День республики № 124 от 25.08.2020

Петергоф: и я там был…

28 августа в 09:17
10 просмотров
Источник — Фото автора

Этим летом практически у всех у нас сорвались дела, поездки, отпуска. Три месяца мы сидели в четырех стенах в рабочих делах, в учебе, заботе о детях, в непонятных планах на будущее или во всем этом одновременно. Выручали прогулки по безбрежному интернету, во время которых вспоминались ни с чем не сравнимые живые впечатления. Лично я вспомнила путешествие в Петергоф, которое до сих пор вызывает бурю эмоций, несмотря на то, что прошло уже четыре года. А помнится все, как будто это было вчера…

О Петергофе, этом удивительном пригороде Санкт-Петербурга, знают все, мало того, о нем знают всё! Но стоит начать расспрашивать этих всех об этом самом всём, как поток информации начинает иссякать, пересыхать, как петергофские фонтаны во время профилактических мероприятий. Истину эту я поняла в тот день, когда начала готовиться к написанию рассказа о моем походе в долину фонтанов.

Итак, Петергоф – это символ России. И не один из, а самый узнаваемый во всем мире, мечта любого отечественного и иностранного туриста, сбывшаяся или все еще лелеемая. Пресловутые балалайка, водка и медведь давно уступили место Петергофу. И не надо каждый раз вспоминать Версаль. Петр I сумел заткнуть за пояс заносчивых французов, оставив после себя совершенное творение.

Гуляя по Петергофу, я поглядывала, с каким восторгом смотрят на его красоту и величие путешественники со всего мира, как спешат сфотографировать себя на фоне фонтанов и скульптур, как приоткрыв от восхищения рты осматривают залы Большого дворца, и испытывала гордость не меньше Петра I – да, мы такие, у нас так – любуйтесь! Слегка раздражала немецкая речь. Туристы из Германии, громко гомоня и тыкая пальцами в стенды с фотографиями освобожденного дворца, явно обсуждали то, что наворотили их соотечественники. Не знаю, испытывали ли они угрызения совести, но мне очень хотелось им про это напомнить. Да, возможно, давно пора забыть и простить. И не надо говорить, что наши тоже не сильно церемонились в Германии – не мы начали эту войну, в конце концов!

Осмотр Петергофа лучше начинать с Верхних садов, и обязательно будьте готовы к небывалому скоплению народа – все хотят увидеть настоящее чудо света своими глазами и всенепременнейше сфотографироваться на его фоне, а то кто ж поверит, что вы там были. Человек, с упоением снимающий пустую аллею или брызги фонтана, здесь вызывает раздражение и страшно мешает нормальным людям делать селфи.

Сюда я подошла очарованная островами на Ольгином пруду и все еще переживая в душе всю прелесть этих уединенных мест. Меня, провинциальную девушку, видевшую в своей жизни только два фонтана: один – тот, что в центральном сквере города Черкесска, и второй – который брызжет перед зданием городской мэрии, такое разнообразие фонтанов невиданной конструкции и красоты просто одурманило. Плотная толпа, еще больше утрамбованная у ворот Верхнего сада, выдернула меня из мира грез, оттоптав палец на ноге, и окончательно привела в чувство. Нужно было вливаться, любоваться, но не расслабляться!

Даже не знаю, что оставило большее впечатление – череда фонтанов, среди которых выделяется Нептун, или идеальная симметрия аллей. Все здесь было настолько гармонично, что сложно было выделить самое-самое, и даже приглянувшийся мне Нептун, замерший в залихватской позе, все равно был здесь явно не главный…

Следующий объект восхищений – это Нижний парк. Я заявляю с полной ответственностью: Нижний парк – самое красивое место в мире! Это бесспорно и не требует доказательств. Просто смотри и восхищайся, запоминай и время от времени напоминай себе, что построено это было голыми руками. И сколько бы раз вы ни приходили сюда, вы все равно ахнете от восторга.

Источник — Фото Д. БАБОЕВОЙ

Чтобы попасть в этот рай (а только с этим местом можно сравнить фантастический Нижний парк), нужно приобрести входные билеты. Они открывают дорогу к прекрасному, но имейте в виду, билеты позволят осмотреть только сам парк. Дворцы – за отдельную плату.

Как показывает практика, рая без ада не бывает. Есть он и здесь. Имя ему – кассы. Воистину, кассы в Петергофе – адское место. Очереди напомнили мне одновременно мавзолей Ильича и отоваривание талонов в суровые девяностые. Многоязыковая толпа гомонит, бурлит, жестикулирует купюрами и банковскими картами в тщетной надежде обойти долгое стояние за заветными билетами. Паспорта здесь не помешают, более того, только по их предъявлению и можно получить скидку на билет. Так что с паспортами гуляйте, дорогие соотечественники!

Гвоздь Нижнего парка, да и всего дворцового комплекса, – Большой каскад фонтанов и его центральная скульптурная композиция «Самсон, раздирающий пасть льва», символизирующий героические победы русского оружия. Однако туристы – это вам не шведы под Полтавой! В день моего посещения Петергофа бедный Самсон был взят в плен китайскими туристами, норовившими то ли забраться к нему на ручки, то ли помочь-таки разодрать пасть ошалевшему от их напора льву. Озверевший охранник, перемешивая культурную речь со сглатываемой некультурной, пытался жестами объяснить значимость для мировой культуры статуи Самсона и прижавшегося в испуге к его ногам льва, тыча в табличку на разных языках про «не трогать и не ходить». Но китайцы упрямо делали вид, что язык жестов им неведом, и продолжали сновать под ногами Самсона, размахивая палками для селфи, как Буденный саблей. Самсон от ужаса менялся в лице, раздираемый лев хрипел в агонии, охранник готов был изгрызть собственную фуражку. Я честно ждала, когда китайцы закончат свою фотосессию, и зверела не хуже льва и охранника. Но ждать было бесполезно! Я нигде так не уставала.

Фонтанный каскад – чудо как красив! Я опущу описание инженерного чуда, обеспечивающего фонтан непрерывной подачей воды, – поди, все об этом знают, а кто не знает, пусть поищет на просторах интернета.

Какой должен быть талант, чтобы создать эдакое?! И как, должно быть, округлялись глаза иностранных послов и прочих иноземных гостей, когда корабль вплывал из серого и хмурого Финского залива в Морской канал, открывая для всех неземную красоту фонтанного каскада, прикрывающего неверной завесой воды торжество и величие Большого дворца. Нет, не для себя цари строили! А вот для этого неприкрытого изумления иностранных делегаций. Сейчас мы называем это грубоватым, но емким словом «понт». Но вот, глядя на это чудо, понимаешь, что иногда можно, даже нужно произвести впечатление, ошеломить иноземца. Интересно, какое слово использовал для этого Петр? Не может быть, чтобы триста лет назад наши предки не имели в своем лексиконе чего-то похожего. Как же, понты были, а слова не было?

Петергоф можно смело назвать столицей фонтанов, если пересчитать их количество на квадратный метр парка. И какие фонтаны – один другого краше. Пробежать мимо, ну, вроде была-видела-знаю, я не смогла и надолго зависала у каждого фонтанного шедевра.

Посочувствовала «Еве», разделенной с «Адамом» морским каналом. Видно: скучают они друг без друга. Сделала, что смогла – передала девушке привет от ее первобытного бой-френда, как же ж не проявить участие и женскую солидарность?

А вот «фонтаны-шутихи» – все-таки больше детская радость. Погода не вдохновляла на водные процедуры, но местная детвора, очевидно, позакаленнее других будет, и носились они под струями почти в чем мать родила, клацая зубами и дрожа посиневшими губами. Я прикидывала, как быстро эта забава их уложит с температурой, и удивлялась спокойствию их мам. Нет, я б своего сына не пустила…

Интересно, обижались ли гости Петра на эдакую забаву или императору прощалось все? И как выглядели напудренные дамы в платьях с фижмами после прогулки среди такой аттракции? Небось в обмороки картинно падали или, наоборот, терпели, опасаясь государева гнева? Лично у меня духа хватило только ускоренно пройти по «Водяной дороге», и то, предварительно просчитав, в какие минуты от этих фонтанов ждать мокрой неожиданности.

Источник — Фото автора

Фонтаны-фонтанами, но жили государи российские все-таки не в них. Дворцы – отдельный повод для восторгов. Дворцов несколько, главный – Большой дворец. Он действительно большой. Погулять по его залам можно только с экскурсоводом. Это было огорчительно, но надежда услышать что-то новое очень меня согревала.

Фотографировать нельзя. Никак! Ни со вспышкой, ни без вспышки, ни на фотоаппарат, ни на телефон. Записать на диктофон рассказы экскурсовода тоже проблематично, охраняющие соблюдение правил бабули очень нервно реагируют на любые гаджеты в руках. Партизанить с фотографиями тоже не получится – грозные и неподкупные служительницы залов натасканы на поиск нарушителей и малейшее движение рук в направлении болтающегося на шее фотоаппарата вызывает у них неконтролируемую реакцию гнева: ослушника начинают стыдить перед группой, требуют разобрать фотоаппарат на запчасти, съесть батарейку, выкинуть объектив и так далее по нарастающей. С экскурсии, правда, не прогоняют, и на том спасибо! Но все же пару контрабандных фото я сделала, не сказать, что шедевры, но маме показать было что. Конечно, проще купить на память фотоальбом, но это – совсем не дешевое удовольствие, после его приобретения покупку машины или квартиры придется отложить на неопределенное время… Впрочем, маме и мой «самопал» понравился, всколыхнув ее собственные воспоминания об этом удивительном месте.

Экскурсовод нашей группы оказалась знающая и любящая свое дело. И если бы не ее поглядывание на часы, если бы не звучащее рефреном нашей экскурсии «поторапливаемся, не задерживаемся, сзади идут группы», ее рассказом я была бы довольна. Удивляла девственная невежественность соотечественников в отношении собственной истории. Поэтому, дорогие друзья, чтобы не выглядеть неучем и не иметь, выражаясь словами великого Петра, «вид лихой и придурковатый», повторите основные азы истории России перед тем, как отправиться в культпоход по знаковым местам.

В общем, обязательная программа-минимум была почти выполнена. После экскурсионной суеты можно было просто погулять, забраться в тенистые дебри парка, поражающие своей оглушительной тишиной. Пейзажи порой напоминали полотна Шишкина, не хватало только мишек, карабкающихся на дерево. Неспешно добрела до берега Финского залива и долго-долго стояла, любуясь северными волнами и берегом, усыпанным огромными валунами. Это была просто параллельная реальность, честное слово.

Мда, что и говорить, хорошая вещь интернет, но никогда виртуальная реальность не заменит нам живых впечатлений, с монитора не пахнёт вам в лицо свежестью от брызг фонтана, не прищуритесь от солнечного зайчика, отскочившего от плеча золоченой статуи, да и скрин профессиональной картинки не даст такого выброса адреналина, как фотка на телефон, сделанная «от пуза» под носом у свирепой музейной надзирательницы.

В общем, пользуйтесь пандемическим простоем, копите денежки и – вперед, в офлайн, за шквалом натуральных эмоций, навстречу настоящим впечатлениям!

Кстати, по свидетельству очевидцев, ни китайцы, ни немцы, ни другие иноземцы мешать вам не будут: даже у пандемии есть положительные стороны!

Армида КИШМАХОВА
Поделиться
в соцсетях
внутренний туризм воспоминания парк Петергоф путешествия Санкт-Петербург туризм фонтан