День республики № 77 от 02.06.2020

Гармония, рожденная музыкой

3 июня в 14:41
60 просмотров
Источник — Фото автора

В нашей небольшой республике творческие люди и коллективы постоянно пересекаются, сотрудничают, выступают вместе. Так что героя этого очерка я встречала в составах ВИА «Любава», оркестра народных инструментов республиканского колледжа культуры и искусств им. А. А. Даурова и оркестра «Русские узоры» ДШИ г. Черкесска. И неудивительно. Ведь профессиональных струнников в Карачаево-Черкесии не так уж и много.

Итак, позвольте представить. Владимир Нагайцев – заслуженный работник культуры КЧР, заведующий отделением народных инструментов республиканского колледжа культуры и искусств им. А. А. Даурова, преподаватель игры на гитаре, балалайке и домре, а ныне – и. о. директора колледжа.

Родился Владимир Нагайцев в городе Майкопе. В музыку его, что называется, привел за ручку отец Фёдор Степанович, ветеран войны, большой любитель музыки. Параллельно с общеобразовательной школой Владимир ходил в музыкальную школу, учился игре на баяне и балалайке.

После школы Нагайцев поступил в Адыгейское музыкальное училище на отделение народных инструментов, а по его окончании – в консерваторию в Ростове-на-Дону. Добавлю, несмотря на солидное образование, Нагайцев учится всю жизнь и дважды проходил курсы повышения квалификации в знаменитой Гнесинке – в 1997 и 2003 гг.

Интересно, что до консерватории Владимир Нагайцев больше занимался балалайкой, а после – увлекся гитарой, и по сей день эта любовь не проходит. Играет на классической шестиструнной гитаре, так называемой испанской, и очень любит испанскую музыку.

– Не зря гитару назвали испанской, она действительно отражает яркость и эмоциональность Испании, – делится Владимир Федорович. – Что до русской балалайки, то у нее своя душа – тонкая, лирическая.

Мы ведем с Владимиром Федоровичем беседу, и в ходе нее выясняется, что сегодня в колледже нет ни одного балалаечника – балалайка считается неперспективным инструментом. Другое дело – гитара или национальная гармошка, играя на которых музыкант может выступать в ансамблях или на свадьбах и зарабатывать деньги.

Неужели балалайке грозит кануть в лету? Но ведь смог же виртуоз-балалаечник Алексей Архангельский повернуть тысячи людей в мире к русской балалайке! И дело вовсе не в современном прочтении балалайки – просто испокон веков были в мире люди, которые воскрешали забытые ремесла, инструменты, песни…

– Балалайка всегда жила благодаря сподвижникам, самородкам или простым людям из народа, которые не давали забыть этот инструмент, – утешает меня Владимир Федорович. – Придет мужик с поля усталый – он не спать идет, а возьмет балалаечку и отдыхает с ней душой и телом.

– Ещё я узнаю, что приток детей в музыкальные школы сейчас вообще сильно упал – причина в компьютеризации музыки.

– Да уж, зачем несколько лет учиться, если можно нажать пару кнопок – и выдается любой звук или аккорд? А на инструменте, чтобы брать такой аккорд, надо учиться долго. К счастью, нет на сегодняшний день таких компьютеров, которые могли бы соперничать с живым исполнением!

К слову, о живом исполнении. Владимир Федорович не только отличный музыкант, он еще и хорошо поет. Недаром он много лет пел в мужском хоре тогда еще музучилища.

И вот тут мы плавно переходим к тому, как Нагайцев попал в Карачаево-Черкесию. Привела его сюда та же балалайка! Абрек-Заур Гожев, тогдашний директор училища, лично пригласил Нагайцева в Черкесск. Дело в том, что его сын Анзор, очень талантливый парень, был балалаечником, да и сам Гожев балалайку любил неимоверно.

– А зажёг Гожева знаменитый советский балалаечник-виртуоз Михаил Рожков, который приехал в Черкесск с концертом и лично подарил Гожеву балалайку. Тот, в свою очередь, увлек сына. Прискорбно, что Анзор погиб молодым. Он в республике много сделал бы для привлечения внимания к балалайке, – продолжает Нагайцев. – Тем более в те годы концертная жизнь бурлила, было много молодых коллективов. Сейчас концертная жизнь держится на костяке тех же коллективов, только вот музыканты уже не так юны, а молодежь, как мы говорили, с меньшей охотой идет в музыку.

Поэтому ему иногда бывает грустно, что трудно говорить о высоком назначении музыки как высшего вида духовной культуры – слова не соответствуют отношению общества к людям искусства, и зачастую положение артиста в социуме незавидно.

Удержат музыкальную культуру на должной высоте, как мы уже говорили, только те единицы, которые понимают своё особое призвание и преданность искусству. Такие единицы есть среди коллег и учеников Нагайцева. Это Евгений Белашов, преподаватель колледжа, – он очень многое делает для развития музыкальной культуры в республике. Или певица-народница Людмила Гребеножко, которая сейчас живет и работает в Челябинске. Или молодой и очень талантливый композитор Мурат Гогуев, пишущий инструментальные и вокальные произведения в разных жанрах. Сейчас Мурат учится в Москве. Или Рамазан Айбазов, который, еще учась в колледже, делал часовые концерты из своих произведений. Сейчас Рамазан учится в консерватории в Ростове-на-Дону.

Сам Нагайцев музыку не сочиняет, но с 15 лет он начал делать музыкальные обработки, переложения на балалайку, гитару, придумывал вариации мелодий. Однако музыка Чайковского или Мусоргского в переложении на народные инструменты не так звучит, поэтому Нагайцев берет произведения композиторов-народников Юрия Шишакова, Антона Аренского, Юрия Зарицкого. Причем не просто делает переложение музыкального произведения, но и показывает на уроках игру на инструменте, подбирает программы, ищет новый репертуар для учеников разного возраста и разного уровня исполнительства. А чтобы дать произведение на исполнение, надо не только знать технические возможности ученика, но и чувствовать его душу. Даже дома Нагайцев думает о работе, об учениках, о том, как сложится их профессиональная жизнь. За каждого ученика он болеет всем сердцем.

С 1984 г. по настоящее время Нагайцев работает в республиканском колледже культуры и искусств, преподает в Детской школе искусств г. Черкесска, играет, как мы уже говорили, в нескольких музыкальных коллективах, проводит открытые уроки и семинары для преподавателей ДМШ и ДШИ и даже успевает писать методические работы и рабочие учебные программы. Например, «Специальный инструмент – гитара», «Класс ансамбля», «Методика обучения на струнно-щипковых инструментах» и др.

Он основатель и руководитель ансамбля гитаристов колледжа, солист оркестра народных инструментов колледжа, в составе которого стал лауреатом I степени Межрегионального конкурса оркестров народных инструментов ЮФО в 2006 году. Более того, Владимир Нагайцев был награжден знаком Министерства культуры РФ «За достижения в культуре».

Но больше Владимир Федорович говорит о своих учениках, об их успехах и достижениях. А достижения действительно большие. Ученики Нагайцева – победители и лауреаты региональных и международных смотров, фестивалей и конкурсов исполнителей на народных инструментах, которые проходили в Черкесске, Кисловодске, Нальчике, Минеральных Водах, Астрахани, Санкт-Петербурге…

Многие из учеников Нагайцева учатся в ведущих консерваториях и вузах РФ, многие стали преподавателями в республиканских ДМШ и ДШИ.

Владимир Фёдорович считает, что в жизни у него всё сложилось правильно, потому что всю жизнь он посвятил любимому делу. Он сумел впрячь в одну телегу коня – административную работу, и трепетную лань – исполнительскую и музыкально-педагогическую деятельность. Первое – это «надо», а второе – «хочу». Владимир Нагайцев сумел найти баланс между этими несопоставимыми понятиями и в результате добился удивительной гармонии в душе.

Гармонии, рожденной музыкой.

Шахриза БОГАТЫРЕВА
Поделиться
в соцсетях
балалайка биография Владимир Нагайцев Газета "День республики" Детская школа искусств г. Черкесска заслуженный работник культуры КЧР Кунацкая люди музыка музыкант Республиканский колледж культуры и искусств им. А. Даурова судьба человека Черкесск