Дорога к небесам
1/4
Настало время рассказать о том, как происходило строительство башни БТА и монтаж телескопа. Заметим, однако, что всё это – настоящая эпопея, которая достойна целого тома, но в рамках газетного формата мы постараемся осветить лишь её основные этапы.
Итак, место выхода телескопа к просторам неба было определено, но к началу строительных работ необходимо было построить к нему надёжную дорогу. Однако прокладка дороги на гребень хребта оказалась весьма непростым делом. Тяжёлые крупногабаритные части телескопа предстояло доставить из Ленинграда, расстояние до которого составляет 2620 км, а главное зеркало весом 42 тонны – из г. Лыткарино, что находится близ Москвы, т.е. в 1890 км от места его установки. Предстояло расширить сотни километров имеющихся дорог и укрепить множество мостов для того, чтобы они могли выдержать вес доставляемых грузов. И если для такой реконструкции имелись все необходимые средства и условия, то 18-километровый участок от берега реки Б. Зеленчук до стройплощадки предстояло проложить, как говорится, с нуля. Эта часть дороги должна была пройти по северному склону хребта Ужум-2, покрытому густыми зарослями. Её строительство было поручено Зеленчукскому СУ-841 и началось в 1965 г. Расчистка леса потребовала большого труда и значительного времени, а многочисленные ручьи, стекавшие по склону, вызвали необходимость устройства специальных дренажных сооружений. В верхней части дороги леса не было, но трудностей и здесь оказалось не меньше. Для того, чтобы спланировать основание для дорожного полотна на скальных участках, пришлось применять взрывные технологии.
Следует отметить, что качество работ по дорожному строительству контролировалось на всех этапах весьма тщательно. Так, характеристики асфальта исследовались в специально организованной лаборатории, а профиль дорожного покрытия постоянно проверялся с помощью уровней и лекал. Право же, увидеть такое сегодня можно совсем нечасто!
К чести строителей, к концу октября автодорога была проложена, правда, ещё не везде с покрытием, но уже пригодная для проезда.
Однако, кроме строительства автодороги предстояло протянуть на стройплощадку линию электропередачи, которая в будущем могла бы обеспечить и работу телескопа. Необходимо было построить бетонно-растворный узел, временный посёлок для строителей, обеспечить постоянное водоснабжение, словом, сделать всё, что необходимо для большой стройки поистине государственного масштаба.
Что касается работ на самом объекте, то к ним приступили ещё до полного окончания дорожного строительства. 11 июля 1965 года бульдозер поднял первый пласт грунта, а вслед за этим в точку установки вертикальной оси будущего телескопа была вбита метка с точно выверенными координатами места: +43° 39ґ 12″ северной широты и 41° 26ґ 30″ восточной долготы! В этом году исполнится 55 лет со дня этого воистину знаменательного события.
А пока разворачивалась стройка, Ленинградское оптико-механическое объединение (ЛОМО) приступило к созданию самого БТА – уникального и крупнейшего в мире оптического телескопа.
{{commentsCount}}
Комментариев нет