День республики № 101 от 16.07.2020

Нравственный подвиг учителя

20 июля в 12:14
13 просмотров

Завершился региональный этап XV Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодёжью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя», который проводится Русской Православной Церковью и Министерством просвещения Российской Федерации при поддержке Администрации Президента Российской Федерации. Цель конкурса – укрепление взаимодействия церковных и светских систем образования через выявление и распространение лучших методик воспитания, обучения и внеучебной работы с детьми и молодёжью. В конкурсе могли принять участие представители всех типов существующих в России учебных заведений: педагоги общеобразовательных, православных школ, гимназий и лицеев, школ с этнокультурным компонентом, музыкальных школ и домов детского творчества, а также преподаватели институтов повышения квалификации учителей.

Как рассказал нам протоиерей Евгений Субтельный, благочинный Южного Карачаево-Черкесского округа,  член конкурсной комиссии, в этом году работ было подано немного, но они все были весьма высокого качества. «Высокая культура оформления, представленный профессионализм, высокая квалификация педагогов – все это не оставляет сомнений, что наши педагоги имеют полное право претендовать на самые высокие места во втором этапе. Искренне желаю всем победы и новых достижений», – отметил Субтельный.

Победителем в номинации «Лучшая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания молодёжи» стала  Аннета Штукина, учитель начальных классов СОШ №1 ст. Зеленчукской им В.П. Леонова, с программой «Уроки добротолюбия».

«Про моё учительство можно сказать словами великого Данте: «Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу», – рассказывает Аннета Николаевна. – Передо мной остро встали вопросы: «Куда идти?» и «Что делать?». С каждым днём я всё сильней понимала, что большинство наших детей очень холодны, безразличны и жестоки, хотят только удовольствий и не желают никакой ответственности. Ведь что мы сейчас имеем? Большинство молодых людей готовы уехать в любую страну, где хорошо. Никакого патриотизма! Если все уедут, кто будет поднимать Россию? Да они готовы поднимать, правда готовы. Создайте условия. Они не против! Они просто не хотят ничем жертвовать, терпеть и ждать. Им безразлично, какую страну поднимать, потому что им все страны в мире безразличны. Они поднимают свой уровень жизни, и только. Как же создать им те самые условия для патриотизма, как отогреть детские души, наполнить их смыслом, научить ребят делать добро, создавать условия к доброделанию? Это стало одной из главных задач моего учительства, наравне со знаниями. Я понимала, что двигаться надо поступательно. От малого к большому.  И тут мне попалось учебное пособие «Уроки добротолюбия», авторы: священник Алексей Мороз и педагог Т. Берсенева. Это стало отправной точкой в моих исканиях. Ребёнку необходимо с младшего школьного возраста на достойных примерах показать, что же такое зло и как трагичны его последствия. Только объяснить это надо так чётко, чтобы у ребёнка не было выбора между добром и злом, как нет у него дилеммы между вкусным и невкусным, любимым и нелюбимым. И делать это надо не на словах, а в конкретных делах, в которых ребёнок сам выступает главным сотрудником. Окончательно укрепили меня в правильности моего выбора слова великого педагога К. Ушинского, авторитет которого в педагогике непререкаем: «Христианское образование должно с ранних лет ложиться на душу человека как верный залог того, что он не собьётся с дороги, как верный якорь спасения в дни житейских бурь и тревог». Вторым шагом на пути к уверенности стало обучение на курсах ОПК при Свято-Троицкой Сергиевой лавре. Следующим этапом стали краткосрочные курсы в Академии повышения квалификации (АПК и ППРО) в г. Москве по курсу ОРКСЭ. Потом я стала трудиться над созданием своей программы «Уроки добротолюбия». Она основывается на трёх базовых ценностях: отечество, семья, традиции. Материал расположен по принципу: от известного и доступного к неизвестному и сложному, от увлекательного к серьёзному. Она имеет практическую направленность «покажи мне – и я запомню, дай мне это сделать – и это станет моим». Программа прошла апробацию, опыт работы обобщили на уровне образовательного учреждения, выпустили буклет. Но останавливаться на достигнутом нельзя. Далее я планирую продолжить работу по основным направлениям программы, создать творческий центр помощи детям при переходе в среднее звено».

Победителем в номинации «Лучшая методическая разработка по «Основам религиозных культур и светской этике» стала Марьям Созарукова, заместитель директора по воспитательной работе СОШ №11 им Н. Семенова с. Учкекен, с программой внеурочной  деятельности «Родник».

«С некоторых пор в  школах России  введён предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России», – рассказала нам Марьям Амировна. – На мой взгляд, этот предмет – настоящее сокровище для учреждений образования в плане возможностей для духовного и нравственного развития учащихся, формирования их мировоззрения. В связи с этим конкурс «За нравственный подвиг учителя», проводимый по инициативе Русской Православной Церкви совместно с Министерством просвещения Российской Федерации при поддержке Администрации Президента Российской Федерации, представляется мне чрезвычайно интересным. Мною была представлена программа внеурочной деятельности по «Основам духовно-нравственной культуры народов России» – «Родник». Программа была поддержана и рекомендована муфтиятом КЧР  и отделом образования администрации Малокарачаевского района.  Я очень благодарна за уникальную возможность представить на суд высокой комиссии собственный взгляд на обучение и воспитание через призму духовности, гуманизма и  толерантности, а также за высокую оценку моего скромного участия в региональном этапе конкурса».

Впереди новый этап конкурса, и мы надеемся на новые успехи наших учителей.

Ольга МИХАЙЛОВА
Поделиться
в соцсетях
Аннета Штукина воспитание детей всероссийский конкурс За нравственный подвиг учителя конкурс Марьям Созарукова Минпросвещения России педагоги Русская Православная Церковь учителя