У истоков парламентаризма
Любая юбилейная дата – это всегда серьёзный повод задуматься, оценить приобретённый опыт, проанализировать достижения и обсудить планы на будущее. Не исключение и нынешняя дата – 25-летие нашего Народного Собрания. Мы встретились с Салыхом ХАПЧАЕВЫМ, депутатом Народного Собрания нескольких созывов, чтобы ещё раз вспомнить историю становления парламентаризма в Карачаево-Черкесии.
– Салых Юсуфович, вы – аксакал, старейшина парламентаризма, депутат Парламента первого созыва, и именно ваша память должна была запечатлеть самые основные, главные этапы становления нашего Народного Собрания.
– Конечно. Парламент Карачаево-Черкесии стал правопреемником областного Совета народных депутатов, однако прошлого багажа работы и знаний в новых условиях оказалось недостаточно. Наши парламентарии начали работать в период формирования новой системы органов государственной власти и местного самоуправления, а также в условиях острого социально-экономического кризиса. К середине 80-х годов в стране сложилось тяжёлое социально-экономическое положение, обострились межнациональные отношения, значительно снизился уровень жизни, а перестройка, демократизация, гласность обнажили проблемы, которые долгое время просто игнорировались. Я говорю о недостаточном внимании к национальным ценностям и традициям. Испытывала трудности национальная культура, наблюдался застой в сфере народного образования. Практически были упразднены национальные школы. У республики не было своего телевидения, книжное издательство имело статус отделения Ставропольского книжного издательства. В этих условиях Карачаево-Черкесия не могла иметь равные партнёрские права с республиками, краями, областями, экономическими регионами. Выход из создавшейся ситуации был однозначным: преобразование в самостоятельный субъект Российской Федерации. И выражая волю народов, сессия областного Совета народных депутатов в ноябре 1990 года приняла решение о повышении статуса автономной области до уровня республики и вышла с ходатайством по этому вопросу в Верховный Совет РСФСР. Это решение полностью отвечало интересам всех народов и, безусловно, способствовало и способствует их дальнейшему сплочению, наращиванию экономического, научно-технического и культурного потенциала.
– Однако прежде чем обрести свою государственность, республика сполна испытала потрясения, вызванные парадом суверенитетов самых разных уровней и масштабов: от провозглашения нескольких республик до суверенитета аулов. Поднимались вопросы о создании национальных республик, в ряде населённых пунктов звучали требования выйти из КЧР в состав Ставропольского и Краснодарского краёв. И все это – в небольшой республике, которую пытались растянуть на куски по национальным квартирам.
– Да, и, разумеется, парламентарии Карачаево-Черкесии не могли безучастно наблюдать за этими процессами, тем более что их избиратели однозначно высказались за сохранение единства и территориальной целостности области, также за повышение статуса автономии до ранга республики в составе Российской Федерации.
На той же ноябрьской сессии в 1990 году было принято решение созвать внеочередную сессию для рассмотрения общественно-политической ситуации в Карачаево-Черкесии. Кроме того, на повестку дня сессии был вынесен вопрос о реабилитации карачаевского народа и восстановлении его автономии, реабилитации казачества, о сохранении единства и целостности территории области, провозглашении Карачаево-Черкесской Советской Социалистической Республики в составе РСФСР.
Скажу сразу, обсуждение этого вопроса проходило сложно, но сессия приняла единственно верное решение. Учитывая сложившуюся многовековую дружбу между народами КЧАО, единый народно-хозяйственный комплекс, общность культуры, традиций и обычаев, принимая во внимание мнение большинства народных депутатов, было решено сохранить единство и провозгласить Карачаево-Черкесскую Советскую Социалистическую республику – суверенное государство в составе РСФСР, образуемое абазинами, карачаевцами, ногайцами, русскими, черкесами и другими народами.
– Как сегодня, с высоты прошедших лет, вы оцениваете тогдашнее решение? Ведь было немало и сложностей…
– Думаю, что жизнь полностью подтвердила правильность этих изменений. Не могли в новой демократической России существовать субъекты разных «сортов», с разными правами и полномочиями. Образование новых республик сделало все субъекты Федерации равноправными. Вместе с тем становление республики протекало далеко не в благоприятной обстановке: было некоторое осложнение межнациональных отношений, сопровождавшееся накалом страстей вокруг суверенности. Обсуждение нередко принимало острый характер и обостряло межнациональные отношения, толкало отдельные группы на противозаконное провозглашение на территории Карачаево-Черкесской Республики новых государственных образований по национальным признакам. В какой-то степени начали повторяться события 20-х годов, но с той разницей, что эти устремления не были поддержаны населением.
– Мне кажется, одной из причин такого положения являлось также отсутствие правовой базы для функционирования органов государственной власти Карачаево-Черкесии.
– Да, и в этом отношении принятие Конституции республики было главной и первостепенной задачей. Трудным оказался и этот путь длиной в четыре года: столько времени было потрачено на принятие Основного закона республики. Причин тому – немало. Не имея возможности добиться желаемого результата в рамках федерального законодательства, отдельные лидеры общественно-национальных движений пустили идею разделения Карачаево-Черкесии на несколько карликовых республик по национальному признаку. Поэтому в республике тогда и возник вопрос о проведении опроса населения о будущем Карачаево-Черкесии. И на волне сепаратистских течений нашлось немало лидеров национальных и общественно-политических движений, которые хотели помешать проведению такого опроса. Органы государственной власти Карачаево-Черкесии постоянно ощущали серьёзное давление с их стороны. Оружием противников единства республики стали организованные ими митинги, собрания, сходы, выступления в СМИ. И вместе с тем в городах и районах проводились и мероприятия в поддержку проведения опроса и сохранения единства Карачаево-Черкесской Республики. И вот, наконец, 28 марта 1992 года состоялся опрос, в котором приняло участие 75 процентов взрослого населения, из них 78,5 процента поддержали единство республики. Люди прекрасно понимали, что расчленение республики создало бы неразрешимые территориальные, хозяйственно-экономические и духовные проблемы.
– И как же республика обрела Конституцию?
– 9 августа 1994 года на сессии Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики был утверждён состав Конституционной комиссии, куда вошли 42 представителя различных национальностей. 19 апреля 1995 года Народное Собрание КЧР приняло постановление «О подготовке проекта Конституции КЧР». Для решения этой проблемы надо было, прежде всего, провести выборы депутатов Народного Собрания республики. По вопросу их проведения было принято специальное постановление Президиума Верховного Совета Российской Федерации, где наравне с датой проведения были расписаны все положения организации этих выборов. Однако из-за различных разногласий в обществе выборы переносились. Из-за затяжки проведения выборов нарушался один из пунктов федерального закона, где провозглашалась Карачаево-Черкесская Республика.
– То есть складывалась парадоксальная ситуация. Ещё в 1991 году была образована республика, но она до 1995 года не имела своего избранного Парламента, а функции нового республиканского Парламента брал на себя орган с истекшим сроком полномочий бывшей автономной области, постоянно продлевавший свои полномочия. Это вызывало немало споров в обществе вокруг правомерности функционирования такого законодательного органа. Как же вышли из этой ситуации?
– Не без вмешательства Москвы, но консенсус был найден, было принято решение о проведении 10 июня 1995 года выборов депутатов Народного Собрания республики, и был принят соответствующий законодательный акт. 10 июня 1995 года состоялись первые альтернативные выборы депутатов Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики. В новый республиканский Парламент было избрано 73 депутата, представляющих различные партии и движения региона. В состав многонационального Парламента входили многие известные руководители предприятий, организаций, учреждений, представители интеллигенции, награждённые государственными наградами, почётными званиями. На альтернативной основе на 1-й организационной сессии председателем Народного Собрания КЧР был избран Игорь Владимирович Иванов, а его заместителем – Заудин Догазович Хунов. 7 сентября 1995 года избранные депутаты Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики первого созыва приступили к разработке проекта Конституции. Был пересмотрен состав Конституционной комиссии, изменён количественный состав. В комиссию вошли уже не 42, а 24 человека. В ее адрес до рассмотрения в первом чтении проекта Конституции поступило 118 предложений, из которых не были учтены лишь 3 предложения.
И вот, наконец, 5 марта 1996 года на сессии Народного Собрания была принята первая Конституция Карачаево-Черкесской Республики. После ее принятия в первом чтении в Конституционную комиссию поступило ещё 148 письменных поправок от депутатов, избиратели внесли 340 различных предложений, обсуждение ее положений проходило в СМИ, на сходах, собраниях, в трудовых коллективах.
Говоря о Конституции нашей республики, сегодня хотелось бы высказать самые добрые слова благодарности в адрес тех депутатов и общественных деятелей, кто много сил и энергии вложил в разработку и принятие Основного закона республики. Это известные в республике люди, депутаты прошлых лет Борис Агайгельдиев, Ахмат Катчиев, Дмитрий Физиков, Амурбий Боташев, Захар Цахилов, Алик Карданов, Геннадий Кулаков, Анастас Михайлиди, Умар Темиров и другие. Здесь необходимо подчеркнуть особую роль Главы Карачаево-Черкесской Республики Владимира Хубиева, вложившего много сил и энергии в дело сохранения мира и стабильности в республике. Взвешенный, согласованный подход к принятию первой Конституции республики позволил органам государственной власти строить свою дальнейшую работу уже на стабильном правовом поле.
– Принятие Конституции позволило депутатам Народного Собрания первого созыва принять символику республики: герб, гимн, флаг, а также ряд первоочередных законодательных актов о выборах депутатов Народного Собрания, Главы республики, о Правительстве республики, местном самоуправлении, концепции национальной политики, об управлении государственной собственностью КЧР, о языках народов республики, о статусе республиканского центра и др. Закон «О выборах Главы Карачаево-Черкесской Республики», помню, принимался особенно сложно…
– Да, реализация этого закона в некоторой мере обострила общественно-политическую ситуацию. Соперничающие кандидаты на выборах на должность Главы республики и их команды в начале мая 1999 года свою выборную кампанию превратили в межнациональное противостояние. Выборы в первом туре 16 мая и во втором туре 21 мая 1999 года вывели массы людей на митинги и собрания. Была обнаружена брешь и в самом законе о выборах Главы республики. Речь идёт о досрочном голосовании избирателей и массовых злоупотреблениях этим правом. В результате этого по республике досрочно проголосовало более 55 тысяч избирателей. Федеральному центру пришлось активно вмешаться в противостояние, которое набирало обороты. Определённые политические и националистические силы пытались разыграть национальную карту. И хоть ситуацию удалось удержать, проигравшая сторона не признала итоги выборов, начались судебные процессы… И только 22 октября 1999 года была окончательно поставлена точка в выборной кампании.
Работа, начатая депутатами Парламента первого созыва, получила свое продолжение их коллегами второго созыва, выборы которых состоялись 19 декабря 1999 года.
На первом заседании Народного Собрания республики было избрано руководство Парламента и сформировано 8 постоянно действующих комитетов. Председателем Народного Собрания второго созыва был избран Джанибек Юнусович Суюнов, а его заместителем Руслан Хусеевич Хабов, и парламентарии активно включились в подготовку и принятие основных базовых законов.
Таковы были первые страницы истории парламентаризма в республике, двадцатипятилетний юбилей которого мы отмечаем в эти дни.
{{commentsCount}}
Комментариев нет