Школьное питание: возможны ли перемены?
Новый закон об обязательном горячем питании в школах для учеников 1- 4 классов был принят в феврале 2020 года после поручения Владимира Путина Федеральному Собранию. Там, где это технически возможно, горячее питание было запланировано к запуску с 1 сентября 2020 года, а в целом по всей стране система должна заработать до 1 сентября 2023 г. Проведенный в июле этого года Всероссийский онлайн-форум «Про питание» дал толчок целой серии вебинаров с ответственными ведомствами. Последний из них – с Минпросвещения России – состоялся 10 сентября, когда появились первые итоги работы программы, прояснившие, в свою очередь, направления повышения качества организации школьного питания. А теперь обо всем по порядку…
Контролем качества питания в школах Общероссийский народный фронт занимается уже давно. А сейчас, когда полным ходом ведётся работа по инициативе Президента РФ, появилось множество «болевых точек», которые необходимо продумать и «вылечить».
Например, есть существенный разброс по заложенным суммам на каждого ребёнка: в каких-то регионах чуть больше сорока рублей, в других – больше ста. Разная обеспеченность у регионов, которую тоже нужно учитывать, при этом чётко понимать, как будет вестись финансирование и как будет отлажена процедура на муниципальном уровне.
Первым шагом к пониманию и решению этих и других проблем стал Всероссийский онлайн-форум «Про питание», который 28 июля провели Бюро расследований ОНФ совместно с АНО «Институт отраслевого питания», пригласив к обсуждению представителей ФАС, Роспотребнадзора и других служб и ведомств.
Площадку обсуждения в тот день посетили около пяти тысяч участников, имеющих непосредственное отношение к процессу организации бесплатного горячего питания школьников, – руководители школ, родительских комитетов, поставщики, предприниматели. В том числе – из Карачаево-Черкесии.
В рамках форума его участники обсудили наиболее актуальные вопросы, возникающие в связи с реализацией пункта 5 «Перечня поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию». Эксперты говорили про общественный контроль, возможность изменения уже заключенных контрактов на организацию питания в связи со вступлением в силу нового закона №47-ФЗ.
В рамках реализации Послания Президента Роспотребнадзор внес изменения в формулировки понятий «горячее питание», «здоровое питание», «качественное питание». Теперь законом предписано, что горячее питание – это полноценное первое либо второе блюдо, соответствующее санитарно-эпидемиологическим требованиям, а не просто чай с бутербродом. Службой разработаны и методические рекомендации о порядке реализации родительского контроля и в целом организации питания детей, которые гласят, что энергетическая ценность продуктов теперь должна соответствовать физиологическим потребностям ребенка, а поэтому в рацион школьника должны быть включены продукты с низким содержанием сахара и соли.
Отдельно оговариваются и способы приготовления детского питания, чтобы максимально сохранить в нем питательные вещества и витамины. Методичка нацелена не только на образовательные учреждения, но может стать настольной книгой родителя, повествуя, что и в каких количествах должен есть ребенок в течение всего дня, чтобы его пищевые привычки стали правильными, а здоровье – крепким. Кроме того, Роспотребнадзор подготовил проект новых санитарных норм, который сейчас находится на рассмотрении комиссии Правительства РФ.
Кстати, не на последнем месте в методической разработке Роспотребнадзора и степень родительского участия в организации школьного питания. Здесь и анкетирование родителей с детьми, и участие в работе общешкольной комиссии, которая имеет право прийти и проверить аспекты работы школьной столовой: качество и температуру еды (суп должен быть горяч на 75 градусов, а второе блюдо – не ниже 65), чистоту посуды, столов и помещений, отсутствие насекомых и грызунов, а также объем отходов, красноречиво свидетельствующий о рациональном расходе выделенных на питание денежных средств.
После того как члены комиссии родительского контроля проведут проверку, они должны будут заполнить оценочный лист. Итоги такой проверки обсуждаются на общеродительских собраниях и могут являться основанием для обращений в адрес администрации школы, организатора питания и органов надзора, а в особых случаях – и Генпрокуратуры, которая тоже сказала свое слово на форуме.
Сегодня перед службой стоят три основные задачи: обеспечение соблюдения бюджетного законодательства, исполнение норм закона о закупках и соблюдение санитарных норм эпидемиологического законодательства. И по каждому случаю нарушения закона надзорный орган готов реагировать незамедлительно.
– Мы работаем в унисон и рассчитываем на помощь, так как прокурор действует, а информацию об этих нарушениях мы получаем извне. Поэтому, если есть грубый факт нарушения, обязательно обращайтесь в местную прокуратуру, и необходимые меры будут приняты, – заявила Евгения Победоносцева, начальник управления по надзору за соблюдением прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры РФ.
Большое внимание в ходе форума уделили подходам к качеству, меню и выбору продуктов. Ведь у каждого ребенка свои вкусовые предпочтения. И всем ли понравится предложенное здоровое питание? Как кормить детей с различными заболеваниями, в том числе – с сахарным диабетом? Да что там питание, во многих школах России проблема с оборудованием самих столовых, выбор модели организации питания.
Выступления каждого из спикеров на форуме тут же породили огромное количество вопросов, которые словно из рога изобилия сыпались один за другим.
– Мы должны понимать, с какими проблемами придётся столкнуться. Реальность такова, что 80% школьной еды идёт в отходы. В чём причина – надо разбираться. Обсуждение обозначило ещё одну задачу помимо обеспечения качественным питанием – необходимость формирования у детей здоровых привычек в еде, – отметила после форума Оксана Шаманская, член регионального штаба ОНФ.
И тогда организаторы решили продолжить работу форума в формате вебинаров с ответственными ведомствами. Первым стал вебинар с начальником управления по борьбе с картелями ФАС России Андреем Тенишевым, прошедший 20 августа. Именно Тенишеву пришлось отвечать на вопросы, связанные с правилами взаимодействия между поставщиками и государственными заказчиками, между конкурентами, а также подробно осветить основные нарушения закона «О защите конкуренции» при проведении госзакупок, связанных с питанием, и возможные при этом санкции.
Можно ли брать продукты по уже действующим договорам или нужно заключить отдельные договоры на поставку продуктов питания? Почему при проведении конкурса основной критерий – цена, а не квалификация поставщиков, как при выборе оператора по вывозу мусора? Неужели здоровье детей менее важно, чем экология? Есть ли нарушения ФЗ-135 в ситуации, когда муниципалитет выдает родителям как компенсацию поступившие ему федеральные и субъектовые бюджетные средства на обеспечение обучающихся бесплатным питанием?
Полностью вебинар можно посмотреть по ссылке: https://yadi.sk/i/onhtbfiyzj1J4Q.
Но и это мероприятие не смогло удовлетворить интерес к теме у большинства участников программы. И следом был проведен еще один вебинар «Про питание: диалог с ФАС России. часть II», в ходе которого уже другой спикер – начальник отдела нормотворчества и взаимодействия с территориальными органами ФАС России Антон Селезнев дал разъяснения о возможности закупок в рамках Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» № 44-ФЗ с единым поставщиком, в рамках совместных закупок, а также на площадке электронного магазина. Также он ответил на вопросы в чате, озвученные участниками мероприятия.
Как провести закупку на организацию питания школьников? Как накормить младшие классы с учетом внесения изменений в Закон № 273-ФЗ? Каковы перспективы развития и предложения по совершенствованию Закона № 44-ФЗ? Все это вызывает живой интерес и требует простых и понятных ответов, которые пока не всегда готовы дать даже «подкованные» в этой теме спикеры. Данный вебинар тоже есть возможность прослушать в подробностях по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=gGZcRVFvtgA&feature=youtu.be, чтобы из первых уст услышать ответы на важные вопросы.
Спикером следующего вебинара «Про питание: роль питания в здоровье и иммунитете детей», прошедшего уже 3 сентября, стал главный иммунолог Московской области, главный специалист по педиатрии ГБУЗ «ДГКБ № 9 им. Г. Н. Сперанского ДЗМ», д.м.н. и ведущий программы «Жить здорово» Андрей Продеус. Он всесторонне обосновал важность введения правильных пищевых привычек у детей и напомнил, что большинство всех болезней обусловлено неправильным питанием. И поэтому очень важно, чтобы не только чиновники, но и диетологи включились в составление полезного и вкусного детского меню.
Последним стал вебинар «Про питание: диалог с Минпросвещения России», который состоялся 10 сентября, и на нем уже были озвучены первые итоги реальной работы программы. Спикеру – заместителю директора Департамента развития региональной инфраструктуры и конкурсных процедур Министерства просвещения РФ Андрею Родионову тоже пришлось в течение полутора часов отвечать на неиссякающий поток вопросов. Вот ссылка на этот вебинар: https://www.youtube.com/watch?v=GCu-7Tznmus&feature=youtu.be.
Почему питание сильно подорожало в цене и в меню для старших классов отсутствует само понятие «обед»? Почему само меню стало более скудным? Как быть со школами, в которых количество детей больше, чем полагается по нормативам? Может ли субъект или муниципалитет предоставлять питание 1-4 классам за родительскую плату и уже родителям после компенсировать стоимость предоставленного питания? Как осуществляется финансирование питания детей из многодетных семей, обучающихся в 1-4 классах, при двухразовом горячем питании – в процентном или денежном соотношении? Планируется ли создать систему, в которой бы предполагалось участие родителей при организации питания в образовательных учреждениях?
Вопросы… вопросы… И далеко не все они пока просчитаны. Хотя на часть вопросов ответы все же были категорическими.
Вот, например, вопрос: Можно ли тратить федеральные субсидии на продукты питания по иным основаниям или выдавать на руки родителям?
Ответ: Федеральные деньги выделяются ТОЛЬКО на организацию горячего питания в школе и не должны быть использованы на иные цели или пройти мимо школы.
Или вопрос: Возможно ли использование субсидии на горячее питание на поставку продуктовых наборов в случае введения карантинных мероприятий и перевода на дистанционное обучение?
Ответ: Вне школы в период пандемии никто ничего не даст!
Пока деньги дают только на то, чтобы ребенок поел в школе!
Вопрос: Отличается ли платное и бесплатное питание для ребенка?
Ответ: Только по норме для возраста и набору продуктов: разным возрастам рекомендуется разная наполняемость тарелки, но это не должно зависеть от оплаты. Как и не должно быть детей, кушающих за родительские деньги. Владимир Путин сказал, что все дети должны получать бесплатное горячее питание!
Вопрос: Могут ли родители сами проверять организацию питания для их детей?
Ответ: Это непростой вопрос, требующий серьезного подхода. Но однозначно, что повального хождения в столовых допускать нельзя.
Как отметили участники форума, в предлагаемых схемах явно присутствует и большое количество коррупционных составляющих, потому что сама схема обеспечения пока несовершенна. Есть реальный риск возникновения на этом фоне схем по отмыванию и зарабатыванию денег на питании детей, в частности – на неучтенных детях.
Теми же активистами ОНФ еще ранее было отмечено, что есть примерное меню, меню, которое попадает в закупки, меню, которое вывешивается в столовых школ, и меню, которое фактически оказывается в тарелках детей. И это все – разные вещи. Каким же образом считается стоимость питания и что на самом деле происходит? Также важна технологическая карта, учет сезонности продуктов.
Большое количество вопросов касалось ответственности за организацию горячего питания в каждой отдельной школе. Кто ее готов и будет нести – директор школы или отдельно выбранное лицо? Добавляются обязанности и у классного руководителя, а значит, встает вопрос о дополнительной оплате по дополнительной нагрузке…
Да, старт программы дан, но ее формирование в идеальный образец пока только в процессе. И насколько затянется это процесс, зависит от очень многих вещей и очень многих людей. В том числе – от родителей тех самых школьников, которых хотят накормить вкусно, полезно и бесплатно. И если они активно подключатся к процессу, толк будет, несмотря на все трудности и неясности.
– В части питания мы открыли республиканскую горячую линию, есть и федеральная. Уже и первый звонок пошел, будем отрабатывать, – рассказывает руководитель исполкома регионального отделения ОНФ Людмила Каппушева. – Будем отталкиваться от жалоб и обращений. Если будут какие-то сигналы, в том числе – на качество питания, регулярность, температуру блюд, несоответствие меню или еще что-то, сразу обращайтесь по единому бесплатному номеру: 8-800-200-34-11, а также на номер регионального отделения ОНФ в Карачаево-Черкесии: 8-928-027-41-22. Любой сигнал от родителей повлечет за собой рассмотрение вопроса организации школьного питания в данном учреждении образования, начиная от закупок и поставщиков. Потому что все это – звенья одной цепи.
Готова к действиям и региональная антимонопольная служба:
– В части 44-ФЗ мы отслеживаем все закупки, в том числе и по детскому питанию. И если будут поступать жалобы или будут обнаружены нами нарушения, то в установленном порядке это будет рассмотрено, а виновные – наказаны! – говорит заместитель руководителя УФАС по КЧР Галина Аврахова.
Узнавать мнение педагогического сообщества и родителей еще рано – программа пока только набирает обороты, но и об этом мы обязательно поговорим в ближайшее время. Причем уже на нашем, региональном уровне. А значит, продолжение следует….
{{commentsCount}}
Комментариев нет