День республики № 77 от 02.06.2020

Ключевое слово Боташева

3 июня в 13:31
21 просмотр
Эреджеб БОТАШЕВ
Эреджеб БОТАШЕВ

9 Мая – день памяти, благодарной и скорбной, и, конечно же, восхищенной – такое вынесли, выстояли, и не сломались те, на чью долю выпала война… Эреджеб Боташев родился в г. Кисловодске, а школу окончил в Узбекистане, в селе Баяут, куда раскулаченная семья его отца Баттыя была сослана задолго до всеобщей депортации карачаевского народа. И потому его подростковый возраст – это бесконечный сериал по Джеку Лондону – невыносимые тяготы жизни, масса обязанностей по дому и работа в колхозе, в котором были вынуждены работать все поголовно – и взрослые, и дети, попутно – учеба…

Когда началась война, в Баяут было эвакуировано Ленинградское высшее военно-морское училище имени Дзержинского, и молодежь села пропадала на его территории целыми днями, наблюдая за учениями курсантов. В мае 1942 года в училище был объявлен новый набор, и одним из первых в приемную комиссию документы подал Эреджеб, но тут подоспела новость, что данное учебное заведение будет функционировать в Баку, поближе к морю, что было вполне логично, и все, чьи документы были приняты, отправились своим ходом в Азербайджан. В том числе и Боташев. По прибытии Эреджеба и троих его земляков ждало весьма неприятное известие: «Подкачали» ваши анкетные данные, так что учеба в училище вам «не светит». Не успели приунывшие ребята собрать свои рюкзаки, как в училище пришел приказ за подписью Сталина, согласно которому состав всех училищ, не имеющих государственного значения, должен был быть немедленно отправлен на фронт. В училище и рады стараться: мобилизовали всех – и курсантов, и только что зачисленных абитуриентов, отчисленных, и даже не вышедших «анкетой»…

Ни на йоту не обученный военному делу новобранец Эреджеб Боташев сразу же попадает на фронт, принимает участие в боях под Сталинградом. Потом была Курская битва.

Общеизвестно, что в район Курского выступа, куда обратили свой взор немцы, сочтя его самым благоприятным для ударов по советским войскам с севера (Орел) и юга (Белгород) было сосредоточено 50 дивизий, в том числе 16 танковых и моторизованных, укомплектованных новыми мощными танками Т-5 «Пантера» и Т-6 «Тигр».

– Это были настолько мощные машины, что подбить их можно было, лишь подобравшись чуть ли не под колеса, потому подбившим такой танк даже выплачивалось материальное вознаграждение, – вспоминал ветеран, – но мы не падали духом. У нас были «катюши», а у фашистов «ванюши» – так мы прозвали их шестиствольные реактивные минометы, и скажу честно, они не уступали друг другу, но у нас было численное преимущество. Действия наших войск координировал сам Жуков, благодаря которому, и еще генералу Коневу, можно сказать, мы и добились той решительной победы в Курской битве.

В Курской битве, которая длилась 50 дней и ночей, и из которой наша армия вышла победительницей, Боташев был дважды контужен, но от госпитализации отказался, что позволило ему с родной дивизией форсировать Днепр.

– Нелегко было форсировать эту громадную водную преграду, – вспоминал ветеран, – потому что это была, с одной стороны, тяжелейшая плотницкая работа, а с другой, сплошной фейерверк. Днем мы рубили деревья, вязали плоты из подручных средств, по ночам переправляли на противоположный берег Днепра технику, снаряжение, людей под небом, которое было освещено вражескими ракетами так, что, казалось, день стоит на дворе… Потом было освобождение Киева. Кстати, на Курской Дуге он получил свою первую награду – медаль «За отвагу», а при освобождении Киева вторую – «За боевые заслуги».

После взятия Киева Боташев примет участие в уничтожении Корсунь-Шевченской группировки вермахта, которая базировалась в южной части Киева, где и получит очередное, но уже довольно серьезное ранение, которое повлечет за собой вынужденную демобилизацию…

Эреджеб вернется в Баяут. Здесь он будет помогать вдовам, детям-сиротам вплоть до возвращения на историческую родину. Боташевы пропишутся в Учкекене, правда, сам Эреджеб будет работать в колхозе в Кисловодске, поработает одно время с геологами, образование позволяло, поскольку он успел окончить в свое время химический факультет Ташкентского государственного университета им. Ленина. И его знания крайне пригодились учебному центру Московского нефтяного института им. Губкина, который вел в райцентре геологические разведки. Долгое время Боташев преподавал в школе химию и математику, работал начальником газораспределительного участка, все вместе составило 64 года непрерывного стажа.

Самыми памятными событиями послевоенной жизни ветеран считал свою поездку в Баяут, туда, где осталась навсегда лежать в чужой земле его сестра, которая сделала все для того, чтобы ее братишка не воду кипяченую развозил по полям, бросив школу и пытаясь помочь семье, а окончил ее и впоследствии стал ученым человеком. И конечно же, незабываемым событием для него стало участие в параде на Красной площади в год 65-летия Великой Победы.

– Правда, не удалось мне в этот знаменательный день встретить ни одного своего боевого товарища, – сетовал Эреджеб Баттыевич, – впрочем, что в этом удивительного, ведь я был среди них самый молодой…

Но грела душу ветерана Эреджеба Боташева до последних его дней другая встреча.

– Как-то в ходе боев была нарушена связь, и командир отправил меня с донесением в штаб дивизии, – вспоминал он, – я выполнил приказ, а на обратном пути наткнулся на наши расчеты. Перед одним из них стояли несколько подбитых танков, а из всего расчета в живых лишь один боец. Он позвал меня на помощь. Я помог поднести ему три снаряда и зарядить их. Все говорило о том, что это всего лишь передышка в танковом бою и сейчас на горизонте вновь появятся вражеские танки, но я должен был вернуться в часть, доставить пакет. Более того, я сын репрессированного, и любая, выходящая из ряда вон мелочь могла стать для меня расстрельной. Я только взял в руки вещмешок, как артиллерист крикнул: «Вернись, солдат!». Я в ответ: «Мне некогда». Тот в ответ разразился нецензурной бранью, которая лишь порадовала мой слух, потому что была произнесена на чистом карачаевском языке…Мне бы вернуться и броситься ему в объятия, но долг превыше всего…

В конце восьмидесятых Эреджеб Боташев поехал с семьей – женой и дочерью – на поминки в соседний аул. Не спешащие расходиться по завершении поминальной службы старики, даже незнакомые друг с другом, как водится, разговорились. И один из них стал рассказывать до боли знакомую историю.

Тем самым отважным артиллеристом, дошедшим с боями до Берлина, оказался земляк, кавалер двух орденов Красной Звезды, множества медалей Азрет Болуров. Эта встреча впоследствии переросла в большую дружбу, и стала свидетельством неисчерпаемого богатства двух мудрых, добрых, красивых душ, которые верили (для них это слово «верили» всегда было ключевым), что, сумев победить в этой войне, они сумеют построить и новую, счастливую Россию. Так давайте помнить об этом, а главное, о них, солдатах Великой Отечественной войны, всегда!

Аминат ДЖАУБАЕВА
Поделиться
в соцсетях
75 лет Победы биография Великая Отечественная война ветеран ВОВ люди судьба человека Эреджеб Боташев