Его жизнь – музыка
На днях нашему замечательному земляку, известному композитору Аслану Алиевичу Даурову исполнилось бы 80 лет. Он прожил до обидного мало – всего лишь 59 лет. И за эти годы он так и не обзавелся хорошим домом, престижной автомашиной. После его смерти в его архиве мы нашли сберегательную книжку, где было всего 105 рублей 23 копейки. Всю свою жизнь он отдал музыке, оставив достойный след в музыкальной культуре не только Карачаево-Черкесии, Северного Кавказа, но и России и мира. Потому его имя, имя лауреата Государственной премии России, заслуженного деятеля искусств России, имя автора гимна Карачаево-Черкесии и гимна Международной черкесской ассоциации, присвоено республиканскому колледжу культуры и искусств, который он возглавлял более десяти лет и в котором в 2008 году был открыт музей Аслана Даурова. Ему поставлены памятники в родном ауле Хабез, в городе Черкесске…
Аслан Алиевич был удивительно яркой, талантливой, многогранной личностью – композитор, дирижер, музыковед, педагог. Его самые лучшие музыкальные произведения изданы двухтомником «Пой, Кавказ». И это прекрасное издание получило высокую оценку и в Союзе композиторов России, и в Российской академии музыки имени Гнесиных, и во Всероссийском музейном объединении музыкальной культуры им. М. И. Глинки… Двухтомник раскрывает перед нами многогранный талант Даурова.
«Я дирижировал Лондонским симфоническим оркестром, – вспоминал дирижер мирового уровня Юрий Темирканов. – И чтобы узнать, как отнесутся лондонские любители музыки к творчеству известного композитора Аслана Даурова, включил в репертуар некоторые его произведения. Во время исполнения я следил за залом. И я почувствовал магическую силу музыки адыгского композитора. После окончания весь зал встал и стоя аплодировал. Я слышал много аплодисментов, но такие бурные овации – в первый раз. Я был рад и горд, что музыка нашего земляка стала частью мировой культуры. Потом я смело начал включать произведения Даурова в программу концерта и в других странах».
Как-то я побывал в Иордании. Когда мы туда прилетели, оказалось, нас поджидали люди, которые знали, что мы из Карачаево-Черкесии, и спрашивали, нет ли у нас записи музыки Аслана Даурова. У нас оказалась кассета, которую мы с удовольствием им передали. Что нас удивило, так это то, что за сутки все любители музыки переписали кассету и, как нам сообщили, поделились записью с родственниками из Сирии, Германии и Америки…
Аслан Дауров был знаком со многими известными композиторами России: с кем-то он дружил, с кем-то его связывали деловые отношения. И все, кто знал нашего земляка, отзываются о нем с большой теплотой, говоря о нем как о великолепном профессионале и замечательном человеке.
Когда мы с Юрием Шидовым решили написать книгу об Аслане, я поехал в Москву, чтобы собрать для нее необходимый материал. И мне посчастливилось встретиться с великими композиторами нашего времени – Тихоном Хренниковым и Александрой Пахмутовой.
В Союзе композиторов мне сразу сказали, что встретиться с ними невозможно – Хренников болеет, а Пахмутова на даче. Но, узнав о цели моего визита, никто из этих известных людей не остался безучастным.
«Аслан мне очень близкий человек, – рассказал при встрече Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии, лауреат Ленинской премии, народный артист СССР Тихон Хренников. – Мы познакомились, когда он был студентом, и дружили до конца его жизни, хотя он годился мне в сыновья. Чтобы дать характеристику его творчеству, несколькими фразами не обойтись. Но я скажу одно: он был одним из талантливейших композиторов нашего времени. Я до сих пор восхищаюсь его музыкой. Понимаете, когда мне плохо, достаю его записи, слушаю, помогает…
Как-то по московскому радио прозвучали его три черкесские песни. И сразу мне звонит председатель Союза композиторов Георгий Свиридов и спрашивает:
– Ты слышал песни нашего студента по радио?
– Да, слушал, душевная музыка, мне понравилась.
– А-а, слушал, понравилась, тогда иди сразу в Союз.
Когда я пришел в его кабинет, там уже сидели все члены правления и студент Аслан Дауров.
– Ага, раз пришел наш уважаемый Николаевич, давайте начнем, – сказал он и предложил обсудить музыку Аслана.
Все высказались положительно, и тогда Свиридов неожиданно предложил принять Даурова сразу в Союз композиторов СССР. За один день, без всякой подготовки, чтобы композитора, да еще студента, принимали в Союз, такого в истории нашего государства еще не было!
Но когда появились новые произведения Аслана, такие как «Черкесская рапсодия», «Исламей», «Пять горских песен», мы поняли, что Свиридов предугадал талант молодого композитора. И мы, старшее поколение, всегда восхищались музыкой Аслана Даурова. Вот почему единогласно голосовали за большие государственные награды, которые он получил. Это и есть наша оценка его творчества.
А как человек Аслан был добрым, порядочным, внимательным. Никогда не забывал поздравлять с праздниками, с днем рождения…»
А вот что рассказала Герой Социалистического Труда, лауреат двух Государственных премий СССР, народная артистка СССР Александра Пахмутова:
«Мы познакомились с Асланом Дауровым перед декадой культуры и искусств Карачаево-Черкесии. Он и его музыка мне понравились. И я постаралась включить его произведения во все концертные программы декады. Так на этих концертах в Москве впервые узнали нового композитора Аслана Даурова.
После этого на всю жизнь Аслан стал нашим семейным другом. Не раз мы с мужем, Добронравовым, приезжали в Черкесск, и Аслан всегда встречал нас как родных. В один из таких приездов Николай посвятил свое стихотворение городу Черкесску, а Аслан сразу же написал музыку, и при нас хор радио спел эту песню. И эта песня для нас как память о веселом, добродушном человеке, талантливом композиторе.
Прошли годы, и талант нашего Асланчика, так мы его всегда называли, проявился в его замечательных песнях, симфонических, оркестровых, камерных произведениях, которые стали исполнять известные певцы, оркестры. Эти произведения зазвучали на пленумах, съездах Союза композиторов.
Мы с ним входили в рабочие органы Союза, часто обменивались мнениями по поводу тех или иных музыкальных проблем, выступали в печати, и это еще больше укрепило нашу дружбу. И когда я приезжала в Черкесск – это был большой праздник для нас, мы давали совместные концерты в школах.
О его музыке много сказано, много написано. И сколько бы еще ни написали, до конца не передать чувств человека, который слушает его музыку. Она благоухает, как прекрасные розы, она как глоток свежего воздуха в зной. Сердечным теплом она вдохновляет человека на добрые дела».
Свое отношение к творчеству Аслана Даурова высказали и другие известные композиторы: Никита Богословский, Мурад Кажлаев, Ширвани Чалаев, Всеволод Задерацкий, Хасан Карданов, Джабраиль Хаупа, Каплан Туко и другие. И чтобы сохранить память об Аслане Даурове, их мнения мы с Юрием Шидовым включили в книгу «Аслан Дауров. Оборванные струны сердца». К слову, эта книга получила премию Главы КЧР в области литературы и искусств за 2014 год.
В конце этой статьи я хочу от имени рода Дауровых поблагодарить всех, кто так или иначе причастен к сохранению памяти об Аслане. Особенно мы признательны тем отзывчивым людям, которые к юбилею Аслана Даурова решили привести в порядок памятник композитору в Черкесске. И не просто решили, но и безвозмездно претворили эту замечательную инициативу в жизнь. Это неравнодушные люди разных возрастов и профессий: Иналь Гашоков, Ирина Гергова, Ахмат Батруков, Хасин Тамбиев, Индрис Кябишев, Алий Махов, Александр Дышеков, Дана и Иналь Дауровы, Алексей Багаев. Всем – огромное спасибо и пожелание успехов во всех делах!
{{commentsCount}}
Комментариев нет