Николай ЛЫЖИН: созидатель и провидец
В столице Карачаево-Черкесии поставлен памятник выдающемуся государственному и общественно-политическому деятелю Николаю Михайловичу Лыжину. Представители старшего поколения вспоминают годы, когда этот человек стоял во главе региона, как период наиболее динамичного развития Карачаево-Черкесской автономной области. По темпам промышленного производства тогда наша область опережала не только Ставропольский край, но и многие другие экономически развитые регионы страны. Однако, что знает об этом человеке молодежь? Мало, а если по-честному – совсем ничего. Поэтому мы сегодня решили рассказать о нем подробнее, отдать дань человеку, который внес большой вклад в социально-экономическое и политическое развитие многонациональной Карачаево-Черкесии. Для этого мы поговорили с теми, кто лично знал и работал вместе с ним в те, далекие уже времена.
Любой человек рано или поздно задаётся вопросом: зачем он живёт на земле? И хоть ответ для всего человечества один, добраться до него каждому поколению приходится по-своему. В СССР для очень многих людей дорогой к пониманию смысла жизни стал труд на благо Родины. И одним из таких тружеников был Николай Михайлович Лыжин.
Он родился в 1914 году в селе Гари Пермской губернии, и вся его сознательная жизнь протекла под знаком строительства новой жизни. В 1930 году шестнадцатилетний подросток поступил в Нижне-Тагильский колхозный техникум, а уже два года спустя стал заведующим торговым отделом Гаринского районного Союза потребительских обществ. Потом, в 1936-ом, он был переведен заведующим торговым отделом Сухоложского районного Союза потребительских обществ в Свердловской области. Два года, с 1936-го по 1937-ой, Лыжин служил в РККА, по возвращении стал старшим товароведом межрайонной базы Свердловского областного Союза потребительских обществ.
В его обязанности входили организация и осуществление контроля за заготовительной деятельностью в районе, контроль за выполнением налоговых обязательств колхозами, реализация заготовленных продуктов. В такой нелёгкой и ответственной должности трудился он на благо района.
Вскоре молодого способного паренька заметили и в 1939 году назначили инструктором отдела кадров и заведующим военно-физкультурным отделом Свердловского областного комитета ВЛКСМ. С 1941 года Николай Михайлович – член ВКП(б). И тогда же, с 1941 по 1943 год, Лыжин избирается секретарём Свердловского областного комитета ВЛКСМ по военной работе.
С 1943 по 1947 год Лыжин – 1-й секретарь Брестского областного комитета ЛКСМ Белоруссии. В эти грозные военные годы он принимал активное участие в организации партизанского движения в тылу врага, являясь представителем Белорусского штаба партизанского движения, секретарем Брестского подпольного обкома ВЛКСМ.
После войны, с 1947 по 1948 год, Лыжин был инспектором, ответственным организатором организационно-инструкторского отдела ЦК ВЛКСМ, в 1948-1951 годах Николай Михайлович был слушателем Высшей партийной школы при ЦК ВКП(б), с 1951 по 1954 год – инструктором отдела партийных, профсоюзных и комсомольских органов ЦК ВКП(б) – КПСС. А уже в 1954 году Лыжин назначен инструктором отдела партийных органов ЦК КПСС по РСФСР.
После начала оттепели в 1954 году Лыжин был направлен на партийную работу в Ставропольский край, где был избран секретарем крайкома КПСС. Через семь лет, в 1961 году, он был избран первым секретарем областного комитета КПСС Карачаево-Черкесской автономной области.
На этом посту он проработал до 1968 года. В эти годы Лыжин дважды избирался депутатом Верховного Совета СССР от КЧАО. За заслуги перед Родиной он награжден боевым орденом Красного Знамени, орденами Трудового Красного Знамени и «Знак почета», многими медалями.
Умер Николай Михайлович Лыжин 7 мая 1991 года.
Рассказывает депутат Народного Собрания КЧР I, III, IV и V созывов «Как интернационалист и профессионал своего дела, он одинаково представлял интересы всех народов, населяющих нашу республику. С его именем связаны развитие Карачаево-Черкесской автономной области и развитие промышленного потенциала региона. Благодаря деятельности Лыжина в КЧАО были построены предприятия химической промышленности, машиностроения, металлопереработки и иные промышленные предприятия, была заложена фундаментальная основа развития стройиндустрии, агропромышленного сектора экономики, туризма и культуры межнационального общения. Благодаря его инициативам и активной жизненной позиции на территории Карачаево-Черкесии были построены и введены в эксплуатацию крупнейшие на юге страны предприятия: заводы РТИ, Каскад, НВА, Черкесское химическое производственное объединение. Была завершена реконструкция завода холодильного оборудования, начато строительство цементного завода и Урупского горно-обогатительного комбината. Вся его жизнь и многогранная государственная деятельность были направлены на благо жителей Карачаево-Черкесии, развитие региона. Достойный жизненный путь, наследие Н. Лыжина всегда будет оставаться примером для будущих поколений».
Председатель исполкома регионального общественного движения «Русь» Евгений Жедяев считает, что открытие памятников Н. Лыжину – знаменательное событие для всей республики, имя этого государственного деятеля в сознании людей старшего поколения связано с бурным ростом экономики, культуры и туризма.
Председатель Совета старейшин Абазинского муниципального района Рема Татаршао отметил деловые и личностные качества Николая Михайловича, благодаря которым он снискал высокий авторитет и уважение среди населения Карачаево-Черкесии. «За свою многолетнюю трудовую комсомольско-партийную и государственную деятельность мне пришлось пройти школу четырех первых секретарей обкома КПСС. Первым из них был Николай Михайлович. Убежден, что нашей автономной области повезло в том, что формирование и развитие Карачаево-Черкесии возглавил именно Лыжин. Умный, разносторонний в стратегии, сильный и волевой в тактике он был крупным созидателем единения народов и мощным организатором развития экономики области. Его взаимодействия с министрами СССР были крупномасштабными и результативными. С министром химической промышленности Костандовым он осуществил превращение местной лакокрасочной артели в крупное химическое производственное объединение союзного значения, с министром нефтехимической промышленности Фёдоровым связано создание завода РТИ, с министром электронной промышленности Калмыковым – создание объединения «Микрокомпонент».
Весьма поучительны были его методы работы, стиль работы с молодыми кадрами, с молодежью. Вспоминаю, когда комсомольцами Северного Кавказа были собраны средства на строительство музея памятника защитникам перевалов Кавказа. Остро встал вопрос о подрядчике – ведь сооружение по тем временам уникальное. В области это мог сделать только трест «Севкавгидрострой», являющийся тогда подразделением Министерства энергетики и электрофикации СССР. Николай Михайлович лично договорился, чтобы меня, тогда второго секретаря обкома ВЛКСМ, принял министр. В результате я вернулся с нужными лимитами подрядных работ.
Был и такой случай. Вызывает Лыжин меня, тогда, уже второго секретаря Черкесского горкома КПСС, и говорит: «Министр по моей просьбе направляет нам руководителя Ленинградского научно-производственного объединения «Полет» со специалистами для изучения возможности создания радиозавода в Черкесске. Оставь все свои домашние дела, встреть их, покажи территорию и намеченный участок. Твоя задача – убедить их в значимости и необходимости радиозавода». Встретив делегацию и поговорив со специалистами, все согласились создать здесь свое подразделение. Так у нас появился радиозавод.
И еще одна замечательная черта Николая Михайловича – дальновидность. Ни в печати, ни в других средствах массовой информации об этом никогда не сообщалось. За год до его освобождения от должности первого секретаря обкома партии он пришел к выводу о целесообразности выхода Карачаво-Черкесии из Ставропольского края и создания самостоятельного региона с выходом на прямое подчинение союзным органам управления. Тогда такое предложение было отклонено вышестоящими органами власти. Однако позже Карачаево-Черкесия все же стала самостоятельным регионом. Настоящим руководителем был Николай Лыжин. И я считаю, что памятник Н. Лыжину в центре города заслужен».
Рассказывает заслуженный работник промышленности КЧР, действительный государственный советник Николай Кучеров: «Когда Лыжин работал в КЧАО, я учился в школе и все мои сверстники, одноклассники хотели быть похожими на него. В 1964 году на площади Ленина нам вручали комсомольские билеты, и там присутствовал и поздравлял нас Николай Михайлович. Мы были счастливы и гордились этим. В то время я бы не поверил, что через 25 лет я встречусь с ним. Я в 1985-1989-х годах работал в обкоме КПСС помощником первого секретаря обкома и по его поручению встречал Николая Михайловича в аэропорту Ставрополя, куда он прилетел с супругой. За то время, что мы ехали в Черкесск, он мне много рассказал интересного. Как он работал при Сталине в Ставропольском крайкоме и у нас в области. В 1990 году руководитель объединения «Кавказцемент» В. Платонов пригласил его в Карачаево-Черкесию и привез на мотодром, где проходили соревнования по спидвею. Когда Виктор Степанович объявил, что у нас присутствует Лыжин, более 35 тыс. человек встали и хлопали в знак уважения к Николаю Михайловичу за постройку лучшего в Европе мотодрома, он прослезился. Был и договор с В. Хубиевым о присвоении мотодрому имени Лыжина, но наступили лихие 90-е, а теперь мотодрома уже и нет. Поэтому установка памятника Лыжину – это не только память об этом настоящем человеке, но и уважение к нашей истории. Он был настоящим коммунистом, истинным тружеником, ответственным, принципиальным и в то же время добрым, отзывчивым человеком».
{{commentsCount}}
Комментариев нет