Реставрация Архызских храмов | Часть II
В предыдущем материале мы рассказали о том, как в конце 50-х годов XX века архитектором Всесоюзных научно-реставрационных мастерских Министерства культуры СССР В. Бородиным была начата реставрация Северного храма Нижне-Архызского городища. Следующим значимым рубежом в реставрации храмов стал конец 70-х годов, когда в перспективный план реставрационно-консервационных работ Ставропольского крайисполкома на 1980-1990 года были включены средневековые памятники культуры: комплекс Нижне-Архызского городища, Сентинский храм с мавзолеем, Шоанинский храм и Хумаринское городище.
На основании письма и планового задания на проектно-изыскательские работы от 1978 г. по заказу Карачаево-Черкесского областного краеведческого музея (ныне Государственный историко-культурный и природный музей-заповедник им. М.О. Байчоровой) Министерством культуры РСФСР, Республиканским научно-реставрационным объединением «Росреставрация», проектным институтом по реставрации памятников истории и культуры «Спецпроектреставрация» были проведены реставрационные работы по памятникам архитектуры Нижне-Архызского историко-археологического комплекса.
В начале 1980-х Новгородской специальной научно-реставрационной Производственной мастерской, под руководством заслуженного работника культуры РСФСР Г. Штендера были проведены комплексные исследования трех памятников архитектуры в Нижнем Архызе и даны научно-методические рекомендации к дальнейшему проектированию реставрационных работ.
В ходе обследования комплекса в 1982-1983 годах было выяснено, что архитектурные сооружения имеют участки руинированной кладки стен, пилонов, арок и т.д. Наблюдались значительные высолы (белесые пятна, разводы на строительных материалах), например, на пилонах слоем до 1 мм и более, трухлявости, осыпи и изъяны в камне. Кровли подлежали перекладке, замене старой расслоившейся лещади (лещадь – тонкая каменная плита). Фундаменты были в достаточной сохранности. Камень кладки – песчаник во многих местах расслоился под действием комплекса биологических разрушений, выветривания, перепадов температуры, влажности. На основе полученных данных сотрудниками института «Спецпроектреставрация» была дана рекомендация по технологии укрепления археологических руин.
В Северном храме ещё в 60-х годах XX века сохранились следы лещадного покрытия, которое представляло собой укладку бересты порядка семи слоев на выравнивающую стяжку по сводам, далее был уложен слой кожи и на кожу уложены внахлест большие плиты лещади, обработанные по краям (свесам) кровли. Но в 80-х годах исследования, проводимые главным архитектором проекта, лауреатом государственной премии Е. Дейстфельдт, показали возможность иного покрытия храмов. Новое предположение было основано на том, что в шурфах и раскопках у памятников были найдены элементы черепичной кровли, что соответствовало и изучению аналогов. Дейстфельдт провела корректировку проекта, суть которой состояла в замене материала новых, но уже разрушенных карнизов и плит кровельного покрытия черепицей.
Комплексные исследования Среднего храма подразделениями института «Спецпроектреставрация» проводились в период с 1978 по 1985 г. На основании этих исследований был разработан генеральный проект реставрации памятника. Реставрационные производственные работы заключались в следующем: укрепление сводов храма и барабана, перекладка завершения стен западного придела и свода, восстановление бегунца на карнизе барабана, восстановление кровли и установка креста, закладка поздних проемов, разборка поздних пристроек, укрепление наружной кладки и кладочного раствора, восстановление цемяночного пола. Особой задачей было снятие штукатурки позднего периода внутри храма с особой осторожностью из-за наличия первоначальной живописи и укрепление живописи внутри храма.
По данным обследования на 1980 г., живопись Зеленчукских храмов находилась в аварийном состоянии, страдала от высокой влажности, шелушилась. Необходимо отметить, что разрушения в последние годы шли особенно быстро. Так, в Северном храме на протяжении 70-х годов почти полностью утрачено изображение головы на северо-восточном столбе, сильно пострадала фигура Ангела в оконном проеме простенка барабана, так же на полу у стен можно было подобрать свежеосыпавшиеся фрагменты древней штукатурки, часто с красочным слоем. Доступ в Северный и Средний храмы практически находился вне всякого контроля, что подтверждалось обилием надписей на стенах.
В Северном храме участки древней штукатурки сохранились в немногих местах с полностью или почти полностью утраченной живописью, в основном стены внутри храма утеряли штукатурный слой. Снятие фрагментов живописи со штукатурным слоем было невозможно без значительных дополнительных утрат и повреждений. В августе 1980 г. были проведены экспериментальные «прицельные» укрепления слоя живописи Северного храма. На основании полученных данных в апреле 1981 г. сотрудниками отдела исследования и реставрации живописи института «Спецпроектреставрация» были проведены консервационные экспериментальные и противоаварийные работы по укреплению разрушенного слоя живописи. Проведены пробные укрепления двумя клеевыми составами. В местах, где чешуйки красочного слоя плохо держались на штукатурке, делалась предварительная пропитка денатурированным этиловым спиртом с последующей обработкой клеевым составом. Также было проведено укрепление всех находящихся в аварийном состоянии фрагментов живописи в оконных откосах барабана, в оконных простенках барабана, в оконных откосах апсид, а также на северо-восточном столбе на восточной щеке вверху. Для противодействия дальнейшему осыпанию деструктурированной штукатурки по краям ее участков была проведена бортовая обмазка.
Интерьер Среднего храма в конце XIX в. был оштукатурен заново поверх сохранившейся на больших участках стен древней штукатурки с живописью. В результате этого красочный слой X в. сильно пострадал в ходе работ. Позднее при выпадении и обвалах поздней штукатурки древняя живопись утрачивалась, и к 1980 г. на обширных обнажившихся участках ранней штукатурки сохранились лишь многочисленные мелкие кусочки красочного слоя, по которым даже невозможно установить сюжеты композиций. После обследования живописного слоя в 1980 г. были сделаны следующие выводы: фрагменты покрыты старой копотью и запылены, разрозненные кусочки живописи X в. продолжают утрачиваться в результате шелушения и осыпания известковой обмазки вместе с красочным слоем.
Первоначальный облик Южного храма был сильно изменен переделками XIX в. Стены и столбы внутри были покрашены масляной краской. Конхи (элементы храмовой архитектуры, представляющие собой перекрытие в форме полукупола над полуцилиндрическими частями зданий) апсид расписаны маслом по сухой прогрунтованной штукатурке. Ниже конхи стены алтаря, как и все стены и своды храма, покрыты побелкой. Под побелкой в результате расчисток на столбах была обнаружена масляная покраска…
В 1996 г. в основном реставрационные работы в Северном храме, были завершены, но из-за стихийных бедствий 2002-2003 годов частично была повреждена черепичная кровля, потребовались установка громоотвода и благоустройство территории внутри храма.
С 2000 г. велись реставрационные работы в Среднем храме. Выполнены кровельные работы, заменена часть сводов, очищена часть фасадов. Были начаты внутренние штукатурные работы. В течение 2000-2001 годов производились археологические исследования вокруг Среднего храма.
Десятки лет изучения Нижне-Архызского городища не дали окончательного ответа на все связанные с памятниками вопросы, а проблема консервации на длительный срок каменных археологических руин при создании музеев под открытым небом не решена полностью как в отечественной, так и в зарубежной практике, поэтому исследования храмов продолжаются и сегодня.
{{commentsCount}}
Комментариев нет