День республики № 88 от 23.06.2020

Служение песне как орбита жизни…

26 июня в 14:04
5 просмотров
Народный артист КЧР Назбий КУЩЕТЕРОВ
Народный артист КЧР Назбий КУЩЕТЕРОВ
Источник — Фото автора

Нынешний год для солиста народного фольклорного ансамбля «Алибек» Н. Кущетерова стал поистине знаковым – исполнилось 45 лет его творческой деятельности и он получил звание народного артиста КЧР. Прибавим к этому и то, что званием заслуженного он был отмечен ровно десять лет назад. Вместе с поздравлениями Назбий Хамитович то и дело слышал от земляков: «Ты давно заслужил эту награду, брат, ведь тобою столько вложено в музыкальную культуру Карачаевска!»

Что правда, то правда, и я также присоединяюсь к этим словам, ведь творческий рост Назбия, с которым мы учились в одной школе, происходил и на моих глазах. А всё начиналось с обычного школьного вокально-инструментального ансамбля, которым в 70-е годы переболели многие юнцы в брюках клеш и приталенных рубашках с гитарами наперевес, знающие 2-3 аккорда да залихватски бьющие по тарелкам ударника. Они бредили песней «Шизгара», которую исполняла забугорная группа «Shocking Blue», даже не подозревая, что русское самоназвание песни «Venus» («Венера») происходит от строчки: «She’s got it» («У неё это есть»), но советское ухо воспринимало это с пластинок и магнитофонных лент как «Шизгара», и всё тут…

Свой школьный ансамбль Назбий Кущетеров, Саша Меликаев (сейчас заслуженный артист КЧР, руководитель популярной группы «Домбай»), Арсен Джашаккуев так и назвали «ВИА», считая, что такой значимой аббревиатуре не требуется никакого довеска… На школьные вечера в посёлке 11 Шахта ходили толпами из города и соседних сел. А однажды «ВИА» занял 1-е место на общегородском конкурсе, что стало большим событием в шахтёрском посёлке. Потом была армия. Назбий Кущетеров служил в городе Цербст в Восточной Германии, где после тщательного отбора его приняли в военный оркестр группы советских войск. Он работал одновременно в двух составах: духовом, где играл на малом барабане, и эстрадном – здесь у него в руках была привычная гитара.

– В армии наконец-то я обучился нотной грамоте, – вспоминает Кущетеров. – Мне многое дал руководитель оркестра капитан Черкасов, чтобы я освоил несколько инструментов на профессиональном уровне. Запомнились наши выступления на 12-й Всемирной ярмарке в Лейпциге, а ещё – 9 Мая 1977 года в составе большого сводного оркестра советских войск в Дрездене.

Вернувшись из армии, уже на следующий день он направился в городской ДК Карачаевска, где работал первый состав знаменитой «Алании».

– Захожу в кабинет, где репетировали ребята, а руководитель вокального ансамбля Анатолий Иванович Шерстобитов, уже наслышанный обо мне, протягивает бас-гитару с партитурой: «Освоишь эту музыку?» Так я был принят в «Аланию», где работали замечательные ребята, собственно, уже отцы семейств: Михаил Ращупкин, Фома Федосов, Виктор Трунов, Виктор Малин. Все – талантливые, интеллигентные, с большим чувством юмора, – вспоминает Кущетеров. – В те времена не было никаких синтезаторов и фонограмм, мы играли на барабанах, двух трубах, бас-гитаре, а также электробаяне. Постоянно в этом составе райком партии гонял нас на фермы и кошары вместе с вокалистами. И часто бывало так: где-то высоко в горах, на ферме в качестве зрителей две доярки да скотник со сторожевой собакой, а мы выкладываемся по полной программе… В какую интересную и забавную эпоху мы жили! И ни одна поездка в горы к животноводам не обходилась без зарезанного барана в нашу честь, без шашлыка, ведь скота тогда было немерено. Фамилии, имена всех руководителей ферм, овцеводческих точек мы знали наизусть, и когда вдруг звучат названия урочищ: Индиш-Баши, Буруш-Сырты, Кумыш-Баши и других, такая ностальгия охватит – ведь там в основном-то и было наше рабочее место в летнюю пору… Разумеется, «Алания» участвовала и в северокавказских фестивалях, и на гастроли выезжала, не раз становилась лауреатом конкурсов.

В это же время Н. Кущетеров, работая в «Алании», учился в Черкесском музыкальном училище. Класс вокала ему преподавал высокий профессионал Рудольф Рыбинский, благодаря которому Назбий во многом повысил планку своего мастерства. Спустя время он получил и диплом на музыкально-педагогическом факультете КЧГУ.

После смен нескольких составов «Алании», когда руководителем стал Назбий Кущетеров, сюда влились талантливые музыканты и вокалисты, внёсшие свежую струю в творчество ансамбля. Репертуар почти наполовину пополнился песнями собственного сочинения: «Девушка-красавица», «Песня о Карачаевске», «Новогодний той» и другие. Большое внимание ансамбль «Алания» стал уделять аранжировкам старинных героических и трудовых песен.

– Нам было у кого учиться: в то время, а это был конец 80-х, в Карачаевске во всю мощь звучал фольклорный ансамбль «Эрирей» под руководством талантливого исполнителя, обладателя редкого баритона, возрождавшего игру на народном инструменте сыбызгъы – свирели, Альберта Токова. Именно участники «Эрирея» первыми в республике создали яркие, содержательные клипы по мотивам своих песен. К примеру, по сей день у нас в КЧР нет аналогов музыкальному клипу «Сенокос в горах», где «Эрирей» в полном составе выступает натурально в качестве косарей и исполнителей песни, – рассказывает Кущетеров.

– Назбий Хамитович, вам довелось с «Аланией» побывать на престижных фестивалях в Польше, Германии, Франции, участвовать в Днях культуры Карачаево-Черкесии в Турции. А как вы попали на Всемирный фольклорный фестиваль, который проходил в Испании и Португалии в 2000 году?

– В это время «Аланию» уже возглавил Шамиль Хубиев, непревзойдённый организатор, обладающий харизматичностью, я уже не говорю о его вокальных данных. Народный ансамбль танца «Исламей» под руководством Эдуарда Хугаева и нашу «Аланию» рекомендовал оргкомитету Государственный центр русского фольклора. До этого мы послали туда аудиовидеоматериалы своих концертных программ и получили одобрение. Испанцы и португальцы встречали на бис каждый наш номер, но предпочтение отдали русской «Катюше» и старинной карачаевской песне «Гапалау». Наши концерты проходили на севере Испании у побережья Бискайского залива. Мы работали в небольших городах: Сан-Саприан, Рибадео, Виверо, Порто. Испанцы покорили нас широтой души и взглядов, искренним интересом к искусству Северного Кавказа. Ведь по сути у испанцев и кавказцев немало общего: внешность, темперамент, а язык басков вообще сильно смахивает на грузинский.

– Безусловно, «Алания» останется в истории музыкальной культуры нашей республики. На её смену пришёл народный фольклорный ансамбль «Алибек», который на протяжении последних десяти лет радует зрителей новым подходом к возрождению народной песни. Вместе с тем в репертуар вплетаются и песни военных лет, шлягеры, проверенные временем, современные кавказские хиты…

– У нас на редкость сплочённый коллектив, а это, я считаю, половина успеха. И наше разноголосье создаёт поистине мощный сплав как пения в унисон, так и голосового сопровождения – эжиу, это когда фон даёт возможность наиболее ярко проявиться солисту. Нас в «Алибеке» восемь солистов: народный артист КЧР Шамиль Хубиев, Таулан Батчаев, Альберт Текеев, Сагит Гедиев, Рустам Койчуев, Мухаммат Эльканов, Борис Лайпанов и ваш покорный слуга. Наш октет, отнюдь не претендуя на подражание «Хору Турецкого», служит своей идее на собственной почве. «Алибек» – это детище Шамиля Хубиева, и как руководитель он даёт возможность каждому проявиться на сцене. Вот и наш Сагит Гедиев, солируя в песне «Сулико» на грузинском языке с нашей подпевкой, имел большой успех в Тбилиси в прямом эфире, когда мы поздравляли нашего земляка – знаменитого футболиста Александра Чивадзе. Кстати, потом и данный музыкальный клип, и номер газеты «День республики» со статьей о Чивадзе, который родился в 1955 году в Микоян-Шахаре, были продемонстрированы на Грузинском национальном телевидении.

– Почти весь прошедший месяц май, несмотря на ограничения в связи с самоизоляцией, ансамбль «Алибек», облачённый в военную форму, вдохновлял участников Великой Отечественной войны персональными адресными концертами…

– И знаете, ощущение было просто космическое, пронизанное патриотизмом до спазма в горле. Одно дело – красоваться на сцене, под взглядами многочисленных зрителей, другое – петь «Тёмную ночь» или «День Победы» для единственного старого, больного человека, имеющего целый «иконостас» боевых наград, по щекам которого текут слёзы. Такое откладывается в памяти навсегда.

Людмила ОСАДЧАЯ
Поделиться
в соцсетях
ансамбль "Алибек" заслуженный артист КЧР Карачаевск курьер муз люди Назбий Кущетеров народный артист КЧР судьба человека