Возвращаемся в офис
Наша республика постепенно выходит из карантина. За более чем три месяца мы научились тщательно мыть руки, шить маски, учиться и работать дистанционно, а также устраивать вечеринки с друзьями онлайн. При этом те, кто не смог перевестись на «удаленку», в лучшем случае ушли в неоплачиваемый отпуск, в худшем – попали под сокращение.
Длительная самоизоляция для жителей нашей республики прошла по-разному, но все же тех, для кого привычный ритм жизни не изменился, среди моих друзей и знакомых оказалось меньшинство. А большинство жили эти месяцы совсем другой жизнью: одни работали удаленно, другие находились в отпуске за свой счет, третьи ходили на работу по сокращенному графику.
И вот что интересно, все они, как один, говорили вначале, что ограничения им надоели и карантин измотал, желания работать из дома нет никакого – скорей бы уже на работу, и желательно на полный рабочий день.
Однако, как только конец карантина забрезжил на горизонте, настрой этих же людей кардинально поменялся. Теперь они единодушно стали заявлять, что отменять режим самоизоляции рано и не представляют, как смогут приступить к работе после такого долгого откладывания всего и вся на потом.
– Весь карантин я работала в режиме «неделю на работе, неделю дома», но, учитывая выходные и праздники, что после пяти рабочих дней идут 9, а то и 10 выходных, меня расслабило невероятно. И хотя я три месяца работала на полставки и денег получала меньше, возвращаться на полную ставку морально не готова. На работе планируют вернуться к привычному режиму уже с 20 июля, и я подумываю о том, чтобы попробовать продолжить работу на полставки до конца лета, – говорит одна из моих подруг.
Другая знакомая весь карантин работала полный день на «удаленке» и вошла во вкус.
– Я за рабочий день успеваю и всю обычную работу сделать, и обед приготовить, и в квартире убрать, и с ребенком пообщаться. А что самое главное – я, наконец-то, впервые за многие годы начала высыпаться. Может, кто-то и соскучился по офису и коллегам, а я буду этот карантин вспоминать как самые счастливые три месяца в моей жизни, – говорит она.
Потребуется адаптация
– Мнение о том, что на карантине сотрудники отдыхали и теперь с новыми силами возьмутся за работу, в корне неверно, – говорит психолог с 10-летним стажем Зухра Токова. Более того, после такого «отдыха» большинству сотрудников потребуется определенное время на адаптацию, как минимум – недели две.
– Многим знакомо послеотпускное нежелание приступать к работе, и это после того, как люди действительно отдыхали, отключались от работы и получали в отпуске позитивные эмоции и впечатления. А в сегодняшней ситуации ни о каком отдыхе даже речь не идет, люди были заперты в четырех стенах, новые впечатления в виде хобби, онлайн-экскурсий обеспечили себе единицы, а большинство сидели у экранов телевизоров и компьютеров, бездельничая и подпитываясь негативными новостями, – говорит психолог.
По мнению Токовой, в нынешней ситуации было бы неплохо, если бы работодатели пошли навстречу сотрудникам и предложили им вливаться в рабочий ритм постепенно. Формы адаптационного периода могут быть разные, как сокращенный рабочий день в первую неделю, так и возможность свободного графика или разрешение пару дней в первую неделю поработать удаленно.
– Думающий работодатель обязательно пойдет навстречу, поскольку прекрасно понимает, что такие меры пойдут рабочему процессу только на пользу, – говорит психолог.
Если все же надо идти
Как бы ни было морально и даже физически тяжело подниматься с насиженного за эти месяцы места, на работу идти рано или поздно придется. Выход на работу после длительного режима самоизоляции должен быть поэтапным, это поможет снизить риск заражения коронавирусом нового типа. При этом работодателям стоит проверять температуру у работников, снабжать их средствами индивидуальной защиты и регулярно проводить уборку в помещениях.
– Можно ссылаться на опыт, который есть у каждого человека: работающий человек когда-нибудь ходил в отпуск. Да, никогда не было такой длительной изоляции, сейчас это как бы новое, но опыт выхода на работу после длительного отдыха есть. И для того, чтобы сделать это более-менее безболезненно, помогут советы, которыми мы обычно пользуемся, выходя на рабочее место после отпуска или затяжных новогодних каникул, – говорит Зухра Токова.
По ее словам, выход на работу все равно будет сопровождаться стрессом для человека. Для того, чтобы настроить сотрудников на выход из режима самоизоляции, нужно сначала провести серию онлайн-собраний со своими работниками, чтобы почувствовать атмосферу во всем коллективе.
Поэтапный выход
Психолог считает, что на работу стоит выходить поэтапно, это поможет избежать массовых скоплений сотрудников и снизить риски заражений в офисе.
– План выхода сотрудников в офис стоит продумать заранее: желательно не выводить всех из самоизоляции одновременно, а продумать поэтапный выход. Сначала можно вывести руководящий состав, далее сотрудников по группам, не всех сразу. Разница между этапами может быть минимальной – в один день, но при таком раскладе каждая следующая группа будет сразу вливаться в рабочий процесс, – говорит Зухра Токова.
Она добавила, что, появившись в офисе, сотрудники, соскучившись друг по другу, будут много общаться между собой. И стоит продумать организацию встреч, на которых сначала будет возможность обменяться эмоциями, впечатлениями от жизни и работы на карантине, а потом плавно перейти к обсуждению рабочих задач. При этом работодатели не должны терять бдительность и должны контролировать ситуацию со здоровьем сотрудников.
– Рекомендуется измерять температуру сотрудников и гостей офиса на входе и фиксировать показания в журнале. Кроме того, необходимо закупить медицинские маски, перчатки, антисептики и обеззараживатели воздуха. Хотя эти меры и не гарантируют стопроцентную безопасность коллектива, психологически сотрудники будут чувствовать себя комфортнее, понимая, что работодатель делает все возможное, чтобы нивелировать риски. Помимо этого, стоит чаще проводить уборку помещений, обработку поверхностей и информировать об этом сотрудников. На входе в кабинеты можно повесить графики, где будет отмечаться, когда проводилась последняя уборка, – добавила психолог.
По словам Токовой, сотрудникам стоит напоминать о необходимости соблюдения гигиены и мер предосторожности и о необходимости оставаться дома и при первом проявлении любых симптомов простуды вызвать врача, а не совершать трудовые подвиги с риском заразить коллег.
– Социологи правы, когда говорят, что мы будем делить время на «до карантина» и «после карантина». У очень многих людей жизнь «после карантина» изменится. У кого-то это произойдет вынужденно – вследствие увольнения или ликвидации фирмы, кто-то пересмотрит свои жизненные приоритеты: решит сменить работу сам, уйти окончательно на «удаленку» или в совершенно иную сферу деятельности. Думаю, что большинство из нас за месяцы изоляции многое переосмыслили и в своей личной жизни, и в том, что происходит в обществе, глобально. Изменения ждут всех нас. И то, насколько быстро мы приспособимся к ним, зависит прежде всего от нашей готовности принять эти новые условия жизни, – добавила психолог.
Безусловно, пандемия стала настоящим испытанием для людей. Страх неопределенности заставлял нас всех пребывать в режиме постоянного стресса, а это сильно сказывается на психике. По-хорошему, нам бы массово выехать на курорты, приводить в порядок изрядно «потекшую крышу», но… нужно возвращаться на работу!
{{commentsCount}}
Комментариев нет