День республики № 101 от 16.07.2020

На велосипеде – значит, в тренде!

20 июля в 11:39
26 просмотров
Источник — Фото автора

Я давно заметила, что из всех обладателей колёсного транспорта самые доброжелательные и открытые – велосипедисты. У них сильно развито чувство взаимовыручки, и на помощь они придут быстрее всех.

В последнее время я, счастливая владелица велосипеда, не только возобновила свои многочасовые прогулки, но и начала активно знакомиться с велосипедистами, велотрюкачами и байкерами. Это очень даже просто. Например, подкатил и:

– Привет! Слушай, ты где такой фонарь нашёл?

Общаться с заядлым велосипедистом – сплошное удовольствие. С тобой постоянно будут делиться: новинками музыки; полезными программами для смартфона; советами, как улучшить ходовую или тюнинговую часть твоего двухколёсного транспорта. А главное – будут постоянно учить скоростной и манёвренной езде, поворотам, новым упражнениям, трюкам.

Ну, всему этому я сама кого хочешь научу – велосипедные гонки давно перестали представлять из себя чисто мужскую тусовку. Но вот увидев трюки и велоакробатику, я зависла.

Конечно, я подозревала, что в КЧР, как и повсеместно, растёт интерес к новым видам велоспорта как к активному или экстремальному виду досуга. Но чтобы вот так!

…На Зелёном острове республиканского центра есть небольшой байк-парк с несколькими горками, «градусом», трамплином-книжкой. Вот тут и тренируются адепты этого впечатляющего велоспорта. Работают они сосредоточенно, вдохновенно, красиво. У каждого – своя техника, свой особый трюк, своя тема.

Игорю Усикову, одному из самых ловких и уверенных трюкачей, велосипед повинуется как дрессированный пудель. И это при том, что трюками Игорь стал заниматься только последние год-два.

– Пока выполняю не очень сложные трюки – «банни хоп», «ванети», «уилли» – езда на заднем колесе, «мэньюл» – это когда в разгоне дергают на себя руль, перенося центр тяжести назад, – сыплет терминами Игорь. – Потихоньку разучиваю новые трюки – для своего удовольствия. Это очень приятно, когда ты одновременно управляешь телом и трюковым байком.

Другой трюкач, Александр Францов, привлёк моё внимание красивым тренировочным костюмом. Трюки он выполнял словно для разминки.

Оказалось, что Александр, сварщик по профессии, более десяти лет серьёзно занимается горным спуском – ездит в Домбай, в Архыз, участвовал в любительских соревнованиях и даже входил в десятку лучших. А это серьезное достижение. Ведь типичная трасса скоростного спуска предполагает крутые спуски, резкие повороты, неровности в виде ям, бугров, камней и корней деревьев. Иногда обрывы выполняют роль трамплина…

– Нам не хватает хороших горных трасс и парков для выполнения трюков, так называемых «бассейнов». Этот байк-парк маловат. Здесь можно оттачивать комплекс одних и тех же упражнений, но развиваться как спортсмену невозможно, – говорит Александр. – И именно как спортсмен я мечтаю, чтобы у нас в республике проводились хотя бы показательные выступления велотрюкачей. У нас такие ребята есть! У каждого своя фишка, своё направление, а в целом, преданное служение велоспорту…

Ещё один фанат велосипеда, Александр Сенькин, – по-моему, единственный в Черкесске велоакробат. Родом он из Ессентуков, юрист по образованию, свободная птица – по призванию. Когда он стоя едет на раме своего велосипеда – окружающие замирают в восхищении: устремленный ввысь, Саша изящен, строен и чеканен, как ажурный узор из стали.

Источник — Фото автора

Именно велосипедной акробатикой Саша Сенькин занимается лет шесть-семь. Все эти полеты на раме, «ласточки» лицом и спиной к рулю и другие упражнения давались ему нелегко – любой вид спорта травматичен. Были и падения, и разбитые коленки, ушибы и синяки. Не было только страха. Видите ли, желание летать и чувство свободы всегда сильнее страха.

– Я называю это уличной велоакробатикой. Ну, или велогимнастикой, – улыбается Саша. – Нужно научиться владеть своим телом и велосипедом так, чтобы превратиться в единое целое, в своего рода велокентавра. Если человек настойчив и бесстрашен, велосипед подчиняется охотно и превращается в железного друга.

У Саши есть и свой метод работы с этим железным другом.

– Для полета на раме надо уметь балансировать, делать упор ногами и не торопиться, не разгонять велосипед. Нужно испытывать удовольствие, а не страх, – объясняет Саша. – А ещё важнее систематические тренировки. Например, в неделю я занимаюсь часов по четырнадцать, если учесть, что целый день работаю. Даже во время самоизоляции занимался. Единственное – появилась привычка натягивать маску в полёте.

Полеты на раме Саша выполняет где только может – была бы дорога ровная.

– Иногда подходят люди, спрашивают, выражают восхищение или желание научиться так же летать. Мне это, конечно, приятно, но и обществу тоже нужно. Если я увлеку велотрюками хоть одного человека, значит, не зря тренируюсь.

Один ученик у Саши уже точно есть – это его друг-приятель таджик Бахтиёр Ахмедов.

– Саша – хороший учитель, – улыбается Бахтиёр. – Он доступно объясняет и показывает. Благодаря Саше я уже научился делать «ласточку»…

Себя Александр Сенькин, впрочем, судит строго.

– У меня не много трюков, но я хочу отточить те, что знаю, – признается он. – Как говорил Брюс Ли, «я не боюсь того, кто изучает 10 000 различных ударов. Я боюсь того, кто изучает один удар 10 000 раз».

Знаете, я давно заметила: настоящий велосипедист – это довольно аналитичный, вдумчивый и при этом жизнерадостный, дружелюбный и законопослушный человек.

О законопослушности, уличной дисциплине и правилах общественного поведения говорят и два друга, которых, собственно, велосипед свёл и крепко подружил. Это врач-стоматолог и хирург республиканской стоматологической клиники Станислав Зубков и частный предприниматель Гарник Акопян, человек, по-хорошему помешанный на байках и велосипедах.

– В нашей велокомпании более ста человек, и у каждого из нас своё амплуа, своя тема, – говорит Гарник. – Одни крутят-вертят-прыгают на одном колесе, другие, как Саня Сенькин, летают на раме. Я люблю спуск с лестниц. Для нас главное – общение и драйв при полном соблюдении правил общественного движения и уважение к пешеходу и водителю.

– Бывает, что люди смотрят на нас с недоумением и даже жалостью – мол, бедные, только велосипед и имеют, – говорит Стас Зубков. – Машины у нас почти у каждого есть, но разве сравнить чувство напряга в машине и чувство свободы на велосипеде! К слову, у меня их два… У Гарника тоже несколько видов двухколесного транспорта.

Если ребята на что и жалуются – это не на косые взгляды самодовольного обывателя, а на отсутствие велодорожек.

– У нас довольно широкие тротуары в республике, полтора метра для велодорожек спокойно можно выделить. А то велосипедисту хоть по воздуху летай, – продолжает Гарник, и ребята одобрительно поддакивают и вскидывают большие пальцы. – Мы хотим, чтобы люди вылезли из автомобилей и перестали увеличивать количество пыли, шума, выхлопных газов, грохота. Так и хочется сказать: ребята, пересаживайтесь на велосипеды! Ради своего здоровья, ради здоровья окружающих, ради нашей общей природы! Ребята, сегодня быть на велосипеде – это значит быть в тренде!

Шахриза БОГАТЫРЕВА
Поделиться
в соцсетях
байк-парк велосипед КЧР ПКиО Зеленый остров Хобби Черкесск экстрим