Храня память о предках
Двадцать шестого апреля 1991 года был подписан Закон РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» – закон, позволивший казакам, наряду с другими пострадавшими от незаконных гонений народами, вновь открыто гордиться славой отцов, дедов и прадедов. С этого момента начался долгий и сложный процесс возрождения казачества и укрепления его роли как части гражданского общества.
Сейчас российское казачество, продолжая лучшие исторические традиции, несет государственную и иную службу во благо России. Члены казачьих обществ оказывают помощь в воспитании подрастающего поколения. Создано Всероссийское казачье общество, в которое вошли одиннадцать реестровых казачьих войск.
Несмотря на террор, казаки сохранили свой дух и волю. Ведь можно было отнять у казаков жизнь, но нельзя было отнять веру, честь и достоинство. Главным оплотом сохранения и развития казачьих традиций и культуры является семья.
Николай ЧАПУРА (на снимке) – потомственный казак: предки со стороны и отца, и матери были казаками. Николай состоит в Баталпашинском казачьем обществе, куда вступил вместе с родным братом и племянником в 2016 г. Сейчас занимает должность помощника атамана городского казачьего общества по общественным связям и информационным коммуникациям. Занимается научно-исследовательской деятельностью: изучает историю казачества Баталпашинского отдела Кубанской области дореволюционного периода, собирает информацию по истории казачества в архивах КЧР и Краснодарского края, принимает участие в научных конференциях. И, конечно же, бережно хранит историю своих предков.
«В истории казачества есть и славные страницы, и трагические. С приходом большевиков наступили тёмные времена для казаков… В 1930 г. мои прадедушка – Иван Иванович, прабабушка – Марфа Васильевна, моя бабушка Раиса и её сестра Мария подверглись политическим репрессиям…» – рассказал Николай Чапура.
В 1930 году на основании постановления СНК и ЦИК СССР семью Белашовых – четыре человека выслали в административном порядке по классовому признаку из станицы Исправной в село Петропавловское Ставропольского края.
Семью выдворили из дома и конфисковали всё имущество: амбар, двух лошадей с бричкой, двух быков с бричкой, трёх коров, более сорока голов молодняка скота, триста голов овец. Домовладение впоследствии было разобрано, и из строительных материалов сделан стан.
«Семья Белашовых до революции была зажиточной. Иван Иванович и Марфа Васильевна были 1870 года рождения. В нашем семейном архиве хранится их фотография. В семье было десять детей: четверо сыновей и шесть дочерей, – рассказал Чапура. – До сих пор между станицей Исправной и хутором Ново-Исправненским есть Белашовская балка – эта балка названа в честь нашего рода. Это место, где мои предки пасли свои стада, занимались скотоводством. В тридцатые годы было триста голов овец, а до революции было ещё больше. По рассказам бабушки, они сами пасли овец. Трудились не покладая рук и даже спали между овцами».
В ссылке Иван и Марфа Белашовы работали в артели на уборке хлопка. Бабушка Николая – Раиса смогла учиться в школе с. Петропавловского, где окончила пять классов. Её сестра Мария также обучалась в школе. Однако документов об обучении им так и не выдали…
Иван Иванович умер в 1954 г., Марфа Васильевна прожила дольше мужа на двенадцать лет. Спустя десятки лет, 25 января 1996 года, их дочь Раиса получила справку, где было сказано: «…на основании Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» гражданка Р. И. Белашова реабилитирована».
{{commentsCount}}
Комментариев нет