Мир без конфликтов
На прошлой неделе в Черкесске прошел семинар для государственных и муниципальных служащих по проблемам реализации государственной национальной политики в субъектах Российской Федерации. Организаторами выступили ФАДН и МГУ им. М. В. Ломоносова при содействии Министерства КЧР по делам национальностей, массовым коммуникациям и печати. В семинаре, который проходил на базе Северо-Кавказской государственной академии, участвовали около 150 госслужащих, представителей общественных объединений, работающих в сфере национальной политики. Участники обсудили вопросы использования государственной информационной системы мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, раннего предупреждения конфликтных ситуаций и пути их разрешения.
Черкесск не случайно стал местом проведения окружного семинара, здесь накоплен хороший опыт решения возникающих проблем, сотрудничества власти этнокультурных организаций и экспертов. Об этом сказал, открывая трехдневное мероприятие, председатель комиссии Общественной палаты РФ по гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений, член президиума Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям Владимир Зорин. По его словам, такие семинары до конца года пройдут во всех федеральных округах. «Для нашей страны с ее тысячелетней историей вопросы межнационального мира и согласия всегда были важнейшим вопросом внутренней политики. В этой связи необходима регулярная масштабная работа по устранению пробелов в компетенциях госслужащих, отражающихся на эффективности государственной национальной политики. Целью обучающих семинаров является системная работа по расширению знаний и компетенций специалистов, участвующих в реализации государственной национальной политики, миграционной политики, государственных и религиозных отношений», – отметил в заключение выступления Зорин.
Начальник департамента по вопросам внутренней политики аппарата полномочного представителя Президента РФ в СКФО Владимир Глущенко и заместитель председателя Правительства КЧР Джанибек Суюнов отметили важность обсуждаемой темы и пожелали участникам совещания плодотворной работы.
«Федеральное агентство по делам национальностей (ФАДН) со своей стороны готово оказывать методическую помощь субъектам, работать в тесном контакте», – отметил заместитель главы ведомства Михаил Мишин. Он прочитал собравшимся содержательную лекцию на тему: «О практике использования государственной информационной системы мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций».
Он рассказал, что в кризисных ситуациях особую роль играют представители государственной власти, ответственные за взаимодействие со СМИ. В условиях современного цифрового общества, характеризующегося всеобщим доступом к информационным ресурсам, кризис часто приводит к объединению многочисленных информационных потоков в «идеальный шторм», который не только препятствует реализации антикризисных мер, но и может привести к утере контроля над ситуацией.
С учётом этого обстоятельства перед официальным спикером стоит нетривиальная задача укрощения «идеального шторма», умение направить информационные потоки в конструктивное русло.
Если рассматривать кризис с точки зрения присутствия в информационном пространстве, то в числе его основных признаков можно назвать внезапность, дефицит информации, эскалацию событий, ощущение временной утраты контроля над ситуацией при постоянном нахождении кризиса в фокусе внимания СМИ, возможное подключение к ситуации экстремистских групп, нарастание ажиотажа.
В дополнение к этим признакам этнические кризисы обладают особой спецификой. Если черпать информацию о том или ином кризисе из СМИ, может сложиться впечатление, что он возник спонтанно, буквально из ничего, «соткавшись из воздуха».
За таким кризисом бывает трудно распознать причинно-следственную связь фактов и событий. Неосторожное слово, мелкий бытовой конфликт, спор, преступление ли степени и последующая репрезентация этих событий в информационном пространстве могут быстро приобрести этническую окраску и в результате привести к волнениям, митингам, возможно, к актам насилия, и в итоге – к дестабилизации. Восприятие СМИ остроты кризисной ситуации влияет на отношение и поведение людей, следовательно, на то, как быстро и эффективно кризисная ситуация будет урегулирована.
По мере развития кризиса происходит быстрый рост количества интерпретаций в СМИ, что приводит к стремительной накрутке информационной спирали. В результате формируется токсичная информационная среда, и начинает подпитывать эскалацию кризиса. Таким образом, особую значимость приобретает оздоровление информационного пространства, отметил Михаил Мишин.
В условиях кризиса наиболее ценные и дефицитные ресурсы – время и информация. Поэтому принципиально важно уметь профессионально ими распорядиться. Типичной ошибкой является длительное молчание официального органа государственной власти. С одной стороны, молчание можно объяснить стремлением собрать достоверные сведения, чтобы не вводить в заблуждение общественность. С другой, власть упускает время и дает возможность перехватить инициативу оппозиции и экстремистским группам.
Следует также учитывать, что журналисты обязаны оперативно освещать любую ситуацию в любом случае. Поэтому они, при отсутствии официальных комментариев, будут вынуждены искать информацию в других источниках, брать данные из слухов и высказываний, намеренно или ненамеренно искажающих реальность. В результате официальная информация, обнародованная с опозданием, окажется во враждебной среде, в которой обеспечить приоритет официальной информации будет намного труднее.
В кризисных ситуациях, отметил далее Мишин, социальные сети решают, как минимум, две важные задачи: выполняют функции площадки, на которой можно мгновенно и публично обсудить вопрос, и обеспечивают персонификацию сообщений. Важно использовать не только официальные страницы органов власти, но и личные страницы спикеров, в том числе руководителей. Это продемонстрирует личную заинтересованность спикеров и руководства в выяснении причин и в урегулировании кризисной ситуации.
Много внимания в докладе было уделено разоблачению попыток оказания деструктивного внешнего влияния на межнациональные отношения. В данный момент масштабные конфликты на межнациональной почве маловероятны, но при осуществлении ошибочных действий власти полиэтничность может стать «ахиллесовой пятой» России. Наиболее эффективным средством разжигания межконфессиональных конфликтов являются деструктивные технологии «мягкой силы», которым в совершенстве овладели США и их союзники по НАТО и ЕС. «Мягкая сила» – это манипулятивное влияние на происходящие процессы, навязывание определенных стереотипов в общественном сознании для достижения конкретных своекорыстных целей и задач. Инфраструктура этой силы имеет сложную организацию. Агентство США по международному развитию, Национальный фонд в поддержку демократии, Фонд Сороса и целый ряд других структур составляют верхний этаж инфраструктуры. На нижней же ступени этого почти не дающего сбоя механизма расположены национальные акторы – неправительственные организации, молодёжные движения, «независимые» средства массовой информации – большинство из этих структур, порой откровенно провоцировавших межнациональные проблемы, прекратили свою деятельность в нашей стране. Большую роль здесь сыграло принятие федеральных законов об «иностранных агентах» и «нежелательных организациях». Однако, западные акторы «мягкой силы» продолжают финансировать некоторые отечественные неправительственные организации путем предоставления грантов на исследование с виду вполне безобидных тем, но на самом деле реально угрожающих стабильности и межнациональному консенсусу в России. И потому органы власти должны прежде всего купировать первопричину подобных «революций» – социально-экономические противоречия. Не может быть хорошего национального самочувствия, если люди ущемлены, сталкиваются с несправедливостью, не могут пользоваться «социальными лифтами».
Затем участники семинара обсудили также особенности современной этноконфессиональной карты России, содержание стратегических документов, определяющих основные направления государственной национальной политики, особенности социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации. Темой обсуждения также стали вопросы взаимодействия органов власти разных уровней в национальной политике, роль институтов гражданского общества в системе межнациональных отношений, взаимодействие со СМИ и навыки отработки кризисных ситуаций в СМИ и социальных сетях. Говорили о природе этнополитических и этноконфессиональных конфликтов и пути их разрешения, и о разоблачении попыток оказания деструктивного внешнего влияния на межнациональные и межконфессиональные отношения. Доклады выступающих были посвящены активизации деятельности рабочих групп по вопросам гармонизации межэтнических отношений, региональным и местным практикам реализации государственной национальной политики.
{{commentsCount}}
Комментариев нет