«Я себя отношу к нормальным интеллигентам…»
Мы привыкли к тому, что наиболее полную, достоверную информацию о человеке может дать только официальная справка. Вот, к примеру, одна такая. Алимурат Абуюсупович Текеев – доктор медицинских наук, профессор, академик Международной академии информатизации, заслуженный врач РФ, обладатель международной премии ООН и золотой медали «За выдающиеся заслуги в области информатизации мирового сообщества»; удостоен высшего международного звания «Основоположник научного направления» и еще одной золотой медали ООН. Но все эти официальные награды и почетные звания не всегда способны дать полное представление о значении самой личности…
Наша газета уже писала о Текееве, но этот человек не перестает удивлять гранями своего таланта, и потому новые свидетельства, новые факты, документы и, наконец, юбилей этого человека вынуждают нас освежить старые и добавить новые мазки к его портрету.
Алимурат – выходец из большой многодетной семьи, все дети в свое время окончили престижные московские вузы. Так, например, его сестры Зарият и Луиза – московский мясо-молочный институт, брат Алисолтан – московскую академию управления, еще один брат, Руслан, безвременно ушедший из жизни, имел диплом столичного автодорожного вуза… Один Алимурат не сразу бросился покорять столицу. Сначала окончил с отличием Черкесское медицинское училище, затем подал документы сразу в два московских вуза – медицинский и институт прикладной технологии, благо на руках были аттестат и диплом об окончании училища. В итоге поступил в оба вуза.
Долго разрываться между ними не пришлось. Медицина взяла верх. Студент санитарно-гигиенического факультета Первого Московского медицинского института имени Сеченова сразу выделился из общей среды масштабностью и оригинальностью своего мышления, посему после окончания вуза ему предложил поступать в аспирантуру и взял в свою команду ученый с мировым именем – доктор медицинских наук А. Горшков. За кандидатской диссертацией «Медико-биологическое обоснование безотходной технологии переработки молока с использованием полисахаридов» последовала докторская на тему «Медико-биологические аспекты разработки и совершенствования технологий продуктов питания массового, диетического и лечебного назначения», над которой Текеев работал, уже будучи главным государственным врачом Карачаевского района. Правда, в определенный период пришлось пожертвовать и местом, и временем, поскольку без большой, хорошо оснащенной лаборатории, без редких и дорогостоящих реактивов (а все многочисленные опыты при работе как над кандидатской, так и докторской Текеев проводил самолично) никак было не обойтись, а значит, надо перебираться в Москву.
– Работа над докторской диссертацией потребовала освоения совершенно неожиданных для меня новых материалов, находящихся, на первый взгляд, далеко от моего исследования, к примеру, радиология, авиакосмическая медицина, но вместе с тем я понял их полезность и почувствовал настроение, в какой-то степени помогающее работать, – вспоминает Алимурат.
В итоге… из отзывов при защите докторской: «Впервые дано медико-биологическое обоснование новой безотходной технологии переработки молочного сырья с использованием полисахаридов.
При этом применен комплексный медико-биологический подход, суть которого заключается в том, что, кроме существующих в настоящее время гигиенических регламентов, обоснована целесообразность как определения показателей, учитывающих усвояемость и трансформацию белков организмов, так и проведения ряда биохимических и физико-химических исследований, позволяющих получить ценные сведения о биологической ценности исследуемых продуктов».
Непосвященному трудно понять, что такое безотходная технология, полисахариды и прочая-прочая. Скажу проще. Текеев предложил миру новые пищевые продукты специализированного назначения, которые прошли испытания на территории Чернобыльской АЭС и дали прекрасные результаты. Они были испытаны на больных онкологического центра, Института хирургии в Москве и также дали положительный эффект. Научная новизна решенных проблем подтверждена четырьмя патентами и четырьмя авторскими свидетельствами. Немаловажную, если не сказать ключевую, роль сыграл Алимурат Абуюсупович и в разработке пищевой смеси, рекомендованной Российским ожоговым центром Института хирургии для энтерального питания больных с тяжелыми термическими травмами. Разработки профессора внесли большой вклад в профилактику «болезней цивилизации» – атеросклероза, гипертонии, инфаркта, инсульта, диабета и так далее. Данные его работ использованы при разработке и утверждении нормативно-технической документации на 22 наименования пищевых продуктов. Кстати, основные положения докторской диссертации Текеева обсуждались на международных конференциях в Монреале, Копенгагене, Лондоне… Тема оказалась настолько интересной и перспективной, что в ее русле можно было сделать не одно конкретное исследование, и этим не преминули воспользоваться его последователи. Благодаря исследованиям Алимурата и его непосредственной помощи были защищены четыре докторских и восемь кандидатских диссертаций.
Вроде дальше и выше, как говорится, некуда, но профессор, как покажет время, полон идей и энергии, достаточной для их воплощения. С огромной пользой для себя он принимает участие в международных конференциях в Англии, Канаде, Дании, Италии, его научные разработки вызывают интерес у ученых по всему миру.
– Из него мог бы выйти хороший политик, если бы этому не мешали его органическое благородство, прямота, неприятие какой-либо корысти, подхалимажа и так далее, – говорят про Алимурата его друзья, которые не раз уговаривали его баллотироваться в законодательные собрания, на что он отвечает весьма оригинально: «Лучше Егора Гайдара в свое время, наверное, никто не смог бы сформулировать: «Нормальный интеллигент, способный к рефлексии, из авторитарной иерархии выбраковывается сразу. Максимум, чего он может добиться с большими стараниями и моральными издержками, – стать советником и бороться за то, чтобы вложить в уста вождю какую-нибудь хорошую фразу». В свете сказанного себя отношу к нормальным интеллигентам…»
– У Текеева разум исследователя, а натура художника, – уверяют коллеги. Мне же довелось стать свидетелем, как взбунтовалась натура моего друга – да-да, именно так, поскольку нас связывает многолетняя дружба еще с тех времен, когда мы оба были студентами медучилища – против интерпретации конкретных исторических фактов, а именно истории и авторства изготовления кефира (гыпы айрана).
– История с похищением русской девушки, пытавшейся выведать рецепт изготовления молочного напитка (айрана) у карачаевского князя Бекмурзы Байчорова, растиражирована настолько, что ее не знает только ленивый. Причем трактуется по-разному. Бекмурзу называют то грузинским, то осетинским, то черкесским князем… А между тем это вовсе не художественная проза, а подлинная бытность, причем документальная, – рассказывает Алимурат. – Начну с того, что Бекмурза Байчоров, который подарил десять фунтов кефирных грибков русскому ученому Ирине Сахаровой, той самой девушке, является моим прадедушкой по материнской линии. А айран – изобретение карачаевцев, которые его изготавливали и употребляли веками. Во избежание всяких кривотолков, причудливых фантазий, неутихающих споров вокруг сего исторического факта, на которые так богато наше время, я решил подать заявку на получение патента на изобретение айрана. Не корысти ради или дабы потешить свое самолюбие, просто, по моему глубокому убеждению, статус любого древнего народа обязывает его представителей ко многому: возрождать прекрасные традиции и обычаи своего народа, духовную и материальную культуру, делать все возможное, чтобы они не исчезли с лица земли. Кому в голову придет претендовать на бренды «осетинские пироги», «русская баня», «черкесская либжа» и так далее? Вот я и решил запатентовать карачаевский айран, чтобы все знали, откуда, как, кто явил его миру.
Российское агентство по патентам и товарным знакам отказало Текееву в выдаче патента в связи с тем, что 27 января 1997 года айран и кефир были уже запатентованы неким А. Федосеевым. Выяснилось также, что, кроме того, патентообладателем является и одна известная австрийская корпорация.
Текеев не сдался. Он дотошно изучил зарегистрированный способ приготовления айрана и нашел серьезные просчеты, ошибки в технологии изготовления и в бактериологическом составе напитка. Специалисты агентства признали научную ошибку, допущенную Федосеевым, принципиальной и аннулировали существующий патент.
Человек, который упрямо или, вернее, упорно добивается поставленной цели, рано или поздно находит пути к ее осуществлению. В декабре 2001 года Алимурат Абуюсупович подал заявку на получение трех патентов: «Способ производства кисло-молочного напитка «айран карачаевский», «Способ получения кисло-молочного напитка «айран», «Способ получения кисло-молочного напитка «айран» (варианты) и кисло-молочный напиток «айран», полученный этим способом». Позже Текеев станет и обладателем патента на изобретение «Способ производства кефира».
– Благодаря патриотизму и высокой научной квалификации Текеева – не скажу, что он был первым, кто поднял этот вопрос, но он оказался первым, кто последовательно и фундаментально отстоял наше самоочевидное достояние – народ в 2002 году приобрел оберег в виде патента для своего, безо всякого преувеличения, животворного напитка – айрана, – говорил при жизни кандидат исторических наук Измаил Байрамуков. – Преимущество запатентованного им способа в том, что он позволяет изготовлять именно тот напиток, который веками делали наши предки…
Почивать на лаврах Текееву не приходится. Он много работает – продолжает исследования, преподает в КЧГУ. И самое время спросить: «Что отличает нынешнее студенчество от студенчества нашего времени?»
– Проще сказать, что общего. Молодость. Любое учебное заведение в чем-то модель самого общества. Нынешние студенты менее воспитанны. Многие имеют возможность получить искомое высшее образование при наличии платного, не имея к этому никаких способностей и никакого предрасположения, но в КЧГУ, к счастью, усердия требуют от всех без исключения. Да и грех не воспользоваться возможностями получить, пополнить знания в университете, который реализует самые современные технологии, признанные в России, ЮНЕСКО и может составить конкуренцию многим прославленным вузам страны.
– Я знаю, что тебя в последнее время с завидной регулярностью осаждают иностранные журналисты.
– Приезжали журналисты старейшей японской телекомпании «Эн-Ти-Ви», живо интересующиеся целебными свойствами айрана и кефира. Очень позитивный народ. Выслушав и записав с необыкновенной дотошностью историю и способы изготовления гыпы айрана, резюмировали: «Сложное легче придумать, чем простое». Пообщавшись с японцами, поймешь, почему Япония – страна без каких-либо особых ресурсов – впереди планеты всей. Потому что они тщательно, скрупулезно со всего мира собирают новейшие и древнейшие уникальные технологии и внедряют их у себя. С неделю гостили у нас журналисты нидерландской телекомпании КРО, снимая фильм о природе КЧР, о чудодейственном гыпы айране… Каждый раз, когда собираюсь в столицу, везу с собой закваску для айрана московским друзьям-журналистам.
– Что помогает всегда быть в форме при столь напряженном ритме жизни?
– Постоянные поездки в родительский дом, в котором сейчас живет моя старшая сестра с семьей. Я вырос в ауле Верхняя Теберда, где было много доброты и любви, где не было места равнодушию, душевной глухоте, черствости. Где нас учили тому, что добро нужно делать где только и кому только возможно, и что все – учиться, работать, творить – надо делать чистыми руками.
Я очень много читаю. Сейчас не модно цитировать Горького, но как не вспомнить: «Всем хорошим я обязан книге»?! Люблю перечитывать классику, это непреходящие ценности – Пушкин, Лермонтов, Достоевский, Лев Толстой, О. Генри, Фейхтвангер, Андре Моруа, Нодар Думбадзе… Сейчас тянет к исторической литературе, к колориту прошлых лет, если можно так выразиться. Это «Записки генерала Ермолова», который был наместником царя на Кавказе, где и записывал свои наблюдения, книги дагестанских писателей о Шамиле. Очень люблю бывать высоко в горах, вбирая в себя золотистые горные закаты и смолистые запахи леса, который еще не узнал губительной руки человека…
Слушаю Алимурата, а мысль моя блуждает банальным путем – в этой семье и дети должны идти по стопам отца. Оказывается, не совсем так. Единственная дочь Луиза – самый младший ребенок в семье – окончила факультет социологии в МГУ, стажировалась по специальности в Лондоне, средний сын Расул окончил экономический факультет МГУ, затем Европейскую школу бизнеса в Лондоне, в данный момент сотрудник московского филиала швейцарского банка UBS. Зато старший сын Борис окончил с отличием тот же медицинский вуз в Москве, что и отец, после стажировки в Америке его приняли на работу в центральную клиническую больницу при Управлении делами Президента РФ врачом лучевой диагностики. Как и отец, Борис проявляет творческую смелость, и идеи молодого ученого уже обсуждались на высоком научном уровне в Вене, Лондоне, Америке…
Естественное, талантливое продолжение, которому хочется пожелать лишь одного: «Чтобы вашему роду не было переводу!»
{{commentsCount}}
Комментариев нет