Бахмай и три голубя

22 сентября в 11:35
1 просмотр

Дагестанские музеи после длительного периода самоизоляции постепенно восстанавливают привычный режим работы. Где-то уже открылись первые выставочные проекты, а в каких-то музеях пока еще готовятся к встрече с посетителем, работают над новыми вернисажами и выставками, при этом продолжают знакомить дагестанцев со своими яркими и успешными проектами через интернет-ресурсы.

К примеру, Дагестанский государственный музей изобразительных искусств готовит в этом году сразу несколько выставок, в числе которых совместный проект с Тульским музеем изобразительных искусств. А пока на своем YouTube-канале специалисты одного из ведущих музеев республики представили в онлайн-формате выставку известной дагестанской художницы-авангардистки Миро Каган «Тайнопись рода».

Одно только название уже интригует. Кстати, до прибытия в Махачкалу работы художницы выставлялись в московской арт-галерее «Умляут. Место действия», став одной из серий целого цикла выставок дагестанских художников в Первопрестольной.

Так уж устроен человек, что испокон веков его влечет все таинственное. А уж если тайна касается твоей собственной семьи – тут разгадка может стать делом всей жизни. Но как быть, если ключ к тайне потерян в веках? Тут нужно помнить, что если чего-то хочешь по-настоящему, то для тебя нет ничего невозможного. Ответ на многовековую загадку нужно искать в глубинах собственного подсознания, в той его части, где собственное «Я» пересекается, переплетается, сливается с голосами, мыслями, ощущениями твоих далеких предков. Или положиться на интуицию – это путь, данный свыше и привычный творческому человеку. Именно такими путями и идет к разгадке тайны своего древнего рода Миро.

Вот как она рассказывает легенду, которую передают в ее семье из поколения в поколение и которая легла в основу выставленной серии картин: «Корни нашего рода уходят в глубь веков. Один из мифов о его происхождении гласит, что предками рода Бахмай стали три брата-голубя, один из которых влюбился в девушку из нашего села и женился на ней. В дальнейшем род разросся и окреп, но в какой-то момент произошло нечто странное и загадочное, после чего мужчины рода стали либо умирать, не дожив до 18 лет, либо оставаться бездетными до конца своих дней. Для всех стало очевидно, что в нашем роду появилась какая-то страшная тайна, только разгадав которую, род, вероятно, сможет восстановиться и обрести былую силу. Раскрыть эту тайну пытается уже не одно поколение семьи, но ключ к ее разгадке до сих пор не найден…».

Как признается художница, идея создания этой серии картин возникла как-то уж совсем неожиданно, спонтанно. И хотя на ее создание у Миро ушло всего десять дней, тем не менее эти работы нельзя назвать «сырыми» или же недоделанными.

– Во время новогодних каникул я на три дня уехала в горы с целью посетить свое родовое гнездо, точнее руины и могильные камни, оставшиеся на его месте. И этих трех дней мне с лихвой хватило для того, чтобы понять, чего я хочу. Более того, мне казалось, что внутри меня что-то стремительно и упорно водило кистью по картону, моя рука писала абсолютно бессознательно! – говорит сама Миро Каган.

И действительно, ее картины пропитаны неким мистицизмом, они загадочные и таинственные, заставляют задуматься о своих корнях и перерождении душ. То, что сотворила Миро, – это некая смесь снов, обрывков сказок и легенд, услышанных еще в том возрасте, когда всякая информация жадно впитывается и откладывается в тайники сознания. И только повзрослев, мы вспоминаем о ней, извлекаем эту информацию, начинаем кропотливо подбирать к ней ключ, разгадывать шифр, заложенный много веков назад в строках песни, в серьгах, которые достались от мамы, в узоре, что украшает вход в старую дедушкину саклю…

Кстати, об узорах: лабиринты, птицы, животные – все, чем наши предки пытались облегчить свою жизнь, свято веря, что эти изображения отведут дурной глаз и привлекут удачу, – все это в изобилии можно встретить в работах Миро.

Говорят, что каждый уважающий себя человек обязан знать своих предков и историю рода вплоть до седьмого колена. После просмотра картин Миро Каган многие могут захотеть уехать в село и разобраться в тайнописи своего рода, узнать о тех поколениях семьи, о которых сейчас, к своему стыду, мало что можем рассказать, а порой и вовсе ничего не знаем. Нам не рассказывали, а мы и не спрашивали.

М. Ахмедова. Газета «Дагестанская правда».

Поделиться
в соцсетях