Дом Хаджимова
Недалеко от города Норильска на полустанке стоит рубленый дом. Вывеска на нем гласит: «Дом Хаджимова». Но что это за дом и почему он носит имя нашего земляка, жителя маленького аула Абазакт Хабезского района Адамея Хаджимова? Это удивительная история, которую нужно рассказать с самого начала.
Служба Адамея Кахуновича Хаджимова в Красной Армии началась в Ленинградском военном округе в 461-м стрелковом полку 142-й Краснознаменной стрелковой дивизии.
Шла советско-финская война 1939-1940 годов. Батальон, в котором служил Хаджимов, успешно наступая, вклинился в глубь обороны противника и попал в окружение. Бойцы оказались в очень трудном положении. Обороняясь, они истратили все боеприпасы. Надежды на помощь со стороны своей армии не было никакой – финны закрыли все подступы к полку. Намечалось полное уничтожение.
Что было делать? Каким-то образом командир батальона узнал, что недалеко от места окружения находится склад боеприпасов, и приказал командиру роты разведать местность и найти склад. Первая группа разведчиков вернулась ни с чем. Послали вторую, она вообще не вернулась.
Тогда вызвался секретарь комсомольской организации батальона сержант Хаджимов: «Товарищ командир, можно мне попробовать?» Командир, хорошо зная своего комсомольского вожака, который не раз отличился в бою, разрешил.
Под покровом ночи Хаджимов ползком проник на территорию противника и нашел-таки склад. Он обследовал местность, определил подходы к складу и вернулся. Доложив командиру обо всем, попросил дать ему группу смелых ребят, с которой он снова отправился на территорию противника. В результате умелых действий группы часовые возле склада были сняты, склад был захвачен.
В три часа ночи со шквальным огнем батальон начал наступать на ошарашенных финнов, которые собирались утром взять красноармейцев чуть ли не голыми руками, и успешно, без потерь, вышел из окружения.
Наутро о мужестве сержанта Хаджимова стало известно во всех частях наступающих войск. Буквально через день армейская газета «Боевая тревога» напечатала о нем большую статью на целую страницу. А командир полка подготовил представление о присвоении ему звания Героя Советского Союза.
Но звание ему не дали, наградили орденом Красной Звезды. Однако и его Хаджимов не успел получить. В одном из сражений он получил тяжелое ранение, и его отправили в госпиталь.
После многомесячного лечения Адамей Кахунович вернулся в свою часть. Ему предоставили отпуск на десять дней, но он так и не успел выехать домой – началась Великая Отечественная война.
Эта война оказалась куда труднее, страшнее финской. Внезапное нападение врага, вооруженного до зубов, привело к отступлению наших войск. Многие бойцы попадали в окружение, были захвачены в плен. Этой участи не избежал и герой финской войны Адамей Хаджимов. В крупном сражении под городом Шахты он, как обычно, мужественно сражался с врагом. Но патроны кончились, пулемет Адамея замолчал. А немцы наступали. Ничего не оставалось нашим солдатам, как идти в рукопашный бой. Адамей одного за другим уничтожал немецких солдат, но вдруг сзади он получил сильнейший удар и потерял сознание. Пришедшего в себя красноармейца немцы взяли в плен. Сначала его поместили в спешке в организованный лагерь военнопленных под Донецком. Пленные врачи сделали всё возможное, чтобы поставить Адамея на ноги. Потом его начали переводить из одного лагеря в другой. Адамей дважды убегал, но неудачно, его быстро находили и возвращали обратно. И наконец он оказался в концлагере «Дахау».
Это был настоящий лагерь смерти. Здесь круглосуточно работали печи крематория. За малейшую провинность расстреливали на месте, натравливали собак, к узникам относились как к животным.
Уже месяц Адамей находился в этом аду, его не раз избивали. А однажды узница-чешка сообщила ему, что в конторе на столе лежит список подлежащих уничтожению, и он, Хаджимов, в этом списке первый.
Что было делать красноармейцу? Что можно придумать в лагере, где даже птица не может пролететь незамеченной? Только два варианта: напасть на охрану и получить пулю в лоб или броситься к колючей проволоке, где проходит ток, и сгореть от высокого напряжения.
И тут узников выстроили у барака, и немецкий офицер заявил:
– Мы набираем добровольцев в карательный отряд против югославских партизан. Кто согласен, прошу сделать шаг вперёд.
Многие, потерявшие всякую надежду выжить, сделали этот спасительный шаг. Адамей решился не сразу. Но мысль, что надо хоть как-то выбираться из лагеря, иначе завтра его сожгут, заставила и его шагнуть вперед.
«Добровольцам» предложили заполнить «бумагу», что они добровольно идут уничтожать югославских партизан, и расписаться.
Всех одели в немецкую форму и отправили в Югославию. Вскоре они начали выполнять приказы немецкой комендатуры. В одну из ночей, когда Адамею выпала очередь охранять задержанных во время облавы на партизан, из темноты вышли две женщины. Они попросили выпустить на свободу мальчика-партизана, которого завтра должны были расстрелять, и предложили бежать вместе с ними в партизанский отряд Чокара.
Адамей уже был наслышан об этом легендарном партизанском командире, за голову которого немцы назначили большую награду. И потому у Адамея затеплилась надежда на свободу, о которой он мечтал в концлагерях. Он выпустил мальчика и других задержанных, и все вместе они отправились в партизанский отряд.
В отряде Адамея, уже зная о его поступке, приняли тепло. Его включили в отряд взрывников. И вскоре о Хаджимове заговорили не только югославы, но и немцы, которые даже распространяли плакат, на котором под изображением виселицы, на которой висели два человека, было большими буквами написано: «Чокар и Хаджимов, так будет с каждым партизаном».
Но тот плакат не испугал ни Чокара, ни Хаджимова. Группа Адамея справлялась со сложнейшими задачами, считавшимися почти невыполнимыми. Например, крупный нефтеперерабатывающий завод, который снабжал немцев бензином и горюче-смазочными материалами, охраняли более 600 человек. Немцам даже в голову не приходило, что партизаны смогут его взорвать. А группа Адамея это сделала. На счету этой группы были взорванные аэродром, крупная железнодорожная станция и другие важные объекты.
Отряд Чокара был большой, более 1000 человек. В нем было много граждан Советского Союза, бежавших из концлагерей. И однажды они попросили назначить командиром русской команды своего земляка Хаджимова. Чокар выполнил их просьбу, и Адамей громил фашистов с русскими ребятами.
Приближался конец войны. Немцы, чувствуя это, свирепствовали, но и партизаны не оставались в долгу, постоянно нанося им ощутимые удары с огромными потерями. К сожалению, и партизаны теряли своих людей. В одном из боев погиб любимый всеми командир Чокар. Целую неделю горевали партизаны, но отряд не может оставаться без командира. Им единогласно был избран на сходе Адамей Хаджимов, которого партизаны теперь называли именем погибшего командира. Отряд сумел отомстить за своего погибшего командира, и за голову нового Чокара немцы назначили такую же большую сумму, как и за первого.
Трудно переоценить заслуги советских солдат в борьбе за свободу дружественной страны – Югославии. Отряд с новым командиром громил немцев до конца войны.
За мужество и отвагу, проявленные в партизанском движении, Хаджимов был награжден двумя орденами «За храбрость» и медалью с таким же названием. После окончания войны его имя было присвоено одной из улиц города Загреба.
«Победа» – сколько радости принесло это долгожданное слово людям, перенесшим страшные трудности, издевательства, унижения в концлагерях! Веселые, с песнями, музыкой возвращались на свою Родину солдаты, воевавшие в Народно-освободительной армии Югославии.
Дома Адамея Кахуновича односельчане принимали как настоящего героя. И вдруг прославленный партизан был арестован в августе 1946 года. Всему виной оказалась анкета, которую Хаджимов заполнил в концлагере, где было сказано, что он добровольно пошел воевать против югославских партизан. Никакие объяснения, заслуги в партизанском движении не были приняты во внимание. Его приговорили к шести годам лагерей.
Конечно, Адамею было страшно обидно, что его вклад в Великую Победу не признали в его родной стране. Но даже в этом положении он сумел сохранить свое достоинство, мужество, не упал духом. Не роптал на судьбу, а спокойно включился в лагерную жизнь. Вскоре проявились его организаторские способности, серьезное отношение к труду, окружающим его людям. Получив должность бригадира, он сумел создать примерную бригаду, готовую выполнить любую задачу. И именно этой бригаде начальник лагеря поручил построить дом для временной остановки и отдыха переселенцев в зимних условиях, чтобы они в длинной дороге не замерзали. И именно начальник лагеря распорядился написать имя Хаджимова на этом доме…
Когда закончился срок, Адамей Кахунович вернулся домой и с 1957 года начал заниматься восстановлением своих прав как участник Великой Отечественной войны. Но многие годы он не мог добиться справедливости, хотя Югославия и его однополчане неоднократно ходатайствовали об этом. Его не признавали даже ветераном войны. Он не получил ордена Красной Звезды, чуть не стоившего ему жизни на финской войне. Вместо ордена ему прислали выписку о награждении. Справедливость была восстановлена только 3 апреля 1991 года…
Он ушел из жизни в 79 лет, славный сын своего народа, сын Карачаево-Черкесии. Но осталась память о нем как о замечательном воине двух стран.
{{commentsCount}}
Комментариев нет