День республики № 102-103 от 18.07.2020

В объективе – жизнь

22 июля в 09:45
24 просмотра
Источник — Фото автора

Многие мои коллеги согласятся, что, наверное, нет в журналистском сообществе нашей республики человека, который хотя бы раз в жизни не пересекался в процессе своей творческой деятельности с одним из представителей старшего поколения творческой интеллигенции – мудрым, добрым, внимательным, некогда одним из лучших фотокорреспондентов нашего региона, заслуженным работником культуры КЧР, членом Союза журналистов России, известным своим мастерством не только в Карачаево-Черкесии, но и за ее пределами, Назиром Идрисовым. Более сорока лет он посвятил профессии, о которой никогда не мечтал, но которая стала смыслом всей его жизни…

Назир родился июльским днем сорокового года в селе Николо-Александровском Левокумского района Ставропольского края. Когда мальчику исполнилось три года, волей судьбы его отец Джугунус с матерью Хаджат вынуждены были переехать в аул Кош-Хабль – на родину хранительницы очага Идрисовых. В первый класс Назир пошел именно там. А поскольку в Кош-Хабле была семилетка, продолжить образование пришлось в паре километров от места, где он жил, – в школе аула Малый Зеленчук.

Школьные годы закончились, а друзья остались. С одним из них, Туркбием Кантемировым, в 1959 году Назир отправился в Ставрополь постигать азы товаропроизводства и продаж, поступив в Ставропольский кооперативный техникум. С ним же, как вспоминает мой герой, по комсомольской путевке они окончили шестимесячные курсы продавцов. А первой в трудовой книжке по возвращении домой Назира стала запись «рабочий ремонтно-технической станции (РТС) в а. Малый Зеленчук Хабезского района»…

После службы в армии Назир устроился рабочим подсосной фермы в родном колхозе «Путь Ильича». Но продолжал искать себя, свое место в жизни. Говорят: «Век живи, век учись», вот и Назир постоянно учился, овладевал все новыми знаниями. Так, после краткосрочных курсов и бесед с руководством колхоза в 1963 году он был назначен заведующим клубом аула Малый Зеленчук. Но и здесь творческая и непоседливая натура Идрисова не успокоилась. Заочно окончив в 1968 году Карачаево-Черкесский педагогический институт, Назир с дипломом специалиста – учителя русского языка и литературы приехал в Черкесск.

Хорошо зная характер своего друга, его любознательность и желание знать все обо всем, Туркби Кантемиров уговорил Назира попробовать себя в журналистике. Сам Туркби на тот момент работал в редакции черкесской газеты «Ленин нур» («Ленинский луч»). Так Идрисов попал в дружный, сплоченный коллектив «Ленин нур». В то время главным редактором этой газеты был Кучук Шурдумов, а сельхозотделом, куда определили Назира младшим сотрудником, руководил Джагафар Дауров. Встретили и приняли Идрисова вполне благожелательно.

– Был такой момент, когда я вошел в кабинет главного редактора газеты, он меня спросил, писал ли я когда-либо заметки или статьи в газетном стиле, – вспоминает Назир. – На что откровенно и честно я ответил, что никогда, но хотел бы попробоваться в этой сфере, тем более что отлично знаю черкесскую грамматику и литературный язык. Тут он как-то смутился и задумался. Но потом вдруг громко сказал, что за честность и искренность дает мне шанс себя проявить. Кучук Аминович был очень уравновешенным и крайне прагматичным человеком, поэтому мне вслед добавил: «Журналистика не терпит неискренности, лицемерия и бездушия. Наши читатели сразу поймут, если не будешь справляться. Но всегда есть выход…»

Назир Идрисов с теплотой вспоминает старших своих коллег, которые помогали ему делать первые шаги в журналистике: это Хусин Гашоков, Исмаил Богатырев, Шагабан Мамхягов, Рамазан Хахандуков, Хабас Братов. Люди из поколения тяжелого довоенного, военного и послевоенного времени, те, которые благодаря своему мужеству, стойкости, кавказской мудрости и горской ментальности успешно прошли все этапы становления советской журналистики на своей малой родине.

Со временем Назир Джугунусович понял, что его увлекает фотография, и решил переквалифицироваться в фотокорреспондента: писал небольшие очерки, сопровождая их фотографиями. До 2003 года с газетных страниц «Ленин нур» глядели его герои: труженики полей, животноводы, врачи, учителя – все, о ком рассказывали журналисты. Он запечатлел тысячи и тысячи событий, и его снимки хранятся в самых разных архивах и хранилищах. А сколько фото хранится в личном архиве самого Назира! Настоящий мастер фотографии мог похвастать своим умением точно передавать характер, образ жизни, настроение своего героя на страницах разных газет, выходящих как в нашей республике, так и в соседних регионах.

35 лет Назир проработал в газете «Ленин нур», оттуда его проводили на заслуженный отдых. Но газетная братия не спешила с ним расставаться везде нужны умелые руки. Его попросили поработать в «Ногай давысы».

В газете «Ногай давысы» Назир отметил и свой 65-летний юбилей, и 75-летие. А вот свой 80-летний юбилей, который он отметил в эти дни, встретил в кругу большой и дружной семьи. Кстати, у него прекрасная семья: два сына, Арсен и Анур, снохи и четверо внуков. К сожалению, его добрейшая супруга Галина Муталибовна, преданная и заботливая хранительница домашнего очага, ушла из жизни в 1992 году. На плечи Назира Джугунусовича легли все заботы и хлопоты о семье.

Но, несмотря на боль утраты, осиротевшее сердце мужчины не очерствело, а все так же открыто для людей, жизни, юмора. Уже много лет мой герой собирает интересные и смешные случаи из жизни. И восемь лет назад Назир Идрисов выпустил небольшой сборник на черкесском языке, куда вошли сотни шуточных историй и фраз. Книга предназначена широкому кругу читателей – любителей юмора.

– Вы думаете, я преспокойно сижу и отдыхаю? – улыбаясь, обратился ко мне с вопросом Назир Джугунусович. – Отнюдь… У меня много дел: за огородом присмотреть, в мастерскую сына наведаться, ведь я практически постоянно там бываю – принимаю заказы на ремонт всякого домашнего оборудования. Ну, и с друзьями надо бы встретиться, узнать, что нового в жизни происходит. Вы, вероятно, не знаете, что самые интересные и важные новости узнаются либо в нашем центральном городском сквере, либо в кругу старых, добрых друзей. Кстати, и самые яркие шутки рождаются именно там.

По секрету он мне рассказал, что скоро выйдет в свет еще один его сборник юморесок. В этом ему помогают его друзья, родные, бывшие коллеги. Что касается его друзей, то они очень тепло отзываются о Назире. Говорят, что он преданный друг, отличный товарищ, честный, порядочный человек.

– Назир, как никто другой, знает цену мужской дружбе, – рассказывает Туркби Кантемиров, с которым у Назира с детства, со школьной скамьи, прекрасные дружеские отношения. – Как ни странно, но Назира нельзя не услышать, не понять, ему со всеми легко. Он может найти общий язык даже с самым неразговорчивым человеком. Никогда не пасовал и по сей день не опускает голову перед любой проблемой. Его юмор самый чистый, самый добрый. Поэтому я уверен, что этот человек – счастливый. На протяжении всей жизни он занимался только тем, что ему искренне нравилось, он просто влюбился в искусство фотографии…

За свои труды фотокорреспондент Идрисов был удостоен своей главной награды – ему было присвоено почетное звание «Заслуженный работник культуры КЧР». Это помимо многочисленных грамот и дипломов, которые бережно хранятся в семейном архиве вместе с его несметным богатством – огромной кипой фотографий. Его личный архив – это целая эпоха, история, которая, может быть, когда-нибудь найдет свое место на выставочных стендах и в музеях…

В нашей газете «День республики» так повелось, что у каждого журналиста есть возможность попробовать себя и в качестве фотокорреспондента. Я тоже нередко беру в руки редакционный фотоаппарат. Пользуясь таким прекрасным случаем – встречей с одним из самых известных фотокорреспондентов в Карачаево-Черкессии, я попросила провести мастер-класс. На что мой герой ответил:

– Я начинал работать на старом фотоаппарате «Зенит». Делал черно-белые фотографии, которые надо было быстро и качественно напечатать, а прежде проявить пленку. И не дай Бог сорвать съемку! Расфокус или размытость снимка карались строгим предупреждением руководства, а то и штрафом. Сейчас техника шагнула далеко вперед, и все гораздо проще, если знать технику кадрирования, если глаз наметан, а главное, если есть желание. Миллионы людей имеют фотоаппараты, однако фотомастером может стать не каждый. Нужны терпение и трудолюбие, только тогда можно добиться цели – стать настоящим фотомастером нашего весьма интересного, порой непостоянного и многоликого мира – мира людей…

Светлана КИЛБА
Поделиться
в соцсетях
биография журналисты заслуженный работник культуры КЧР КЧР люди Назир Идрисов СМИ судьба человека фотограф фотокорреспондент юбилей