«Ветеринар – мое призвание!»
Ветеринар – одна из самых благородных, гуманных профессий. Любовь к животным – главная причина, по которой люди выбирают эту профессию. Почти 40 лет отдал работе на этом поприще заслуженный ветеринар России, заведующий бруцеллезно-туберкулезным отделением Управления ветеринарии Карачаево-Черкесской Республики Мусса ЕСЕНЕЕВ (на снимке). И хотя данное отделение в республиканской ветеринарной лаборатории он возглавляет более десяти лет, задолго до того, как Мусса Хасанович появился в этих стенах, много лет он проработал ветврачом в Республике Калмыкия. Там его до сих пор помнят, уважают, а его бывшие коллеги даже периодически приезжают в Карачаево-Черкесию, чтобы навестить своего доброго товарища, мудрого наставника и просто друга…
Мусса Хасанович родился в один из прекрасных теплых июльских дней в последний год войны, когда его родной маленький, уютный и единственный в Хабезском районе ногайский аул Кызыл-Юрт утопал в цветах. А местная детвора резвилась и плескалась в прозрачной и теплой реке Малый Зеленчук, вдоль которой и расположилась родина ветврача Есенеева. Он рос послушным и благодарным ребенком, помогал родителям по хозяйству, особенно любил возиться с домашней живностью. Тогда и появилось заботливое отношение к животным. В старших классах Мусса уже точно знал, чем будет заниматься в будущем…
Так, в 1964 году выпускник Кызыл-Юртской школы Есенеев поступил в Ставропольский сельскохозяйственный институт на факультет ветеринарной медицины. Его давняя мечта исполнилась, и он с огромным удовольствием постигал азы ветеринарии до тех пор, пока его не призвали на срочную службу в армию. В то время так было положено, юноша призывного возраста, независимо от того, учится он в вузе или в училище, обязан был в назначенный срок исполнить свой долг перед Родиной. Мусса Есенеев не стал исключением. И ему пришлось отсрочить учебу на целых три года. Но это не помешало ему изучить все пройденные его сокурсниками темы, он взял с собой в армию как можно больше рукописных лекций по основам ветеринарии и даже несколько учебников. Будучи в армии, находил время для занятий.
Демобилизовавшись, Мусса Есенеев, как есть в солдатской форме, сразу же направился в родной вуз, чтобы оповестить о своем прибытии и о желании продолжить учебу. Он окончил институт в 1972 году и с красным дипломом в руках был направлен в село Троицкое Целинного района Калмыкии.
– В Калмыкию, где было особенно развито животноводство, партия направляла общественников и отличников в учебе, поэтому я попал именно туда, – рассказывает Мусса Хасанович. – Новым зоотехником колхоза «Родина», который и стал моим постоянным местом работы, был назначен мой земляк из села Спарта Владимир Константинович Куимчев. Он был намного старше меня, взял под свое крыло. Я часто вспоминаю о нем с благодарностью. Хороший был человек. Долгое время мы бок о бок «бились» над тем, чтобы вывести этот колхоз, который на фоне других хозяйств Калмыкии казался отсталым, хотя бы на тот уровень, на котором находились колхозы-середнячки. И нам это удалось…
Мусса Хасанович был увлечен своей профессией. Хозяйство было большое, работы всегда хватало. Молодой специалист трудился в племенном хозяйстве в основном с крупным рогатым скотом, овцами, а порой приходилось заниматься лошадьми, свиньями и даже птицей. Хозяйство быстро разрослось благодаря усилиям тружеников колхоза. Мусса Хасанович до сих пор помнит точные цифры, касающиеся поголовья, ведь он лично вел журнал, – так называемую амбарную книгу. Поголовье крупного рогатого скота доходило до 4,5 тысячи голов, кроме того, было 55 тысяч овец, из них 35 тысяч овцематок. В колхозе имелось 2 свинофермы, 3 птичника (10-12 тысяч взрослой птицы и 50 тысяч цыплят), 150 лошадей. И со всей этой живностью необходимо было регулярно проводить профилактические мероприятия, производить забор крови на различные заболевания. Порою ездить приходилось по разным фермам по 30-40 километров в день, а из транспорта зачастую была одна только лошадь. Случались на работе и непростые ситуации, когда надо было принимать экстренные меры, например, в пору массового падежа скота во время эпидемии бруцеллеза. Эта зараза поражала изо дня в день десятки животных. Иной раз бывало и так: когда другие ветеринары разводили руками от безысходности, он умудрялся спасать животных. Потому что очень хорошо знал, с чем имеет дело. За это его и ценило руководство. Со временем как лучшему ветеринару в знак благодарности ему подарили машину. Стало намного легче. Работа по излечению скотины пошла быстрей.
– Мой рабочий день начинался в пять часов утра, – говорит ветврач. – Однако выходил на работу задолго до рассвета. Иначе переделать все дела за день было невозможно. В три часа утра я собирал всех скотников на скотном дворе и проводил беседы или, как сейчас принято говорить, планерки. Было непозволительно без моего вердикта дать хоть один килограмм корма скотине. Сначала проверю на качество, а потом под запись и роспись корма расходились по фермам. Тщательный контроль качества кормовой продукции был залогом успеха мясо-молочного производства.
Развивалось хозяйство, а потому расширялся штат. Теперь в подчинении у ветврача Есенеева было 10 ветеринаров второго звена, поэтому частично ответственность за ветобработку он распределил на всех. Хотя большую часть профессиональных обязанностей ветеринара не доверял никому. Он все так же спозаранку объезжал колхозные бригады, фермы, проверял корма, строго соблюдал сроки вакцинации животных, следил за качеством вакцин, в общем, держал руку на пульсе.
Колхоз «Родина» к девяностым годам считался самым успешным в Калмыкии. На его базе проводились животноводческие семинары. Приезжали специалисты из других регионов страны, чтобы перенять положительный опыт у своих калмыкских коллег. Мусса Есенеев часто читал лекции и проводил экскурсии по колхозу. Его имя во многих колхозах и совхозах стали произносить с особым уважением и гордостью. Наверное, некоторым его конкурентам это не нравилось, и они изредка пытались выбить его «из седла». Как-то раз в колхоз приехала комиссия, мол, проверить информацию о том, что в данном хозяйстве погибают животные от чесотки и острой дизентерии. Конечно, слухи о падеже были слегка преувеличены. Но подобный случай имел место.
– Это был единственный, первый и последний, случай за 36 лет моей практики, о чем горько сожалею, – тут мой герой сделал паузу, глаза стали грустные. Затем продолжил. – В тот день меня срочно вызвали на ферму, а там три коровы лежат. Глаза у них желтые – желтые, немного надрезал шкуру, а под ней мясо тоже желтое. Тут и без лаборатории было ясно, что лептоспироз – это зоонозная природноочаговая инфекционная болезнь, которой могут заболеть как животные, так и люди. Если вовремя не привить скотину, результат будет удручающий, болезнь распространится молниеносно. А тут еще вакцина оказалась такой дорогой, да и объем работы огромный. Кроме вакцинирования всего поголовья скота в этом колхозе надо было еще два раза в день колоть сыворотку пораженным коровам, а их было немало. Но скотину спасли и инфекция не развилась. Это было мне и моим коллегам хорошим уроком.
За время работы ветврачом Мусса Хасанович видел много разных инфекций и болезней у животных, и не только в своем колхозе, но и в других. В своих владениях он старался вовремя прививать скот и проводить все необходимые профилактические действия в отношении всей колхозной живности. Даже когда периодически он приезжал на родину, чтобы повидать своих родных, отца и мать, с ним часто советовались соседи и местные ветеринары по многим вопросам, ответы на которые ветврач Есенеев знал исключительно хорошо.
В одну из таких поездок Мусса Хасанович встретил свою судьбу. Его будущая супруга, недавно окончившая Карачаево-Черкесский пединститут, только начала преподавать в аульской школе. Женившись, он забрал ее с собой в Калмыкию. Вскоре родились сыновья… Но «птенцы» повзрослели и улетели из родительского гнезда. Старший сын тоже выучился на ветврача, однако после армии благодаря отличной характеристике, которую ему дало командование части, решил пойти работать в полицию. Младший окончил высшую следственную школу в Волгограде, стал высококвалифицированным юристом.
Дети часто бывали на родине отца и матери, поэтому сердцем всегда желали вернуться в Карачаево-Черкесию, чтобы быть рядом со своими предками, чтобы в будущем растить своих детей, соблюдая народные традиции и обычаи. Сначала приехали сыновья, а вслед за ними старшие Есенеевы.
Сегодня у Муссы Хасановича четыре внука, с которыми он с удовольствием проводит большую часть своего времени, пока находится на самоизоляции. Придет время, и он снова выйдет на свою любимую работу – в республиканскую ветеринарную лабораторию, где его ждут младшие коллеги, ценящие его профессиональные советы…
Сейчас уже трудно себе представить того молодого ветеринара, у которого еще все было впереди: бессонные ночи рядом с больными животными, радость от удачно проведенной ветеринарной процедуры, от выздоровления больного животного и огорчения от собственного бессилия, когда болезнь и летальный исход побеждают ветеринарную науку. И мог ли тогда предположить молодой ветеринар, что он отдаст ветеринарной службе десятилетия своей жизни, заслужит огромное уважение своих коллег, подчиненных, всех, кто его знает.
Он признается, что ни разу не пожалел о выборе профессии ветеринара и сейчас не представляет свою жизнь без нее. За свою многолетнюю работу он неоднократно поощрялся руководством, имеет заслуженные благодарности и грамоты. «Справедливый, отзывчивый, профессионал своего дела, замечательный хозяйственник, мы его очень любим и ценим, – так отзываются о ветвраче руководство и сотрудники Управления ветеринарии КЧР. – Больше бы таких специалистов. Он ветеринар от бога. Вот про кого можно сказать, что специалистами не рождаются, а становятся». А Мусса Хасанович, в свою очередь, скромно говорит, что просто всегда делал свое дело, которое очень любит.
{{commentsCount}}
Комментариев нет