Живое слово мудрого Кязима
В музыкальном театре состоялся торжественный вечер, посвящённый 160-летию со дня рождения поэта, философа, гуманиста, просветителя, основоположника балкарской литературы Кязима Мечиева, «Живое слово мудрого Кязима». (Мероприятие проходило до введения режима самоизоляции.)
В фойе театра участники вечера и его гости, прибывшие из разных уголков России, Северного Кавказа, СНГ, смогли ознакомиться с большой панорамной выставкой, посвящённой жизни, судьбе, творчеству великого сына балкарского народа Кязима Мечиева.
Открыв вечер, и.о. министра культуры Мухадин Кумахов поздравил всех присутствующих со знаменательной культурной датой – днём рождения Кязима Мечиева и представил участников и гостей. В их числе руководитель Администрации Главы Кабардино-Балкарской Республики Мухамед Кодзоков, председатель Правительства Кабардино-Балкарской Республики Алий Мусуков, главный федеральный инспектор по Кабардино-Балкарской Республике Тимур Макоев, представители общественности, писательских организаций России, Республики Казахстан.
В числе участников торжественного вечера – гости из Дагестана: поэт, член Союза писателей Республики Дагестан, заслуженный работник культуры РД Суфиянат Мамаева, профессор Дагестанского госуниверситета, доктор филологических наук Разият Ахмедова; председатель правления Союза писателей Республики Башкортостан, депутат Государственного собрания Курултай РБ Заки Алибаев; главный редактор журнала «Казан утлары» Республики Татарстан Рустем Галиуллин; советник председателя правления республиканской газеты «Егемен Казакстан», лауреат международной литературной премии имени Махмуда Кашгари Нургали Оразов; представители литературы, науки, Союза писателей КБР, внук Кязима Мечиева – Таука Мечиев.
В докладе М. Кумахов дал развёрнутый анализ жизни, судьбы и творчества выдающегося поэта Кязима Беккиевича Мечиева. Сказав при этом: пусть же наш вечер будет озарён светом его крылатой души, его подвига – человека и творца. Ведь Кязим, несмотря на трагические изломы своей судьбы и её столь же трагический жертвенный конец, должен восприниматься нами как нечто равное подвигу. И это во имя торжества жизни.
Судьба высоко вознесла имя и дела Кязима до самого зенита, что рядом с солнцем. И мы сегодня вправе сказать, что Кязим является баловнем истории, ибо он взошёл на свой олимп через потери и невзгоды, ни в чём не упрекнув судьбу, но достойно настоящего мужчины испив до дна чашу земного бытия.
Кязим родился в с. Шики, что в Безенгийском ущелье, в небогатой крестьянской семье. Его отец Бекки был представителем того социального слоя, ниже которого в старой Балкарии было не сыскать. Но, если обратиться к судьбе его сына Кязима, уместно вспомнить слова Гёте: «Кто рождён с талантом и для таланта, тот обретает в нём своё лучшее существование».
Однако понадобились годы и годы, прежде чем сохта (ученик) сельского муллы и духовного училища Кязим, с посохом паломника, мухаджира, пешком придёт в святую обитель мусульман – Мекку.
Но прежде всего Кязим – поэт, тот, которого мы называем, и по праву, основоположником балкарской национальной литературы, за которым целая плеяда представителей балкарского художественного слова. Другими словами, Кязима мы можем смело назвать мессией, в личности и творчестве которого воплощены лучшие черты балкарского народа, позволившие ему занять достойное место в сообществе многих и многих народов. И мы не можем не помнить его завета, провозглашённого в стихотворении «Без любви единения нет»: «В трудный час, чтобы выжить и жить, надо другом уметь дорожить».
Слова эти – его завещание, данное нам к почтительному вниманию и исполнению. Ибо творчество Кязима таит в себе уроки добра, совестливости, сочувствия, соучастия и, наконец, правды. Правда – краеугольный камень поэзии Кязима, его скрепа, ключевая основа выстраданных им познаний. Недаром же современники называют его Зодчим. Он сродни своему герою Зодчему, что в поэме «Бузжигит». Кязим в этой поэме провозглашает нравственные ценности, те, на которых стоит всё лучшее в человеке. «Мы для труда родились», «построив дом, умираем, но остаётся дом». Дом в Шики – безусловный дар своим потомкам, в символическом же толковании творчество Кязима – это тот же дом на века, счастливое наше наследие, которое нести нам сквозь время, словно живой факел, освещающий тьму времени.
Поэзия Кязима во всех своих аспектах – это поэзия сопротивления, активной борьбы за человеческое достоинство, направленная против унижения, насилия, диктата силы. В самый трагический, последний год своей жизни Кязим, оказавшийся в отдалённом казахском ауле, лишённый прав, хлеба и воды, всем своим существом восстаёт против неправедного зла, совершённого над его народом. А ведь власти, которая подвергла народ столь жестокому акту отлучения от исторической родины, места в обществе, Кязим отдал всё: сына, погибшего в бою, лишился крова и родного очага. Обращаясь к своим землякам, Кязим пишет в двух памятных, датированных 1944 годом стихотворениях. Это «Многострадальный мой народ» и «Выдержать!». В них всё, что накопилось и в его, Кязима, многострадальном сердце:
«Вслушайтесь и правильно поймите
Вы слова печальные мои:
Ненависти в сердце не копите,
Гиблой избегайте колеи…
Честный труд спаситель наш сегодня,
Он оденет и прокормит нас,
Силы даст держаться благородней
И достойней встретить горький час.
Свой народ прошу – с бедою споря,
Жить работой, почитая труд,
Совести не забывать и в горе,
Верю, и наветы отпадут».
И:
«Народ наш не был баловнем судьбы,
И голод донимал нас, и набеги.
Но не свернули с праведной тропы,
И, дай Аллах, нам не свернуть вовеки…
Наш край родимый, как он далеко!
И хлеб изгнанья в нашем горле комом.
Да, выдержать такое нелегко.
Не выдержать – покрыть себя позором.
Возьми слова Кязима, брат, возьми
И выстой в жизни под безумным гнётом,
Пока нам хватит силы быть людьми,
Мы на земле останемся народом».
Кязим ушёл из жизни через год – в 1945-м, ушёл не согбенным, не предав в себе человека, достоинство истинного мужчины, не отступив от своих принципов, нравственных постулатов.
Непреходяще и вечно живое слово поэта, который не нуждается в хоральных песнопениях о нём. Он – сама песня, в которой мудрый аксакал нашей поэзии зовёт нас к труду. Для него, человека с натруженными руками кузнеца, труд – естественное состояние, жизненный принцип, которому Кязим не изменял до конца.
Неоценима роль Кайсына Кулиева, который сразу же по возвращении балкарцев на родину на первом съезде Союза писателей КБР в 1957 году заявил о том, что именно Кязима следует считать основоположником балкарской художественной литературы, её предтечей и знаменем.
Кязим – живой голос своего народа. Его творчество эпически возвышенно и правдиво, лирически крылато и пронзительно. Его любовь ко всему живому не имеет берегов, она принимает близко к сердцу зов природы. Поэт с благоговением и с молитвенным трепетом относится к золотой вербе и маленькой птахе, а ещё к любимой:
«На твой поглядывая двор,
Я по дрова иду с рассветом.
Шаги разбудят эхо гор –
Мне плач твой слышен в эхе этом.
Что люди! – скалы говорят
О нас, несчастных, со слезами…
И лишь твои отец и брат
Никак не сжалятся над нами!»
В изгнании Кязим мечтал об одном: вернуться на родину. Его мечта исполнилась, прах поэта ныне обрёл вечный покой в родной земле, что в сквере у Музея-мемориала, возведённого в Долинске в память о жертвах репрессий балкарского народа.
Не заросла народная тропа к Кязиму и в Шики, туда тянутся люди и гости республики. Кязим же подобен граниту Безенгийской стены, которая звала и зовёт смельчаков. Над ней, как и при жизни поэта, плывут облака, и синее небо победно простирается над саклей Кязима, возвещая о бессмертии жизни, которую так вдохновенно воспел Кязим. И слово которого до широкого читателя донесли такие мастера перевода, как Семён Липкин. Отдадим же дань и его памяти.
Русский язык соединил Кязима и балкарскую литературу с огромным миром людей, песню о которых пропел он, зная цену хорошему слову, ибо:
«Хорошее слово ножом не разрубишь,
Угрозы ему не страшны,
В огне не погубишь, на рынке не купишь,
Оно не имеет цены».
Слово Кязима эхом раздаётся в наших горах, школьники читают его стихи, пишут сочинения, учёные – исследования о его творчестве, художники рисуют картины на его сюжеты, работает Фонд Кязима. А значит, нить его жизни продолжается: «Живое слово мудрого Кязима с нами».
Представители Дагестана, Башкортостана, Татарстана и Казахстана свои речи в основном произносили на родных языках: кумыкском, башкирском, татарском, казахском, что не требовало перевода, ибо сидящим в зале, особенно землякам Кязима, были понятны и доступны их слова. Было отрадно слышать, что каждый из них читал стихи Кязима в переводе на свой язык. Представитель Татарстана под аплодисменты зала объявил, что в Казани издан на татарском языке сборник Кязима «Осият» (Завещание), заявив при этом, что поэзия Кязима на его родине почитается наравне с лучшими представителями татарской художественной литературы, явившись её значимой частью. Публикации переводных стихотворений Кязима увидели свет в столицах Башкортостана и Казахстана.
Зал аплодировал также внуку Кязима Мечиева – Тауке Мечиеву, который в своей речи с благодарностью говорил о роли первого Президента Кабардино-Балкарии Валерия Мухамедовича Кокова, благодаря усилиям которого и отзывчивости руководства Казахстана прах Кязима был, наконец, перезахоронен на родной земле, о которой Мечиев мечтал в трагические годы изгнания. Т. Мечиев выразил сердечную благодарность Черекскому и Эльбрусскому районам, где к 160-летию со дня рождения Кязима Мечиева были проведены красивые и достойные памяти поэта мероприятия.
После завершения официальной части вечера был дан большой литературно-музыкальный концерт «Поэт родной земли», в прологе которого стихи Кязима прозвучали в исполнении заслуженного артиста КБР Ильяса Созаева, народного артиста КБР Мажита Жангуразова, заслуженного артиста КЧР Тауби Мечиева, артистов Аубиекира Мизиева, Марата Ногерова, Азнора Аттаева, Азнаура Гергокова. Хореографическую композицию «Праздник в ауле» – «Той» представил ГФЭАТ «Балкария». Выступили народный артист КБР Алим Газаев, заслуженный артист КБР Тахир Жолабов, солисты Музыкального театра и артисты драмтеатров Х. Гергокаева, Анжела Жабоева, Эльдар Жаникаев, Амур Текуев, Арсен Жабоев, Мурат Геляхов, Аскер Шуков, Марьям Темиржанова, Тахир Гаев, Амирхан Хавпачев, заслуженный артист КБР А. Хамурзов, Тахир Жулабов. Блеснул своим мастерством и ансамбль танца «Насып».
Зал стоя приветствовал исполнение одной из лучших песен на слова Кязима Мечиева «Человек – наше имя» молодым талантливым певцом Эльдаром Жаникаевым.
С. МОТТАЕВА.
Газета «Кабардино-Балкарская правда».
{{commentsCount}}
Комментариев нет