«Родительский дом моя планида»
– В депортации мы жили в поселке Ильич Казахской ССР, – рассказывает Руслан, – и мама умудрялась не только смотреть за детьми, за домом, но и работать в хлопководческом совхозе, где за высокие показатели на уборке хлопка и была удостоена этой высокой награды. Некоторое время мама поработала и в совхозе «Маринский», когда вернулись на родину, но поскольку нас, детей, к тому времени стало шестеро – четыре сына и две дочери – она переквалифицировалась в домохозяйку, и все равно ухитрялась не тонуть в веренице своих домашних дел, а еще и помогать отцу на ферме.
Когда семья Хачировых вернулась на родину, у них была возможность осесть в городе, что многие родственники матери и сделали, но Исмаил воспротивился – ему, выросшему и большую часть своей жизни прожившему среди гор и лесов, казалось невозможным запереть своих детей в тесноту городских улиц.
Дети в этом доме росли на радость родителям. Старший брат Руслана Азрет-Алий выучился на геолога – невидаль по тем временам для наших мест, да и сегодня – редкость, младший брат Валера стал инженером, сестра Кемисхан закончила пединститут… Всех перечислять не буду, скажу лишь, что все дети Исмаила получили высшее образование, и только лишь Руслан подался в шоферы…
– И как отреагировали родители на твой выбор?
– Единственное, что отец и мать сказали мне вдогонку: «Будь осторожен на дороге и добр с людьми».
Нет уже на свете незабвенных Исмаила и Минат, а их сын Руслан почти 50 лет занимается пассажирскими перевозками. Его трудовой стаж начался в родном совхозе и продолжился в армии.
– Да-да, как только я прибыл в воинскую часть в Ростове, начальник части, просмотрев мои документы, облегченно вздохнул: «Вот и нашелся водитель для «скорой» в части». Вернувшись из армии, пошел работать на завод конденсаторных изделий. Я привозил рабочих на работу и развозил их по домам. Работал в три смены, как и они. Когда на заводе случался аврал, ждал людей столько, сколько нужно было, держался даже тогда, когда сон сваливает самых стойких…
Более тридцати лет проработал Хачиров на заводе, и доводилось ему скользить по наледям, пробиваться сквозь снежные заносы в Учкуланском и Маринском ущельях, окунаться в пыльные шлейфы впереди идущих встречных и обгоняющих машин на трассе Усть-Джегута – Карачаевск – завод обеспечивал работой более трех тысяч человек, которых доставляли на работу из Карачаевского, Зеленчукского и Джегутинского районов, но ни разу ни одной аварии, ни одной крупной поломки…
-Я до сих пор это приписываю вмешательству высших сил и молитвам матери, -говорит Хачиров.
– Руслан, есть парадоксальное изречение в китайской философии: первое, что мешает видеть, это глаза. Как тебе, профессиональному водителю, такое изречение?
– Это точно не про водителей. От внимания водителя, перевозящего людей, ничто не должно ускользать – ни светофор, ни дорожное покрытие, ни дорожная обстановка, где все быстро и подчас неожиданное меняется, ни приборные щитки… И еще он должен знать наизусть полушутливый, но такой точный китайский закон: «Когда вы едете там, где обгон запрещен, и впереди медленно ползет другая машина, эта машина обязательно повернет туда же, куда нужно повернуть вам». Словом, кто медленно и с трудом переключает внимание, кому мешают глаза, как говорят те же китайцы, тому нечего делать за рулем…
Крупнейший в республике завод –КЗК – в перестроечные времена пошел ко дну. И, оставшись без работы, Руслан, долго не думая, пошел работать в автотранспортное предприятие АО «Чарх».
-Работаю который год на маршруте «Карачаевск- Правокубанский», – рассказывает Руслан, – и такое чувство, будто никуда с завода и не уходил. Это как воссоединение семьи. Едешь ты по маршруту и видишь, стоит на остановке в Коста Хетагурова Зина Токсирова из первого заливочного цеха, лет 20 тому назад молодая красивая женщина, которую я ни разу в ночную смену не высадил на остановке, а вез вопреки всем указам по ночам прямо до дому, поскольку она жила далеко от трассы, на взгорке, естественно, я не мог мать троих детей отправлять одну в ночь в горы… А теперь многоуважаемая Зинаида Харитоновна стоит на остановке, мимо которой я проезжаю по пять раз на дню, и внучку каждый понедельник в Черкесск на учебу отправляет, как не помахать ей рукой? Встретишь за рулем такси Костю Денисенко, с которым вместе шоферил на заводе, как ему не просигналить? Словом, кругом одни знакомые, родные лица…
-Жалость ко всему беззащитному, готовность броситься на помощь любому, по-моему, у Хачирова в крови, – говорит о Руслане диспетчер АО «Чарх» Райханат Букулова, -для многих главный интерес работы на «Газелях» – это интерес собственного кармана, для него же на первом месте – пассажир. Зайдет в салон старушка – усадит ее на самое удобное место, укачает в дороге ребенка, у него всегда про запас с собой вода, влажные салфетки… Словом, он очень сильно тратит свою душу на пассажиров…
-Годы выработали у Руслана тончайшие связи с организмом машин, находчивость, талант молниеносно находить выход из труднейшего положения, и потому стоит кому-нибудь из нас сказать: «Руслан, что-то трудно идет машина», он тотчас, забыв все на свете, будет искать, менять что-то, подкручивать, но через минут пять машина будет на ходу, – рассказывают коллеги Хачирова.
А земляки –маринцы ничему не удивляются. «В доме Исмаила Хачирова самой большой бедой было обмануться в человеке. Самым неотложным –помочь ему», -говорят они.
Дому своего детства Руслан, как и все его братья и сестры, не изменял никогда. Каждую свободную минуту выбирается с семьей в Верхнюю Мару, где в отцовском доме живет младший брат Казбек.
– Родительский дом – это моя планида, -говорит напоследок Руслан, -это для меня все, что есть во мне, как и моя семья, а работа – все, что есть во мне остального.
{{commentsCount}}
Комментариев нет