Угадал – не угадал, или Как женятся тлайлухцы
Издавна в Хунзахском районе сложилось множество обрядов и обычаев, связанных со свадьбой, которые одно поколение перенимало у другого. И сегодня хунзахцы бережно относятся к своим традициям. Так, в селе Тлайлух по сей день существует дошедший до нас из глубины веков обряд узнавания невесты. О том, как проходит старинный обычай, желающие могут узнать, посмотрев специальный документальный фильм на официальном канале Республиканского дома народного творчества в Ютубе.
Главные герои – Магомед и Сакинат – молодые люди, решившие сыграть свадьбу, соблюдая традиции предков. Сакинат надела свадебное платье, в котором выходила замуж еще ее прабабушка. Платье как одна из главных семейных реликвий передается девушкам из поколения в поколение по материнской линии. Оно сшито из натурального бархата. Его надевают вместе с серебряными украшениями. Пояс с изображением традиционного орнамента был изготовлен гоцатлинскими мастерами специально для невесты.
«Традиционный свадебный наряд у хунзахцев всегда был неброским, предпочтение отдавалось неярким тонам – настоящая горянка даже в свадебном наряде должна была проявлять свою скромность. К ювелирным изделиям тоже подходили деликатно. Надевалось только серебро, без ярких драгоценных камней», – говорят местные жительницы.
Узнавание невесты – старинный обряд, присущий именно жителям с. Тлайлух Хунзахского района. Ему предшествовала большая предсвадебная подготовка. Примерно за месяц до свадьбы молодых официально посвящали в «жениха» и «невесту». Их отныне называли только так, а не по именам. Заранее определялась гастрономическая команда для свадьбы, в состав которой входили взрослые опытные в кулинарии женщины. Они готовили традиционные блюда: хлеб из пшеничной и кукурузной муки, мясо, разные виды хинкалов и др. Мужчины резали баранов, разделывали мясо. Еду готовили на кострах в больших казанах. Таким же образом началась подготовка к свадьбе Магомеда и Сакинат.
Представители со стороны жениха с песнями и танцами пришли в дом невесты. Но забрать ее и уйти не получится. Новоиспеченной родне нужно было угадать среди спрятанных под старинными шалями девушек, женщин, бабушек свою невесту. Это было довольно сложно, поэтому с первого раза угадать свою невесту практически не удается. За каждую неудачную попытку сторона невесты определяла наказание в виде песни, танца или денежного штрафа. За первый провал тётя жениха под аккомпанемент бубна исполнила национальную лирическую песню. Второй раз другая его тётя, найдя под шалью кувшин, подарила стороне невесты дорогой платок. На третий раз под шалью оказалась женщина в годах. По желанию родственников невесты гости с песнями вышли в танцевальный круг. И только на четвертый раз они наконец нашли свою невесту. Началось всеобщее веселье.
В комнату занесли сундук, в котором среди подарков обязательно должны быть национальные платки. Семью платками покрыли невесту. Этот древний ритуал должен был уберечь ее от сглаза. Затем свадебная процессия вместе с невестой отправилась в дом жениха. Родственники, идущие за невестой, несли подносы с традиционными угощениями, приданое невесты: сундук, одеяла, подушки, зеркало и другое.
Праздничную процессию сопровождали музыканты: зурначи, барабанщики, пандуристы. Женщины, аккомпанируя на бубнах, исполняли народные песни. Во дворе дома невесты, а потом и по дороге устраивались танцы. Хореографический ансамбль «Акаро» районного Центра культуры представил старинный хунзахский танец. Вместе со взрослыми в национальных одеждах танцевали и дети.
По дороге свадебной процессии несколько раз преграждали путь. Молодые парни требовали выкуп. Их угощали бузой, хлебом, халвой, по их требованию пели и танцевали. Таким образом невесту провожали в ее новый дом. Жених в это время также находится в ожидании свадьбы. Он готовит свой традиционный свадебный наряд в окружении друзей, которые шутят, веселятся, помогают и подбадривают его.
На следующий день состоится большая свадьба с приглашением всех родственников и друзей. Здесь жених должен был найти свою невесту, но он запутался от радости, показал на бабушку соседку. Смеялись все, но не жених! В наказание за промах ему надо было станцевать штрафной танец с бабушкой. А после Магомед все же нашел свою красавицу, и праздник продолжился с еще большим размахом и весельем.
Вот такими были свадьбы тлайлухцев еще несколько десятков лет назад. Сегодня многое европеизировалось, сельская свадьба уже давно стала диковинкой. Герои документального фильма Магомед и Сакинат решили важный день в своей жизни провести так, как делали некогда их предки. И получился праздник, который все вспоминают с теплотой. А еще в памяти остался замечательный фильм, знакомящий современные поколения дагестанцев с народной культурой горцев.
М. АХМЕДОВА.
Газета «Дагестанская правда».
{{commentsCount}}
Комментариев нет