День республики № 62 от 30.04.2020

Наш Файзулла

1 мая в 13:20
28 просмотров
Кавалер орденов Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», медали «За трудовую доблесть» Файзулла КОЧКАРОВ
Кавалер орденов Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», медали «За трудовую доблесть» Файзулла КОЧКАРОВ
Источник — Фото автора.

Свое 90-летие в марте нынешнего года кавалер орденов Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», медали «За трудовую доблесть» Файзулла Муссаевич Кочкаров встречал в кругу большой семьи, которая по этому случаю устроила большой званый курманлык. Поздравить юбиляра прибыли руководитель Карачаевской районной организации «Къарачай Алан Халкъ» Джашарбек Кочкаров, председатель Совета ветеранов городского округа Ракай Алиев, представители общественности. Приветственный адрес прислал также президент рода Кочкаровых ректор СКГА Руслан Кочкаров.

В свое время – в 60-80-е годы Файзулла Кочкаров, которому официально было присвоено звание «Лучший чабан Карачаево-Черкесии», являлся героем очерков, радио- и телерепортажей, украшал своим присутствием президиумы высоких собраний, был делегирован на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку в Москве. Советская власть, при каждом случае напоминая, что труд в СССР – дело чести, доблести и геройства, умела поощрять передовиков. Свою причастность к чему-то великому, историческому, судьбоносному чувствовали и люди. Из песни, как говорится, слов не выкинешь… Но мой герой всегда относился к той категории людей, которые никогда не рвались в строй и не стремились быть похожими на кого-то.

«Когда после возвращения из Казахстана на родину в 1959 году (я припозднился с приездом на два года, потому что не хотел бросать свой класс на полпути) узнал, что власть предержащие распорядились: жителям аулов Джазлыкъ и Дуут селиться в низине, я все-таки обосновался в родном ауле, – вспоминает Файзулла Муссаевич. – До войны в Дууте проживало около 1000 человек, и это было довольно самодостаточное поселение. Председателем колхоза имени Кагановича являлся Ибрагим Кипкеев, сельсовет возглавлял Умар Абайханов. Помню и своего учителя начальных классов Зекерью Мухаджировича Абайханова.

Дуут состоял из кварталов Батчаевых, Кочкаровых, Коркмазовых, Батдыевых, Джанкезовых. Наш колхоз разводил овец карачаевской породы, содержал табуны отборных лошадей и, представьте себе, выращивал зерновые культуры, несмотря на гористую местность».

Отец Файзуллы, Мусса Маганович, несмотря на то, что поддержал в свое время организацию колхоза и влился в его ряды, держал и свое стадо. В окрестных лесистых ущельях легко спрятать и зимнюю кошару, а на дальних пастбищах – летнюю стоянку скота. Как же горцу без собственных овец и буренок, если этот уклад жизни передавался от отца к сыну, от деда к внуку?! И тем не менее, попав в разряд кулаков, в 1937 году Мусса Кочкаров попал под волну репрессий и был сослан в Архангельскую область на 10 лет… Потом началась война, и на фронт дуутцы проводили 200 своих сынов. А в 1943-м вместе со своим народом весь аул Дуут и соседний Джазлык выслали в степи Средней Азии и Казахстана. Мать Файзуллы его брата Сейфула и сестренку Марьям в далеком Казахстане без мужа поднимала, трудясь не покладая рук в колхозе «Кайнар» Арысского района. После освобождения отец еще целый год искал семью, и когда наконец он встретился с женой и детьми, счастье постучалось и в их бедную мазанку. Но годы лишений, переживаний, жестокой нужды подкосили здоровье мамы, Софьи Тейрикуловны, и в 1949 году она ушла из жизни.

«В пятый класс я пошел в 1945 году и после окончания школы поступил в Чемкентский государственный институт имени Крупской на физико-математический факультет», – продолжает Файзулла Муссаевич.

Мы сидим на лавочке во дворе между двумя пятиэтажками. Наши окна, как в песне поется, «друг на друга смотрят вечером и днем». О том, что знатный орденоносец, «последний из могикан» из когорты национальных героев карачаевского народа – мой сосед, я узнала совсем недавно. С момента возвращения на родину из депортации Файзулла Кочкаров так и проживал в несуществующем официально ауле Дуут со своей супругой Хауой, с которой они вырастили семерых детей, дали им образование, радовались 17 внукам и 15 правнукам. Но с тех пор как не стало его второй половины, он обосновался в Карачаевске, неподалеку от своих детей, которые неустанно окружают его вниманием и заботой. Несмотря на почтенный возраст, Файзулла Муссаевич держится уверенно, всегда в отличной форме – что ни говори, но жизнь в горах дала свои прекрасные плоды.

Приехав в Дуут на два года позже массового возвращения карачаевцев на историческую родину, Файзулла, обойдя пустые заброшенные дома, в том числе и отцовский, школу, милые сердцу уголки, где играл в детстве с друзьями, дал себе зарок – никуда отсюда не уезжать. Так с дипломом о высшем образовании бывший учитель математики и физики подвязался в чабаны отделения совхоза «Учкуланский», впоследствии имени Османа Касаева.

«Директором совхоза, когда я взял отару, был Борис Айбазов. Он умел ставить задачу перед чабанскими бригадами. Одним из главных направлений в 70-е годы было улучшение породности овец путем скрещивания местного маточного поголовья с баранами мясошерстных пород – это значительно повышало настриг шерсти. В те времена ведь отечественная шерсть была очень востребована, в полную мощь работали фабрики по производству тканей, швейные цеха. Но вместе с тем у нас в совхозе работали и над увеличением поголовья овец карачаевской породы, вкусовые качества которой оценил весь мир».

Первую свою награду – орден Ленина Файзулла Кочкаров получил по итогам очередной пятилетки (1966-1970 годы). Вместе с ним звание Героя Социалистического Труда получила лучшая доярка Карачаево-Черкесии Зухра Абдрахмановна Байрамкулова.

Животноводству мой герой отдал 40 лет жизни, но и, уйдя на заслуженный отдых, продолжал проживать с супругой в Дууте – пристанище охотников, туристов, рыболовов. Дети с внуками бывали у стариков наездами.

Несколько лет назад по инициативе республиканской общественной организации «Къарачай Алан Халкъ» под руководством заместителя председателя Парламента КЧР Руслана Хабова были открыты мемориальные стелы исчезнувшим в результате депортации аулам Джазлык, Дуут, Схауат, Красный Карачай, Джеганас. Когда на многолюдном митинге в честь открытия памятника аулу Дуут слово было предоставлено Ф. Кочкарову и он вышел в круг, в толпе на едином выдохе прозвучало восторженное: «Наш Файзулла!» И в этом возгласе было столько гордости, ведь этот человек прославил свой народ. А он, подойдя к памятнику, долго вглядывался в скорбные лица гонимого в неизвестность народа, запечатленные в граните. А мне невольно вспомнились поэтические строки Халимат Байрамуковой: «Какие высокие горы! – проезжий турист произнес, не глянув на горца, который все горы душой перерос».

Людмила ОСАДЧАЯ
Поделиться
в соцсетях
90 лет биография люди судьба человека Файзулла Кочкаров юбилей