнейшую их жизнь. Зоя Мещерова ответила взаимностью Билялу.
Свадебного марша Мендельсона либо горской свадьбы у Мекеровых не было. Воспротивились родные Биляла, но переубедить сына не смогли. К счастью, Зоя оказалась женщиной, у которой хватило сил поберечь достоинство мужа, согласившегося переехать к ней на постоянное место жительства, и не уронить собственное, когда ее приняли – правда, только поначалу – в штыки.
Семейные заботы – у Мекеровых в Покровке свой дом, сад, огород, живность – вытеснили поначалу на какое-то время из жизни Биляла театр, он работал фотографом в районной газете, и друзья писали ему: «Билял, есть хорошая пословица: поедешь за шерстью – вернешься стриженым. Здесь, да не только здесь, ты бы уже купался в звездной пыли, в собственном сиянии, так нет, тебе нужна провинция, дыра, где белый свет для многих стал черным…»
А Билялу понравилось в Приморье. Хорошее русское село Покровка, в котором так же, как и в Карт-Джурте, никогда не закрываются двери, а на огонек в любой момент может заглянуть не только сосед, но и его теленок или собака. Зоя Васильевна – ведущий инженер в районном дорожном хозяйстве. Вскоре и Билял становится режиссером Покровского самодеятельного театра. И благодаря ему театральная самодеятельность Покровки буквально за год шагнула на качественно иной уровень. Самодеятельные спектакли, которые ставит Мекеров (а это классика, произведения современных авторов), ни в чем не уступают, если не сказать превосходят, твердят в один голос критики, постановки, идущие на многих профессиональных сценах. И это при том, что на сцене играют не профессионалы, а любители.
– Режиссура, на мой взгляд, должна в первую очередь выявлять актерские дарования, и смею заверить, что в Покровке потенциальных актеров, по которым «плачет» большая сцена, хватает. Рад, что помог многим состояться. Творческая судьба каждого из них – это теперь частица и моей судьбы, моего труда, радостей и надежд, – говорил Мекеров о своих подопечных. – Хотелось бы, чтобы все они стали настоящими артистами, мастерами своего дела. И тут многое зависит от того, насколько бескомпромиссными будут они по отношению к себе. Думается, личность начинается с этого. И характер, и талант человека…
За годы своей работы Билял Тинибекович поставил более ста спектаклей различной тематики – сказки, драмы, пьесы, комедии, причем заявил себя сразу в нескольких ипостасях – и как режиссер, и как актер, и как драматург. Его перу принадлежат пьесы «Дочь земли», «Летние сны агронома», «Где родился, там и пригодился» и другие. Мекеров создал в большом приморском селе литературно-музыкальную гостиную, клуб «Театральные встречи», была у его театра и давняя традиция: гастроли, с которыми артисты побывали в Уссурийске, Лучегорске, Владивостоке, Биробиджане и многих других городах Приморья.
– Гастроли, – говорил Билял Тинибекович, – это не только изучение глубин жизни – той самой, которую мы отражаем на сцене, это еще один ответственный экзамен своему мастерству, да и в целом – театру.
На вопрос, что он считает главным достижением в своей жизни, Билял Мекеров всегда отвечал: «Я рад и горд, что благодаря мне в Приморье узнали о моей родной Карачаево-Черкесии и полюбили ее, пусть заочно, но очень тепло и искренне…»
По дороге домой, в Карачаево-Черкесию, в село Джага, где сейчас живут его родные, Билял Мекеров два года тому назад и умер – остановилось сердце, но отчего-то я больше чем уверена, что последней искрой угасающего сознания он увидел Приморский край, где прошли самые счастливые годы его жизни рядом с Зоей, что почувствовал прикосновение любимых рук той, что осталась его дожидаться в Покровке, там, где его никогда не забудут…
И вот на излете минувшего года в администрацию Малокарачаевского района пришла весть о том, что народному театру, которым Мекеров руководил почти полвека, присвоено его имя, а в центральном сквере села Покровка Октябрьского района установлен его бюст, у подножия которого не переводятся живые цветы…
{{commentsCount}}
Комментариев нет