День республики № 83-84 от 16.06.2020

Вирус планам не помеха

18 июня в 14:05
3 просмотра

Очередные публичные обсуждения результатов правоприменительной практики УФАС России по КЧР снова провело в формате online-трансляции. Участники мероприятия в режиме реального времени на странице управления в Facebooк смогли выслушать докладчиков и получить ответы на заданные вопросы.

В своем вступительном докладе заместитель руководителя управления Галина Аврахова в первую очередь уделила внимание завершающему этапу Плана мероприятий («дорожной карты») по развитию конкуренции в отраслях экономики России и переходу отдельных сфер естественных монополий в состояние конкурентного рынка.

Подробно остановившись на той части Плана развития конкуренции, который необходимо выполнить в 2020 году, Аврахова обозначила конкретные меры в различных сферах: ЖКХ, газоснабжении, промышленности, электроэнергетики и на финансовых рынках. Так, в числе мероприятий по разделу жилищно-коммунального хозяйства должен быть проведен мониторинг доли организаций с государственным и муниципальным участием, осуществляющих деятельность в сфере обращения с ТКО. А в разделе «Промышленность», кроме прочего, предполагается снижение барьеров входа на товарный рынок, создание недискриминационных условий в соответствующих промышленных отраслях.

Говоря о плане «Развитие конкуренции в здравоохранении», докладчик и здесь обозначила позиции, которые обязательны к исполнению антимонопольной службой в текущем и следующем годах. Кроме того, она рассказала, о чем гласит новая статья «Система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства», введенная с 1 марта в Федеральный закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Касаясь темы внедрения системы внутреннего комплаенса органами власти республики, о котором много говорилось на совещаниях различного уровня в прошлом году, Галина Аврахова сообщила, что в начале этого года было проведено рабочее совещание с представителями Минэкономразвития, на котором наконец было достигнуто соглашение о работе по внедрению АК.

О правоприменительной практике управления за отчетный период рассказал государственный инспектор УФАС по КЧР Инус Матакаев. Особое внимание докладчик уделил актуальным вопросам в свете нынешней ситуации с коронавирусом. В частности, он рассказал, что по поручению ФАС России, начиная с 23 марта 2020 г. по настоящее время, управлением в двух торговых сетях ведется ежедневный мониторинг цен на социально значимые продовольственные товары первой необходимости, включенные в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ. Также на официальном сайте управления обеспечена работа «горячей линии» по вопросам повышения цен на эти товары.

– В настоящее время цены на продовольственные товары стабильны. Наблюдается рост цен на плодоовощную продукцию, что является сезонным фактором, – отметил госинспектор.

Также, по его словам, УФАС по КЧР по поручению ФАС России ежедневно проводит мониторинг цен на медицинские маски, дефицит которых начался в регионе с 17 февраля.

– Сначала аптечные учреждения распродавали остатки, а с начала марта маски отсутствовали практически во всех аптечных учреждениях, которые не могли произвести необходимые закупки у поставщиков ввиду отсутствия данного вида товара на фармацевтическом рынке. В настоящее время маски в аптеках появились, максимальная цена за штуку составляет 35 рублей, – сообщил докладчик.

По согласованию с прокуратурой КЧР управлением были проведены внеплановые выездные проверки хозяйствующих субъектов, у которых в феврале 2020 г. был выявлен рост цен на медицинские маски. В ходе проведения проверок нарушений антимонопольного законодательства не выявлено.

Матакаев добавил, что все письменные и устные обращения, полученные от жителей республики по вопросам роста цен на продукты и медицинские препараты и маски, обрабатываются в установленные антимонопольным законодательством сроки. Всего за указанный период в адрес УФАС по КЧР поступило 30 таких обращений. В ходе их рассмотрения осуществлялся выездной мониторинг цен.

– По результатам проверок установлено, что отдельные продукты представлены в широком ассортименте с разбросом цен, потребителю предоставляется право выбора соответствующего продукта в определенном ценовом диапазоне. В основном на повышение влияет изменение закупочной цены. Признаков нарушений АМЗ при рассмотрении указанных обращений не выявлено, – подытожил госинспектор.

Далее он сообщил, что за истекший период антимонопольной службой по КЧР было рассмотрено только одно дело по признакам нарушения ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в якобы незаконном использовании товарного знака без согласия правообладателя. Комиссия УФАС, оценив в совокупности все материалы дела и факты, сложившиеся на момент его рассмотрения, пришла к выводу об отсутствии в действиях ответчиков нарушения закона.

– Со стороны может показаться, что деятельность антимонопольной службы – всего лишь привычная рутина под флагом антимонопольного законодательства, однако поспешных выводов мы никогда не делаем. Каждое вынесенное решение – взвешенный итог кропотливой работы, проделанной сотрудниками управления, – отметил Матакаев. Он также заметил, что, несмотря на то, что Закон РФ «О защите конкуренции» дополнен новой главой, детализирующей перечень форм недобросовестной конкуренции, этот список тоже не является исчерпывающим.

Далее докладчик рассказал, что во втором квартале управлением была проведена плановая выездная проверка в отношении администрации одного из муниципальных районов КЧР на предмет соблюдения требований АМЗ при осуществлении распоряжения земельными участками. По итогам проверки выявлен ряд нарушений, допущенных администрацией района за последние 3 года.

В частности, при расчете арендной платы за земельный участок применялось постановление, уже утратившее на тот момент силу. Также в ряд договоров не вносились изменения в связи со вступлением нового постановления об утверждении порядка определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности республики. Кроме этого, при заключении договоров аренды не было уточнено разрешенное использование земельных участков, а при расчете арендной платы применялись неверные процентные ставки. По всем выявленным нарушениям антимонопольной службой выданы предупреждения об устранении нарушений.

Подытоживая, Инус Матакаев отметил, что в адрес управления часто поступают заявления на действия органов исполнительной власти, содержащие признаки нарушения АМЗ. Также он привел примеры дел, рассмотренных в отчетном периоде по жалобам в соответствии со статьей 18.1 Закона РФ «О защите конкуренции».

Затем слово вновь взяла Галина Аврахова, которая подробно осветила деятельность специалистов отдела контроля закупок во втором квартале текущего года по контролю за соблюдением ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В общей сложности за отчетный период в УФАС было рассмотрено 159 жалоб на действия заказчиков и их комиссий. При этом значительная часть жалоб (78) относилась к закупкам, исполняемым в рамках национальных проектов «Демография» и «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

– Надо отметить, что большинство жалоб, рассмотренных во II квартале 2020 года, были признаны комиссией управления необоснованными. При этом на сегодня в адрес управления информации об обжаловании решений антимонопольного органа в судебных инстанциях не поступило, – подчеркнула Галина Аврахова, отметив, что в связи со сложной эпидемиологической ситуацией плановые и внеплановые проверки по этому направлению управлением не проводились.

Лариса НИКОЛАЕВА
Поделиться
в соцсетях
госзакупки дефицит доклад медицинские маски мониторинг цен монополизация рынка онлайн повышение цен правоприменительная практика публичные обсуждения развитие конкуренции рост цен УФАС России по КЧР